Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
от заявителя - ООО "Артис" Климовой Татьяны Владимировны путем видеоконференции,
от заказчика - КГБУЗ "Краевая клиническая больница" Рогожиной Екатерины Эдуардовны, Богданчикова Максима Владимировича при личном присутствии;
от уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края" Олюниной Екатерины Викторовны путем видеоконференции,
от победителя закупки - Регионального Отделения Общероссийской Общественной Организации Военных Инвалидов "ВоИн" в Алтайском крае Петросовой Валентины Владимировны, Таможского Богдана Александровича путем видеоконференции,
рассмотрев жалобу ООО "Артис" на действия комиссии при проведении закупки N 0817200000323007450 "Поставка медицинского расходного материала для проведения процедур гемодиализа" согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО "Артис" (далее-заявитель) на действия комиссии при проведении закупки N 0817200000323007450 "Поставка медицинского расходного материала для проведения процедур гемодиализа".
Заявитель указывает, что по каждой из позиций технического задания победителем закупки были предложены к поставке диализаторы двух производителей - "Медика С.п.А" и "Витал Хэлзскэя Сдн. Бхд".
При этом по позиции N 1 для диализатора производителя "Медика С.п.А" (модель с площадью поверхности мембраны - 1.6 кв.м) представлена недостоверная информация по клиренсным характеристикам, коэффициенту ультрафильтрации. Диализатор производителя "Витал Хэлзскэя Сдн. Бхд." не подходит требованиям заказчика по коэффициенту ультрафильтрации.
По позиции N 2 для диализатора производителя "Витал Хэлзскэя Сдн. Бхд." была представлена недостоверная информация в отношении клиренсных характеристик. Диализатор (модель с площадью поверхности мембраны - 1.8 кв.м) не соответствует требованиям заказчика по коэффициенту ультрафильтрации, при этом диализатор производителя "Медика С.п.А" соответствует требованиям заказчика.
По позиции N 3 для диализатора производителя "Медика С.п.А" представлена недостоверная информация по клиренсным характеристикам, по коэффициенту ультрафильтрации. Диализатор производителя "Витал Хэлзскэя Сдн. Бхд." (модель с площадью поверхности мембраны -2.0 кв.м) не соответствует требованиям заказчика по коэффициенту ультрафильтрации.
По позиции N 4 для диализатора производителя "Медика С.п.А" представлена недостоверная информация по клиренсным характеристикам, по коэффициенту ультрафильтрации. Диализатор производителя "Витал Хэлзскэя Сдн. Бхд." (модель с площадью поверхности мембраны -2.2 кв.м) не соответствует требованиям заказчика по коэффициенту ультрафильтрации.
По позиции N 5 диализаторы производителя "Витал Хэлзскэя Сдн. Бхд." с требуемыми характеристиками отсутствуют.
Представитель уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласилась, представила письменные и устные пояснения.
Представители заказчика с доводами жалобы также не согласились, пояснили, что при рассмотрении заявки заказчик руководствовался инструкциями по применению диализаторов, по каждой из позиций технического задания требованиям заказчика соответствует хотя бы один из двух предложенных диализаторов. Основания для отклонения заявки отсутствовали. Производитель диализатора был конкретизирован по каждой позиции в спецификации к контракту.
Представитель победителя закупки возражал по доводам жалобы.
Заслушав пояснения представителей сторон, изучив представленные документы, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
18.05.2023 года в единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0817200000323007450 "Поставка медицинского расходного материала для проведения процедур гемодиализа", а также описание объекта закупки, проект контракта и др.
Согласно описанию объекта закупки к поставке требуются диализаторы для гемодиализа с полыми волокнами, одноразового использования пяти типов.
