Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
СПб ГБУЗ "Центр СПИД и инфекционных заболеваний" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "Комплекс" (далее - Участник, Исполнитель): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 16297-ЭП/23 от 28.06.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту изделий медицинской техники для нужд СПб ГБУЗ "Центр СПИД и инфекционных заболеваний" (извещение N 0372200267223000061),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 28.04.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту изделий медицинской техники для нужд СПб ГБУЗ "Центр СПИД и инфекционных заболеваний" (извещение N 0372200267223000061) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 4 869 113,82 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.05.2023 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Комплекс", предложившее цену контракта ниже начальной (максимальной) цены контракта на 63,98 %.
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Комплекс" заключен государственный контракт N 0372200267223000061 от 26.05.2023 на сумму 1 986 861,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 10.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 16.06.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Комплекс".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по техническому обслуживанию и ремонту изделий медицинской техники для нужд СПб ГБУЗ "Центр СПИД и инфекционных заболеваний" (далее - Услуги) по адресам: 190020, Санкт-Петербург, ул. Бумажная, д. 12, лит. А (Стационар); 190103, Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 179, лит. А. (Поликлиника) (далее - Объект) в течении 12 месяцев с момента заключения контракта (п. 4 Описания объекта закупки - Приложение N 1 к Контракту).
Заказчиком 05.06.2023 был составлен акт о ненадлежащем исполнении Участником обязательств, предусмотренных Контрактом, в котором отражено, что при проведении контроля и надзора за оказанием Услуг по Контракту были выявлены нарушения пп. 1, 2. 3. 4 Приложения 1 к Описанию объекта закупки (п. 11 Порядок услуг Приложение N 1), а именно не предоставлены документы подтверждающие:
- квалификацию сотрудников Исполнителя в соответствии с п. 5.5 "ГОСТ Р 58451-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские. Обслуживание техническое. Основные положения", п. 5.2 "ГОСТР Р 57501-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Техническое обслуживание медицинских изделий. Требование для государственных закупок". П.4.1.4 Письма Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 27.10.2003. N 293-22/233 "О введении в действие методических рекомендаций "Техническое обслуживание медицинской техники";
- аттестацию сотрудников по правилам электробезопасности (Основание ПТЭЭП гл. 1.4. п. 1.4.30, п. 5.2. "ГОСТ Р 57501-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Техническое обслуживание медицинских изделий. Требование для государственных закупок");
- действующую систему менеджмента качества в соответствии с ГОСТ ISO 9001 или ГОСТ ISO 13485 (Основание: ГСТР Р 57501-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Техническое обслуживание медицинских изделий. Требование для государственных закупок").
Также по состоянию на 06.06.2023 Участник в нарушение п. 4 Приложения N 3 к описанию объекта закупки (п. 11 Порядок оказание услуг Приложение N 1) не предоставил Заказчику весь перечень материалов и запасных частей, указанный в Приложении N 3 к описанию объекта закупки к Контракту, что было зафиксировано Заказчиком в акте от 06.06.2023.
07.06.2023 в ответ на акт от 06.06.2023 Участник предоставил Заказчику следующие документы: список сотрудников ответственных по контракту, копию лицензии на техническое обслуживание медицинской техники с приложением, копии документов подтверждающих СМК по ГОСТ Р ИСО 9001-2015, копии дипломов об образовании, копии удостоверений о повышении квалификации, копии протоколов по электробезопасности, договор об оказании услуг по КТС, свидетельство, область аккредитации.
08.06.2023 Заказчик направил в адрес Участника заявки на срочный ремонт изделий медицинской техники (исх. N 693, исх. N 696).
Однако в установленный Контрактом срок (в течении 2 (двух) часов с момента направления заявки для диагностики ИМТ), в нарушение п. 6 Приложения 1 к описанию объекта закупки (п. 11 Порядок оказания услуг Приложение N 1) специалисты ООО "Комплекс" не явились для исполнения заявок Заказчика, о чем Заказчиком 09.06.2023 были составлены соответствующие акты.
09.06.2023 на Объект Заказчика прибыл человек, который не являлся ни одним из сотрудников, допущенных Заказчиком для оказания Услуг, на основании чего Заказчик отказал ему в допуске на Объект (письмо исх. N 700 от 09.06.2023, письмо исх. N 708 от 13.06.2023).
Вместе с тем Заказчиком было получено письмо исх. N 55 от 09.06.2023, в котором Участник просил расторгнуть Контракт по соглашению сторон без указания причин для такого расторжения. Заказчик в свою очередь не усмотрел оснований для расторжения контракта по соглашению сторон.
По состоянию на 16.06.2023 Участник не устранил нарушения условий Контракта, к оказанию Услуг не приступил.
Учитывая изложенное, в связи с нарушением Участником сроков оказания Услуг, Заказчик, руководствуясь п. 10.2 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 3 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
16.06.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Комплекс" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 27.06.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил, что не согласен с Решением Заказчика ввиду следующих обстоятельств:
07.06.2023 Заказчику были предоставлены по электронной почте документы, предусмотренные п.п. 1-4 Приложения N 1 к описанию объекта закупки (вх. N 1059/01-03 ОТ 07.06.2023), в связи с чем, по мнению представителя Участника, в Решении об одностороннем отказе Заказчиком были указаны недостоверные данные о не предоставлении документации Заказчику.
Согласно п. 4 Приложения N 3 к описанию объекта закупки исполнитель предоставляет весь перечень материалов и запасных частей указанный в Приложении N 3 в течении 10 календарных дней после заключения контракта.
