Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, Заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Пызиной Н.Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.
В присутствии представителей:
от заказчика - Кирилова Г.И.
от ООО "ТЕИНСТРОЙПРОЕКТ" - Гарифулина А.Ф.
УСТАНОВИЛ
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "ТЕИНСТРОЙПРОЕКТ" на действия заказчика - МОУ СОШ N 15 села Преображенского Буденновского района по факту осуществления закупки N0321300115523000001 "Осуществление строительного контроля за выполнением работ по объекту капитального ремонта здания МОУ СОШN 15 села Преображенского Буденновского района, расположенного по адресу: Ставропольский край, с. Преображенское, ул. Артезианская, д. 20".
Заявитель обжалует действия заказчика в части закупки.
Комиссия, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В силу п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Одним из требований к участникам закупки, предусмотренным ч. 1 ст. 31 Закона, является соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу ч. 6 ст. 31 Закона, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В силу ч. 2.1 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
В соответствии с частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ должен быть установлен минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:
1. 100 000 руб. в случае, если член СРО планирует выполнять работы, стоимость которых по одному договору подряда не превышает 60 млн. руб.; (первый уровень ответственности);
2. 500 000 руб. в случае, если член СРО планирует выполнять работы, стоимость которых по одному договору не превышает 500 млн. руб.; (второй уровень ответственности);
3. 1 500 000 руб. в случае, если член СРО планирует выполнять работы, стоимость которых по одному договору не превышает 3 млрд. руб.; (третий уровень ответственности);
4. 2 000 000 руб. в случае, если член СРО планирует выполнять работы, стоимость которых по одному договору не превышает 10 млрд. руб.; (четвертый уровень ответственности);
5. 5 000 000 руб. в случае, если член СРО планирует выполнять работы, стоимость которых по одному договору составляет 10 млрд. руб. и более (пятый уровень ответственности).
Минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена СРО в строительстве, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности составляет:
1. 200 000 руб. в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 60 млн. руб. (первый уровень ответственности);
2. 2 500 000 руб. в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам е превышает 500 млн. руб. (второй уровень ответственности);
3. 4 500 000 руб. в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 3 млрд. руб. (третий уровень ответственности);
4. 7 000 000 руб. в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 10 млрд. руб. (четвертый уровень ответственности);
5. 25 000 000 руб. в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам составляет 10 млрд. руб. и более (пятый уровень ответственности).
В соответствии с частью 3 статьи 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 ГрК РФ;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом части 3 статьи 55.8 ГрК РФ договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
Таким образом, из статей 55.8, 55.16 ГрК РФ следует, что компенсационный фонд возмещения вреда формируется СРО в обязательном порядке, размер взноса в указанный фонд зависит от стоимости одного договора строительного подряда, вне зависимости от способа его заключения, а компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств является дополнительным фондом, размер взноса в который зависит от суммарной стоимости договоров, заключенных членом СРО с использованием конкурентных процедур и является необходимым условием для принятия участия в закупках.
Так, согласно сведениям размещенным на официальном сайте, строительный контроль осуществляется на объекте со стоимостью строительно-монтажных работ 90 831 171,20 рублей, в связи с чем предъявляется требование ко второму уровню ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда члена саморегулируемой организации и не менее второго уровня ответственности по компенсационному фонду договорных обязательств.
В соответствии с письмом Минстроя России от 12.02.2021 N5265-ТБ/02, исходя из совокупности положений части 2 статьи 53 и пункта 22 статьи 1 ГрК РФ, строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 и 2.2 статьи 52 ГрК РФ.
Вместе с тем, в вышеуказанном письме Минстроя России от 12.02.2021 N5265-ТБ/02 даны следующие разъяснения по вопросу уровня ответственности членов саморегулируемой организации, осуществляющих строительный контроль:
"Законодательством о градостроительной деятельности не установлены особые требования к членам саморегулируемой организации, выполняющим функции технического заказчика, в том числе осуществляющим строительный контроль на основании договора. В этой связи к таким лицам предъявляются общие требования, установленные внутренними документами саморегулируемой организации с учетом минимальных квалификационных требований, определенных частью 6 статьи 55.5 ГрК РФ.
В соответствии с частями 10-13 статьи 55.16 ГрК РФ уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда саморегулируемой организации определяется исходя из максимальной стоимости договора подряда, который планируют выполнять индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации - исходя из предельного размера обязательств по договорам подряда, которые индивидуальный предприниматель, юридическое лицо намерены заключить с использованием конкурентных способов.
В этой связи обязательность членства в саморегулируемой организации, а также уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля".
При этом, в извещении о проведении закупки заказчик не установил, требования в соответствии с частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ, минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
Таким образом, комиссия считает, что при рассмотрении и оценке вторых частей заявок на участие в электронном аукционе комиссия заказчика нарушила требования Федерального закона N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - 44-ФЗ), признав заявку участника Тепнанц В. Г. соответствующей требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 44-ФЗ, в связи со следующим: Согласно сведениям из Единого реестра членов СРО, размещенного на сайте Ассоциации "Национальное объединение строителей" (НОСТРОЙ), данный Предприниматель имеет первый уровень ответственности членов саморегулируемой организации, что не соответствует требованиям к участникам.
Учитывая вышеизложенное, данный участник электронного аукциона не соответствуют требованиям, установленным частями 12 и 13 статьи 55.16 ГрК РФ, пункту 1 части 1 статьи 31 44-ФЗ.
Таким образом, при рассмотрении вторых частей, аукционной комиссией заказчика заявки данных участников должны быть признаны несоответствующими требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТЕИНСТРОЙПРОЕКТ" на действия заказчика - МОУ СОШ N 15 села Преображенского Буденновского района по факту осуществления закупки N0321300115523000001 "Осуществление строительного контроля за выполнением работ по объекту капитального ремонта здания МОУ СОШN 15 села Преображенского Буденновского района, расположенного по адресу: Ставропольский край, с. Преображенское, ул. Артезианская, д. 20" - обоснованной.
2. В действиях заказчика установлены нарушения пункта 1 части 1 статьи 31 Закона 44-ФЗ, в связи с чем выдать заказчику обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии
Н.Г. Пызина
С.И. Рошевский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 3 июля 2023 г. N 026/06/106-1389/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2023