В описании объекта закупки к диализаторам установлены требования к материалу капилляров, площади поверхности мембраны, объему заполнения, типу стерилизации, коэффициенту ультрафильтрации, а также к клиренсным характеристикам по мочевине, креатинину, фосфатам, витамину В12, а именно:
по позиции 1
Наименование показателя (характеристики) товара |
Единица измерения показателя (характеристики) товара |
Значение показателя (характеристики) товара, при определении которого участником закупки используются только точные цифровые или иные параметры |
Площадь поверхности мембраны |
м2 |
не менее 1,5 и не более 1,7 |
Клиренсовые характеристики при скорости кровотока 200 мл/мин, потоке диализата 500 мл/мин, ультрафильтрации 0-10 мл/мин: |
мл/мин |
|
- по мочевине |
мл/мин |
Не менее 192 |
- по креатинину |
мл/мин |
Не менее 184 |
- по фосфатам |
мл/мин |
Не менее 175 |
- по витамину В12 |
мл/мин |
Не менее 114 |
Коэффициент ультрафильтрации |
мл/час/мм.рт.ст. |
Не менее 20 и не более 40 |
по позиции 2
Наименование показателя (характеристики) товара |
Единица измерения показателя (характеристики) товара |
Значение показателя (характеристики) товара, при определении которого участником закупки используются только точные цифровые или иные параметры |
Площадь поверхности мембраны |
м2 |
не менее 1,5 и не более 1,7 |
Клиренсовые характеристики при скорости кровотока 200 мл/мин, потоке диализата 500 мл/мин, ультрафильтрации 0-10 мл/мин: |
мл/мин |
|
- по мочевине |
мл/мин |
Не менее 194 |
- по креатинину |
мл/мин |
Не менее 186 |
- по фосфатам |
мл/мин |
Не менее 170 |
- по витамину В12 |
мл/мин |
Не менее 114 |
Коэффициент ультрафильтрации |
мл/час/мм.рт.ст. |
Не менее 20 и не более 40 |
по позиции 3
Наименование показателя (характеристики) товара |
Единица измерения показателя (характеристики) товара |
Значение показателя (характеристики) товара, при определении которого участником закупки используются только точные цифровые или иные параметры |
Площадь поверхности мембраны |
м2 |
не менее 1,9 и не более 2,1 |
Клиренсовые характеристики при скорости кровотока 200 мл/мин, потоке диализата 500 мл/мин, ультрафильтрации 0-10 мл/мин: |
мл/мин |
|
- по мочевине |
мл/мин |
Не менее 195 |
- по креатинину |
мл/мин |
Не менее 189 |
- по фосфатам |
мл/мин |
Не менее 183 |
- по витамину В12 |
мл/мин |
Не менее 136 |
Коэффициент ультрафильтрации |
мл/час/мм.рт.ст. |
Не менее 20 и не более 40 |
по позиции 4
Наименование показателя (характеристики) товара |
Единица измерения показателя (характеристики) товара |
Значение показателя (характеристики) товара, при определении которого участником закупки используются только точные цифровые или иные параметры |
Площадь поверхности мембраны |
м2 |
не менее 2,0 и не более 2,2 |
Клиренсовые характеристики при скорости кровотока 200 мл/мин, потоке диализата 500 мл/мин, ультрафильтрации 0-10 мл/мин: |
мл/мин |
|
- по мочевине |
мл/мин |
Не менее 197 |
- по креатинину |
мл/мин |
Не менее 192 |
- по фосфатам |
мл/мин |
Не менее 190 |
- по витамину В12 |
мл/мин |
Не менее 136 |
Коэффициент ультрафильтрации |
мл/час/мм.рт.ст. |
Не менее 20 и не более 40 |
по позиции 5
Наименование показателя (характеристики) товара |
Единица измерения показателя (характеристики) товара |
Значение показателя (характеристики) товара, при определении которого участником закупки используются только точные цифровые или иные параметры |
Площадь поверхности мембраны |
м2 |
не менее 2,5 и не более 2,7 |
Клиренсовые характеристики при скорости кровотока 200 мл/мин, потоке диализата 500 мл/мин, ультрафильтрации 0-10 мл/мин: |
мл/мин |
|
- по мочевине |
мл/мин |
Не менее 199 |
- по креатинину |
мл/мин |
Не менее 196 |
- по фосфатам |
мл/мин |
Не менее 193 |
- по витамину В12 |
мл/мин |
Не менее 163 |
Коэффициент ультрафильтрации |
мл/час/мм.рт.ст. |
Более 40 |
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.06.2023 г. заявка РООО Военных Инвалидов "ВоИн" в Алтайском крае (N 114294706) была признана соответствующей требованиям извещения о проведении закупки.
