Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела КЗ Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
. - главного специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
- специалиста 1 разряда отдела КЗ Кировского УФАС России;
в присутствии:
.- представителей по доверенностям КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница";
при участии посредством ВКС:
.- индивидуального предпринимателя;
рассмотрев жалобу ИП., и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
У С Т А Н О В И Л А:
27.06.2023 года в Единой информационной системе размещена жалоба ИП (далее - Заявитель) на действия Заказчика - КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Шовный материал) (извещение N 0340200003323008750).
Заявитель сообщает, что Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при формировании технического задания (описания объекта закупки), поскольку Заказчиком неправомерно указаны конкретные торговые наименования шовного материала определенных производителей. Согласно Описанию объекта закупки, ИП не может предложить какую-либо иную продукцию, удовлетворяющую требованиям и характеристикам, указанным в позициях КТРУ и изготавливаемую в России или Республике Беларусь. Заявитель считает, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. ИП были сделаны запросы официальным дистрибьюторам указанных шовных материалов, но ответов от них не поступило, лишь дистрибьютор "Этикон, Эл-Эл-Си" сообщил, что поставки в РФ временно приостановлены.
Рассмотрение жалобы назначено на 03.07.2023 г., информация размещена в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены надлежащим образом.
Представители Заказчика пояснили, что в соответствии п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент". И, следовательно, при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, при этом определение эквивалентности товаров также является прерогативой заказчика. Указали, что выбор указанных в техническом задании характеристик имеет существенное значение для заказчика и основан на многолетнем опыте работы медицинского персонала, аналогичные по характеристикам материалы не могут быть проверены на динамическую нагрузку на разрыв шовного материала и прочность нити в узле в стационарных условиях.
Также представители обращают внимание, что в каждой позиции ТЗ указаны медицинские изделия минимум двух производителей. Жалобу просят признать необоснованной.
Изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
13.06.2023 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0340200003323008750 на поставку медицинских изделий (Шовный материал). Начальная (максимальная) цена контракта - 1343275,20 руб.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной службе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 г. утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ и Правила использования КТРУ (далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с техническим заданием, описание товара содержит следующие сведения:
N п/п |
Наименование товара, единица измерения, количество товара, код ОКПД 2, код позиции каталога товаров, работ, услуг (при наличии) |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара и их значения, которые не подлежат изменению участником закупки* |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара (единицы измерения)** |
Минимальные и (или) максимальные значения характеристик товара |
Требования заказчика к указанию минимальных и (или) максимальных значений характеристик товара участником закупки*** |
1. |
Нить хирургическая из полиэфира, рассасывающаяся, мононить, 108 шт.
КТРУ: 21.20.24.120-00000004 .
|
|
Материал хирургический шовный**** |
Эквивалент 1 Материал хирургический шовный C0024614 Моноплюс "Б.Браун Сурджикал С.А." и/или эквивалент 2 Материал хирургический шовный W9109H ПДС II "Этикон, Эл-Эл-Си" |
Одно значение или несколько значений |
Условный размер: 4/0 |
|
|
|
||
Метрический размер: 1,5 |
|
|
|
||
|
Длина нити, см |
70 и/или 90 |
Одно значение или несколько значений |
||
Характер иглы: Колющая |
|
|
|
||
Количество игл: 2 шт. |
|
|
|
||
2. |
Нить хирургическая из полиэфира, рассасывающаяся, полинить, 972 шт.
КТРУ: 21.20.24.120-00000011
|
|
Материал хирургический шовный**** |
Эквивалент 1 Материал хирургический шовный C0069629N1 Новосин "Б.Браун Сурджикал С.А." и/или эквивалент 2 Материал хирургический шовный SL-5627 Полисорб "Ковидиен Ллс" и/или эквивалент 3 Материал хирургический шовный W9951 Викрил "Этикон, Эл-Эл-Си" |
Одно значение или несколько значений |
Условный размер: 4/0 |
|
|
|
||
Метрический размер: 1,5 |
|
|
|
||
Длина нити, 45 см |
|
|
|
||
|
Характер иглы: |
Косметическая обратно-режущая и/или Обратно-режущая и/или Обратно-режущая с микрозаточкой острия |
Одно значение или несколько значений |
||
Количество игл: 1 шт. |
|
|
|
||
3. |
Нить хирургическая из полиэфира, рассасывающаяся, полинить, 396 шт.
