Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя - начальник аналитического отдела, члены Комиссии - М.А. Грицай, главный специалист - эксперт, А.Н. Пшенникова, ведущий специалист - эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Тожибаева З.П. на действия заказчика МБОУ "Средняя школа N 30", уполномоченного органа Департамента муниципального заказа администрации города Красноярска при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту спортивных сооружений на территории МБОУ СШ N 30, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119300019823001006, установила следующее.
Существо жалобы: составление извещения об осуществлении закупки с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Рассмотрение жалобы было назначено на 28.06.2023 года в 10 часов 00 минут (по местному времени) по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81Д, каб. 20, рассмотрение жалобы было проведено в присутствии представителя уполномоченного органа. Заказчик, податель жалобы присутствие своих представителей не обеспечили.
Из содержания жалобы следует, что заказчик неправомерно не установил в извещении о проведении закупки дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, в соответствии с позицией 10 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, а также утвержден ненадлежащий порядок оценки заявок в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N2604).
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проанализировав нормы позитивного права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью, заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на закупку работ по капитальному ремонту спортивных сооружений на территории МБОУ СШ N30.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Как установлено в пункте 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о проведении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки, в том числе в соответствии с частью 2 статьи 31 Закон о контрактной системе.
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
С целью реализации требований, установленных, в том числе частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительством РФ было издано Постановление от 29.12.2021 N 2571, из системного толкования положений которого (в том числе, учитывая содержание Позиции 10 раздела II приложения к Постановлению N 2571) следует, что для участия в закупке работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) предъявляются дополнительные требования о наличии у них следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства
(за исключением линейного объекта);
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства
(за исключением линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Постановления N 2571 позиции 14, 15 и 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
Согласно подпункту "б" пункта 3 Постановления N 2571 договором, предусмотренным пунктами 1 и 2 позиции 15 приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие). Из указанного следует, что объекты капитального строительства имеют прочную неразрывную связь с землей, и их перенос без соразмерно ущерба объекту строительтства невозможен.
Проанализировав положения извещения, Комиссия установила что в ходе исполнения контракта победителю конкурса необходимо будет выполнить следующие работы:
- Устройство бетонной подготовки (подбетонка под монолитный лоток из бетона);
- Устройство покрытия из грячих асфальтобетонных смесей асфальтоуладчиками второго типа размера;
- Засыпка траншей и котлованой с перемещением грунта до 5 метов бульдозерами;
- Укладка трубопроводов канализации из полиэтиленовых труб;
- Демонтаж стальных опор контактной сети;
- Устройство монолитных бетонных фундаментов заглубленных.
Из вышеперечисленного следует, что работы, являющиеся предметом контракта, являются капитальным ремонтом объекта капитального строительства, так как устройство фундамента и прокладка соответствующих коммуникаций являются неотъемлемой частью объекта капитального строительства.
Учитывая, объект закупки, НМЦК в рамках рассматриваемой закупки (19 375 970,00), Комиссия приходит к выводу, что в рассматриваемом случае заказчику надлежало установить требования к участникам закупки в соответствии с Позицией 10 раздела II приложения к Постановлению N 2571, чего заказчиком сделано не было.
Комиссией также установлено, что по данной закупке имеется положительное заключение государственной экспертизы, согласно которой в рамках указанной закупки будет проводиться капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Комиссия отмечает, что согласно пункту 02.03. Приказа Минстроя России от 02.11.2022 N928/пр "Об утверждении классификатора объектов капитального строительства по их назначению и функционально- технологическим особенностям (для целей архитектурно- строительного проектирования и ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства)" сооружения школьной спортивной площадки относятся к объектам капитального строительства дошкольного и среднего образования.
Указанный вывод Комиссии коррелируется с позициями, изложенными в актах контрольной и судебной практики, в том числе с выводами Третьего арбитражного апелляционного суда, изложенными в Постановлении от 07.02.2023 по делу N А33-20638/2022, выводами ФАС России, изложенными в решении от 05.04.2022 по делу N 28/06/105-947/2022.
Таким образом, указанный довод жалобы признан Комиссией обоснованным, поскольку при формировании извещения заказчиком допущены нарушения пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что свидетельствует о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
Относительно второго довода подателя жалобы, Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 утверждено положение о правилах оценки заявок (далее - Постановление N2604).
Согласно абзацу 3 подпункта "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 указанного Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки, в частности, наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Приложением к извещению о проведении рассматриваемой закупки "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" установлено, что к оценке наибольшей цены одного из исполненных участником закупки договоров принимается один исполненный участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе на выполнение работ выполнение работ по строительству, реконструкции, ремонту спортивных сооружений и/или благоустройству территории с устройством спортивной площадки, стоимостью каждого контракта (договора) не менее 8 000 000,00 рублей.
Проанализировав данное положение извещения и положения Постановления Правительства РФ N 2604, Комиссия пришла к выводу, что указанное Постановление не ограничивает заказчика в праве детализации показателя оценки "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров".
Комиссия обращает внимание, что при осуществлении закупки заказчику также надлежит соблюдать принципы, установленные в статье 8 Закона о контрактной системе, в том числе принцип обеспечения конкуренции. Поскольку рассматриваемая закупка проводится в форме конкурса, то целью заказчика является выявление участника, способного предложить лучшие условия исполнения контракта. При этом негативный опыт заказчика позволил ему прийти к выводу, что лица, не имеющие опыт, сопоставимый по объему, нарушали сроки исполнения обязательств или не исполняли их в целом.
Установление минимальной стоимости исполненного контракта 8 000 000 руб. (что сопоставимо по объему с НМЦК), подтверждающего опыт участника, позволит заказчику гарантированно выявить участников, обладающих надлежащим образом распределенными, необходимыми ресурсами для удовлетворения потребности заказчика в полном объеме.
Доказательств того, что в рассматриваемом случае указанное не позволяет заказчику достигнуть цели по выявлению лучших условий исполнения контракта Комиссии не представлено.
Более того, установление заказчиком указанного порядка оценки заявок не привело к ограничению конкуренции, поскольку на участие в закупке было подано 5 заявок, при этом сам податель жалобы никаких активных действий, направленных на участие в закупке не предпринимал.
Таким образом, Комиссия отклоняет второй довод подателя жалобы, признавая его необоснованным.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3,15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение:
1. Признать жалобу ИП Тожибаева З.П. частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Конкурсной комиссии, заказчику, оператору электронной площадки отменить все протоколы, составленные в ходе проведения открытого конкурса в электронной форме.
4. Выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в извещение о проведении закупки.
5. Продлить срок подачи заявок не менее, чем на 10 дней, начиная со дня внесения изменений в извещение о закупке.
6. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии М.А. Грицай
А.Н. Пшенникова
|
|
Исп.Пшенникова А.Н.
тел.(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 28 июня 2023 г. N 024/06/106-1770/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2023