Комиссия установила, что в составе заявки N 114294706 к поставке были предложены по каждой позиции диализаторы производства Италия, Малайзия без указания производителя, представлены значения по требуемым характеристикам диализаторов. В составе заявки были приложены регистрационные удостоверения N РЗН 2018/7875 от 07.12.2018 г. на диализатор для гемодиализа с полыми волокнами, низкопоточный и высокопоточный "Витал Хелзскэя Сдн.Бхд", Малайзия и регистрационное удостоверение от 09.11.2018 г. N РЗН 2018/7794 на диализаторы SMARTFLUX половолоконные, одноразового использования, производитель "Медика С.п.А", Италия.
Согласно доработанному проекту контракта, направленному на подпись победителю закупки, в п. 1 спецификации указаны следующие сведения о товарах.
N п/п |
Наименование товара, товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии) |
Страна происхождения товара и данные документа, подтверждающего страну происхождения товара (при наличии такого документа) |
1 |
Диализатор для гемодиализа с полыми волокнами, одноразового использования Vital V-16LF |
Малайзия РУ N РЗН 2018/7875 от 07.12.2018 г. |
2 |
Диализатор для гемодиализа с полыми волокнами, одноразового использования Medica SMARTFLUX LFP-180 |
Итальянская Республика, РУ N РЗН 2018/7794 от 09.11.2018 г. |
3 |
Диализатор для гемодиализа с полыми волокнами, одноразового использования Vital V-20LF |
Малайзия РУ N РЗН 2018/7875 от 07.12.2018 г. |
4 |
Диализатор для гемодиализа с полыми волокнами, одноразового использования Vital V-22LF |
Малайзия РУ N РЗН 2018/7875 от 07.12.2018 г. |
5 |
Диализатор для гемодиализа с полыми волокнами, одноразового использования Medica SMARTFLUX НFP-270 |
Итальянская Республика, РУ N РЗН 2018/7794 от 09.11.2018 г. |
|
|
|
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 43 для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
Поскольку заявка победителя закупки содержала предложение о поставке товаров по каждой позиции как производства Италии, так и производства Малайзии, в контракт должна быть включена информация о стране происхождения, товарном знаке (при наличии) в соответствии с поданной заявкой.
Вместе с тем, согласно п. 1 спецификации по каждой из позиции победителем может быть поставлен товар только одного из производителей.
В связи с чем, Комиссия считает, что контракт заключается с победителем закупки на иных условиях, чем было предусмотрено заявкой победителя закупки.
Согласно пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Комиссия, проанализировав инструкции по применению диализаторов, размещенные в реестре медицинских изделий (www.roszdravnadzor.gov.ru ), установила следующее.
Сведения в отношении клиренсных характеристик , указанные в заявке победителя закупки, не соответствуют сведениям, указанным в инструкции по применению диализатора Smartflux производителя "Медика С.п.А." (модель LFP160). Таким образом, в отношении диализатора производителя Италия по позиции N 1 победителем закупки были представлены недостоверные сведения.
Сведения в отношении клиренсных характеристик , указанные в заявке победителя закупки, не соответствуют сведениям , указанным в инструкции по применению диализатора Vital Healthcare Sdn. Bhd. производителя "Витал Хелзскэя Сдн.Бхд", Малайзия" (модель V18LF). Таким образом, в отношении диализатора производителя Малайзия по позиции N 2 победителем закупки были представлены недостоверные сведения.
Сведения в отношении клиренсных характеристик, указанные в заявке победителя закупки, не соответствуют сведениям, указанным в инструкции по применению диализатора Smartflux производителя "Медика С.п.А." (модель LFP200). Таким образом, в отношении диализатора производителя Италия по позиции N 3 победителем закупки были представлены недостоверные сведения.
Сведения в отношении клиренсных характеристик, указанные в заявке победителя закупки, не соответствуют сведениям, указанным в инструкции по применению диализатора Smartflux производителя "Медика С.п.А." (модель LFP220). Таким образом, в отношении диализатора производителя Италия по позиции N 4 победителем закупки были представлены недостоверные сведения.
Сведения в отношении клиренсных характеристик, площади поверхности мембраны, указанные в заявке победителя закупки, не соответствуют сведениям, указанным в инструкции по применению диализатора Vital Healthcare Sdn. Bhd. производителя "Витал Хелзскэя Сдн.Бхд", Малайзия". Модели с площадью поверхности мембраны у данного производителя отсутствуют.
Таким образом, в отношении диализатора производителя Малайзия по позиции N 5 победителем закупки были представлены недостоверные сведения.