КТРУ: 21.20.24.120-00000011 |
|
Материал хирургический шовный**** |
Эквивалент 1 Материал хирургический шовный GL-181 Полисорб "Ковидиен Ллс" и/или эквивалент 2 Материал хирургический шовный C0068029N1 Новосин "Б.Браун Сурджикал С.А." |
Одно значение или несколько значений |
Условный размер: 4/0 |
|
|
|
||
Метрический размер: 1,5 |
|
|
|
||
|
Длина нити, см |
70 и/или 75 |
Одно значение или несколько значений |
||
Характер иглы: колющая |
|
|
|
||
Количество игл: 1 шт. |
|
|
|
||
4. |
Нить хирургическая из полиэфира, рассасывающаяся, мононить, 108 шт.
КТРУ: 21.20.24.120-00000004
. |
|
Материал хирургический шовный**** |
Эквивалент 1 Материал хирургический шовный C2024305 Моноплюс "Б.Браун Сурджикал С.А." и/или эквивалент 2 Материал хирургический шовный W9179H ПДС II "Этикон, Эл-Эл-Си" |
Одно значение или несколько значений |
Условный размер: 3/0 |
|
|
|
||
Метрический размер: 2 |
|
|
|
||
Длина нити, 70 см |
|
|
|
||
|
Характер иглы: |
Колюще - режущая и/или колющая с троакарным острием |
Одно значение или несколько значений |
||
Количество игл: 1 шт. |
|
|
|
||
5. |
Нить хирургическая из полиэфира, рассасывающаяся, полинить, 1296 шт.
КТРУ: 21.20.24.120-00000011 . |
|
Материал хирургический шовный**** |
Эквивалент 1 Материал хирургический шовный C0068335N1 Новосин "Б.Браун Сурджикал С.А." и/или эквивалент 2 Материал хирургический шовный CL-510 Полисорб "Ковидиен Ллс" |
Одно значение или несколько значений |
Условный размер: 3/0 |
|
|
|
||
Метрический размер: 2 |
|
|
|
||
|
Длина нити, см |
70 и/или 75 |
Одно значение или несколько значений |
||
|
Характер иглы: |
Колюще - режущая и/или колющая с коротким режущим острием |
Одно значение или несколько значений |
||
Количество игл: 1 шт. |
|
|
|
||
6. |
Нить хирургическая из полиэфира, рассасывающаяся, полинить, 1404 шт.
КТРУ: 21.20.24.120-00000011
|
|
Материал хирургический шовный**** |
Эквивалент 1 Материал хирургический шовный C0068046N1 Новосин "Б.Браун Сурджикал С.А." и/или эквивалент 2 Материал хирургический шовный GL-222 Полисорб "Ковидиен Ллс" |
Одно значение или несколько значений |
Условный размер: 3/0 |
|
|
|
||
Метрический размер: 2 |
|
|
|
||
|
Длина нити, см |
70 и/или 75 |
Одно значение или несколько значений |
||
Характер иглы: Колющая |
|
|
|
||
Количество игл: 1 шт. |
|
|
|
Используемые при описании объекта закупки коды позиции КТРУ - 21.20.24.120-00000011 и 21.20.24.120-00000004 не содержат в себе характеристик товара, то есть заказчику предоставлено право описать товар в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
При описании объекта закупки Заказчик использует позицию КТРУ, а также указывает эквивалентность товара, в соответствии требований статьи 33 Закона о контрактной системе, в положениях которого закреплено право Заказчика использовать товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент".
Исходя из данной таблицы, Заказчиком обозначены несколько эквивалентов ко всем пунктам требуемого товара.
Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
Описание объекта закупки Заказчиком сформировано исходя из приобретения качественного товара, удовлетворяющих по своим манипуляционным свойствам и характеристикам умению и квалификации медицинского персонала.
Отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Предметом закупки является поставка товара, а не его производство. В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Указанная выше позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (дела N А11-15561/2019, N А11-955/2019, Постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа по делам N А29-11764/2020, N А11-15561/2019, N А43-15300/2020).
Представители Заказчика пояснили, что при подготовке извещения об осуществлении закупки Заказчиком на основании технического задания было получено 3 коммерческих предложения от различных юридических лиц для формирования НМЦК, сведения из которых, в том числе были использованы для определения эквивалентности товара при описании объекта закупки.
Комиссия отмечает, что Заявителем в соответствии ч. 4 ст. 106 Закона о закупках не представлены доказательства в подтверждение обоснованности доводов жалобы.
На основании изложенного, Комиссией установлено, что на рынке по спорным позициям существует товар как минимум двух производителей, которые отвечают требованиям Технического задания.
Таким образом, описание объекта закупки Заказчика не противоречит действующему законодательству, соответствует сложившейся практике осуществления закупок на поставку медицинских изделий, с учетом потребности и специфики оказания медицинской помощи.
Довод жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образует самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ИП на действия Заказчика - КОГБУЗ "Кировская областная больница" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Шовный материал) (извещение N 0340200003323008750).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. Председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 3 июля 2023 г. N 043/06/106-664/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2023