При этом в соответствии с п. 6 Приложения N 3 к описанию объекта закупки все материалы и запасные части, необходимые для оказания услуг, Исполнитель предоставляет Заказчику перед их установкой для проверки соответствия требованиям (запасные части и комплектующие должны быть вскрыты Исполнителем в присутствии и на территории Заказчика), установленным описанием объекта закупки, а также передает замененные запасные части. Исполнитель несет ответственность за ненадлежащее качество предоставленных им материалов и запасных частей.
Из буквального толкования п.п. 4 и 6 Приложения N 3 к описанию объекта закупки Участник сделал вывод о том, что материалы и запасные части предоставляются Заказчику для проверки перед их установкой в рамках проведения плановых или внеплановых работ, предоставление всех материалов и запасных частей, которые не используются в техническом обслуживании, не требуется.
В актах от 09.06.2023 и претензии от 13.06.2023 указано на неисполнение двух заявок Заказчика от 08.06.2023 для диагностики ИМТ.
Представитель Участника считает, что указанные замечания Заказчика опровергаются письмом самого Заказчика от 09.06.2023 N 700, в котором Заказчик подтвердил, что представитель ООО "Комплекс" своевременно прибыл для оказания Услуг, перечисленных в заявке. Однако представитель Заказчика не допустил на Объект сотрудника ООО "Комплекс". Доводы Заказчика о направлении Участником сотрудника "Павла" не соответствует действительности, такой сотрудник отсутствует у ООО "Комплекс". В адрес Заказчика был направлен сотрудник Швиголь В.В., информация о котором была заблаговременно предоставлена Заказчику.
В силу п. 4.1 Контракта ответственный представитель заказчика совместно с представителем исполнителя осуществляет контроль за оказанием услуг.
Однако, Участник не был незамедлительно уведомлен об имеющихся у Заказчика претензиях к сотруднику ООО "Комплекс". Все акты, в том числе от 09.06.2023 составлены Заказчиком в одностороннем порядке, о данных актах Участник был уведомлен только в 17.00 часов 09.06.2023.
В соответствии с п. 1 и п. 2 Приложения 2 к описанию объекта закупки "Перечень услуг по техническому обслуживанию (ТО) изделий медицинской техники (ИМТ) в соответствии с технической документацией на медицинскую технику" Техническое обслуживание ИМТ включает в себя:
- техническое диагностирование;
- технические осмотры;
- периодическое ТО;
- ремонт ИМТ.
Исполнитель проводит техническое диагностирование (проверку технического состояния) ИМТ в соответствии с Приложениями 1 и 2 Описания объекта закупки, (десяти) календарных дней.
Таким образом, учитывая вышеуказанные требования, оказанию услуг по ТО ИМТ должно предшествовать техническое диагностирование, позволяющее определить состояние оборудования Заказчика, выявить неисправности и необходимость замены запасных частей и комплектующих и принять его на техническое обслуживание.
Только после проведения указанного технического диагностирования (проверки технического состояния) осуществляется ремонт ИМТ, в том числе и с заменой запасных частей. Однако специалисты ООО "Комплекс" до проведения технического диагностирования на территории Заказчика допущены не были.
Учитывая вышеуказанное, 22.06.2023 и 23.06.2023 в адрес Заказчика Участником были направлены требования о необходимости допуска представителей ООО "Комплекс" на территорию Заказчика для проведения технического диагностирования (проверки технического состояния). Без осуществления этих действий Участник не мог приступить к техническому обслуживанию ИМТ. Однако письма Участника были проигнорированы Заказчиком.
На десятый день после принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, 26.06.2023, сотрудник ООО "Комплекс" повторно не был допущен на Объект Заказчика. 27.06.2023 по данному факту Участником была направлена претензия в адрес Заказчика.
Согласно п. 3 ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Контракт являлся действующим, а, следовательно, Заказчик обязан выполнять принятые им обязательства. В Контракте отсутствует указание, что в случае просрочки поставки товара, заказчик теряет интерес к данному товару и поставка его позже установленного срока невозможна. Тем не менее, по мнению представителя Участника, Заказчик нарушил процедуру приемки товара, предусмотренную разделом 3 Контракта, а также в отсутствие правовых оснований уклонился от исполнения Контракта и отмены решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Комплекс" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что ООО "Комплекс" были совершены все необходимые действия, направленные на исполнение Контракта, на достижение тех целей и результатов, которые установлены в Контракте, и, как следствие, эти действия были направлены на удовлетворение государственных нужд, являющихся предметов Аукциона.
Вместе с тем, Комиссией УФАС из устных пояснений представителей Заказчика и Участника, было установлено, что прибывшие на Объект Заказчика неустановленные лица не смогли предоставить документы, подтверждающие свою личность для идентификации и допуска их на Объект Заказчика.
Таким образом, по мнению Комиссии УФАС, Заказчик обоснованно отказал Участнику в допуске для оказания Услуг по Контракту, поскольку медицинское оборудование СПб ГБУЗ "Центр СПИД и инфекционных заболеваний" должно обсуживаться в соответствии с условиями Контракта квалифицированным персоналом.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, осуществив демпинг начальной (максимальной) цены контракта, стал победителем Аукциона, однако не исполнил условия Контракта.
Вместе с тем нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении ООО "Комплекс" подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Комплекс" (196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, литер А - пом.17Н, оф.5, а/я47), ИНН: 7810381406, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Волков Александр Вячеславович, ИНН: 780510711435, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Комплекс" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
27.06.23 |
29.06.23 |
28.06.23 |
0 |
28.06.23 |
05.07.23 |
04.07.23 |
0 |
07.07.23 |
07.07.23 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 июля 2023 г. N РНП-78-898/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2023