Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонина К. В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов Комиссии: Рашидханова К.Л. - старшего государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Ким Н. - гласного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в присутствии представителей:
Заказчика - Мартынюк М.П., Кокориной А.Е.;
Подрядчика - Гайсиной С.М.;
уполномоченного органа - Клубковой А.П.;
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИНЖИНИРИНГ-М" (ИНН 7118021093) на положения извещения - утвержденное Государственным казенным учреждением "Управление автомобильных дорог Сахалинской области" (ИНН 6501155038) при проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту: "Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Ремонт автомобильной дороги Невельск - Томари - аэропорт Шахтерск на участке км 58 - км 62"" (извещение N 0361200015023003371).
УСТАНОВИЛА:
28.06.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба заявителя на действия Заказчика, который допустил нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). По мнению подателя жалобы, заказчиком установлены требования к опыту выполнения работ, который не сопоставим с объектом закупки.
Рассмотрение вышеуказанной жалобы уведомлением N ЕО/1995/23 28.06.2023 назначено на 03.07.2023 в 11 часов 00 минут. Для получений дополнительных сведений и материалов дела рассмотрение перенесено на 04.07.2023.
Комиссия Сахалинского УФАС России, заслушав представителей сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системы в сфере закупок, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, установила следующее.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 (ред. от 31.10.2022) "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Далее - Положение 2604).
Согласно п. 8 Положения 2604, в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения: а) применяются детализирующие показатели; б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов; в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Согласно п. 24 Положения 2604, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки: а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов; б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов; в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта; г) наличие у участников закупки деловой репутации; д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели (п. 25 Положения 2604).
Оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований настоящего раздела в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV настоящего Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (п. 26 Положения 2604).
В соответствии с п. 28 Положения 2604, в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки: общая цена исполненных участником закупки договоров; общее количество исполненных участником закупки договоров; наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946)
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Комиссией Сахалинского УФАС установлено, что в разделе II порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, Заказчик установил критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке такие, как:
- Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия оценки 40 %;
- Показатель оценки - Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
- Показатель оценки, детализирующий показатель - Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
- Предмет договора оцениваемого по детализирующему показателю: Выполнение работ по ремонту, содержанию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.
К оценке принимаются: исключительно исполненный договор, предусматривающий Выполнение работ по ремонту, содержанию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги, при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек); - исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ; - документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам). Документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. Примечания: в том числе к оценке принимаются договоры (контракты) с предметом соответствующим видам выполняемых работ согласно раздела II. Классификация работ по капитальному ремонту автомобильных дорог/III. Классификация работ по ремонту автомобильных дорог/IV. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог".
Законом о контрактной системе не предусмотрены требования о том, какие детализирующие показатели должны быть установлены в конкурсной документации, следовательно, заказчик наделен правом самостоятельно определять такие показатели в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта, за исключением особенностей указанных в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
Таким образом, в случае наличия в документации о закупке критерия "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" заказчик самостоятельно устанавливает требования к порядку подтверждения наличия опыта у участников закупки, а также раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки.
Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ) разграничивает работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и работы по разработке проектной документации и инженерным изысканиям.
Выполнение работ по разработке проектной документации и инженерным изысканиям является самостоятельным видом работ, что также подтверждается приказом Минстроя России от 14.01.2020 N 10/пр "Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение проектных и (или) изыскательских работ и информационной карты типовых условий контракта".
Предметом контракта, на право заключения, которого проводится данный открытый конкурс в электронной форме, является "Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Ремонт автомобильной дороги Невельск - Томари - аэропорт Шахтерск на участке км 58 - км 6". При этом в Описании объекта закупки не приведены работы связанные с ремонтов автомобильной дороги. То есть предметом закупки являются исключительно проектно-изыскательские работы.
При оценке заявок участников закупки учитываются представленные в составе конкурсной заявки копии исполненных государственных (муниципальных) контрактов (договоров). Таким образом, оценке подлежат только те контракты, которые уже были исполнены, следовательно, участники закупки подтверждают наличие у них соответствующего опыта выполнения работ.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчик неправомерно установил требования к опыту по пп. "в" п. 32 Положения 2605 предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги, поскольку такой опыт полностью несоответствует предмету рассматриваемой закупки и является несопоставимым.
Таким образом, Заказчик признается нарушившим п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", положениями Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИНЖИНИРИНГ-М" (ИНН 7118021093) на положения извещения - утвержденное Государственным казенным учреждением "Управление автомобильных дорог Сахалинской области" (ИНН 6501155038) при проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту: "Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Ремонт автомобильной дороги Невельск - Томари - аэропорт Шахтерск на участке км 58 - км 62"" (извещение N 0361200015023003371) - обоснованной.
2. Признать Заказчика - Государственное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог Сахалинской области" нарушившим, п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику ГКУ "Управление автомобильных дорог Сахалинской области" и уполномоченному учреждению ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" - выдать обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии К.В. Солонин
Члены Комиссии: К.Л. Рашидханов
Н. Ким
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 4 июля 2023 г. N 065/06/106-467/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2023