Комиссия критически относится к доводу заявителя о несоответствии коэффициента ультрафильтрации диализатора Vital Healthcare Sdn. Bhd. требованиям заказчика, поскольку согласно сведениям из инструкции по применению диализатора производителя "Витал Хелзскэя Сдн.Бхд", предоставленной победителем закупки, согласно письму официального представителя производителя ООО "Бэйн Медикал Трейдинг" от 28.06.2023 г. модели низкопоточных диализаторов Vital Healthcare Sdn. Bhd. соответствуют требованиям заказчика по коэффициенту ультрафильтрации.
Поскольку заявка победителя закупки содержала недостоверную информацию в отношении диализаторов одного из производителей по каждой позиции, комиссии уполномоченного учреждения следовало отклонить данную заявку.
В действиях комиссии имеются нарушения требований п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе, в действиях членов комиссии имеется состав административного правонарушения по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Рассмотрев довод заявителя о недостоверности сведений в отношении клиренсных характеристик в заявке победителя закупки, Комиссия также считает следующее.
Согласно п. 2.3.1. письма ФАС России от 18.04.2011 г. N АК/14239 ( далее - письмо ФАС России) анализ данных, представленных участниками рынка, врачебным сообществом, главными специалистами с учетом клинической практики позволяет сделать вывод о том, что основным элементом расходного материала для проведения процедуры диализа, осуществляющим функцию фильтрации крови, является диализатор, в котором происходит очищение крови от токсинов. Крепление диализатора к АИП универсально, т.е. любой диализатор можно закрепить на любом АИП. Диализаторы являются важнейшим и наиболее дорогостоящим компонентом расходного материала, эффект лечения в существенной степени зависит от характеристик диализатора и его мембраны. Диализаторы различаются по следующим показателям: материал мембраны, объем заполнения контура крови диализатора, коэффициент ультрафильтрации (КУФ), площадь поверхности мембраны, стерилизация диализатора. Таким образом, в результате анализа ФАС России установила, что при определении взаимозаменяемости диализаторов, в том числе для целей государственных закупок, допустима следующая детализация характеристик и параметров: по коэффициенту ультрафильтрации (КУФ); по материалу изготовления мембраны; по площади поверхности мембраны; по способу стерилизации; по объему заполнения.
Согласно п. 3.1 письма ФАС России детализация технических характеристик расходного материала, в т.ч. указание заказчиком в документации требований к клиренсам по мочевине, креатинину, фосфатам, витамину В12, исключает участие в закупке хозяйствующих субъектов, предлагающих продукцию других производителей. У каждого производителя диализаторов имеются указанные характеристики, но они могут отличаться в верхних и нижних значениях, тем самым несоответствие хотя бы одному параметру делает невозможным участие в таком аукционе.
В соответствии с п. 1.2, 1.3 письма ФАС России по данным Росздравнадзора о продукции, зарегистрированной и допущенной к применению (АИП и расходные материалы), данным представительств производителей в Российской Федерации, а также данным иностранных компаний, установлен перечень основных участников рынка, осуществляющих поставку АИП и расходных материалов в Российскую Федерацию: Fresenius, Gambro/Hospal, Baxter, Toray Kawasumi, B. Braun , Nipro , Bellco , Nikkiso Asahi, Етропал.
Учитывая, что рынок расходных материалов для гемодиализа насчитывает только основных участников - девять производителей, Комиссия считает, что установление заказчиком требований к клиренсным характеристикам диализаторов ограничивает возможность поставки расходных материалов других производителей.
В ходе рассмотрения жалобы представителем заказчика не были представлены медицинские исследования, рекомендации медицинского сообщества и т.п., свидетельствующие о влиянии установленных клиренсных характеристик на эффект лечения.
Таким образом, с учетом разъяснений ФАС России установление в описании объекта закупки требований к клиренсным характеристикам является нарушением требований ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в действиях заказчика имеется состав административного правонарушения по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. признать жалобу ООО "Артис" обоснованной;
2. признать действия заказчика при проведении электронного аукциона, выразившиеся в нарушении ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, неправомерными;
3. признать действия комиссии по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) при проведении электронного аукциона, выразившиеся в нарушении п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе, неправомерными;
4. выдать уполномоченному учреждению, заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем аннулирования закупки;
5. передать материалы дела должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
М.Н. Кудельникова |
|
_____________________________ |
О.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 30 июня 2023 г. N 022/06/48-707/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2023