Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей (средствами видеоконференцсвязи):
от заказчика - Министерства здравоохранения Алтайского края Крутихинского района Алтайского края - Кун Юлии Анатольевны (до перерыва), Пестовой Ирины Витальевны (после перерыва),
от ООО "Фармацвет" - Кокаревой Марины Валерьевны,
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - Министерства здравоохранения Алтайского края о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Фармацвет", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N 08172000003220202430001 от 23.01.2023 г., заключенного по итогам закупки N 0817200000322020243 "Поставка расходных материалов", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
26 июня 2023 года в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - Министерства здравоохранения Алтайского края о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Фармацвет", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N 08172000003220202430001 от 23.01.2023 г., заключенного по итогам закупки N 0817200000322020243 "Поставка расходных материалов".
Представитель заказчика указал, что подрядчик на поставил товар в установленный контрактом срок, ссылаясь на введение санкций и ограничений. Аналогичный товар другого производителя не может быть поставлен в рамках рассматриваемой закупки, поскольку расходные материалы должны быть совместимы с инсулиновыми помпами, установленными у пациентов с сахарным диабетом, о чем было указано при описании объекта закупки. Обращение заказчика в уполномоченный орган с заявлением о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков обусловлено обязанностью, возложенной на него Законом о контрактной системе.
Представитель поставщика против удовлетворения заявления возражает. Указал, что при принятии решения об участии в рассматриваемой закупке 05 января 2023 года обществом был сделан запрос ООО "Холдинг Юнона" - официальному представителю в России компании Medtronic Inc о возможности поставки датчиков системы чрескожного мониторинга уровня глюкозы (Сенсор для мониторирования глюкозы Enlite MMT-7008, вариант исполнения: MMT-7008А). Поскольку компания уведомила о наличии товара, ООО "Фармацвет" приняло участие в закупке. Вместе с тем, на момент наступления срока поставки товара (апреля 2023 года), ООО "Холдинг Юнона" уведомило о наличии на российском складе компании только товара с остаточным сроком годности до 01.05.2023 г. Согласно условиям заключенного контракта ООО "Фармацвет" должно осуществить первую поставку товара в период с 03.04.2023 г. по 14.04.2023 г., при этом в соответствии с пунктом 7.4 на момент поставки остаточный срок годности оборудования должен быть не менее 2,5 месяцев. Поскольку товар, имеющийся на складе ООО "Холдинг Юнона" не соответствовал условиям контракта, ООО "Фармацвет" предприняло попытки найти товар у других поставщиков, однако торговые компании в России столкнулись с аналогичной ситуацией отсутствия товара и перенесение сроков новых поставок на неопределенное время. Кроме того, в мае текущего года Medtronic Inc уведомило ООО "Холдинг Юнона" о сбоях поставок продукции в связи с новыми мерами экспортного контроля в отношении медоборудования и медицинских изделий, введенных Правительством США 19.05.2023 г.
В заседании Комиссии 30 июня 2023 года был объявлен перерыв до 03 июля 2023 года. После перерыва заседание Комиссии было продолжено. Представитель заказчика дополнительно пояснил, что участники рассматриваемой закупки, чьи заявки также были признаны соответствующими уведомили заказчика, что не смогут поставить закупаемый товар.
Заслушав представителей, исследовав материалы дела, Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам.
30 декабря 2022 года в единой информационной системе было размещено извещение об осуществлении закупки N 0817200000322020243 "Поставка расходных материалов". Начальная (максимальная) цена контракта - 7 800 000 руб.
К поставке требуются датчики системы чрескожного мониторинга уровня глюкозы в количестве 1 500 штук. При этом заказчик указывает, что предложенные расходные материалы должны быть совместимы с инсулиновыми помпами с системой постоянного мониторирования глюкозы моделей MiniMedParadigm MMT-722, MMT-754. Технические, функциональные и качественные характеристики товара определены исходя из потребностей пациентов с сахарным диабетом, у которых уже установлены и эксплуатируются медицинские изделия.
На участие в закупке было подано 3 заявки. Протоколом подведения итогов определения поставщика от 12.01.2023 г. все заявки были признаны соответствующими. По результатам подведения итогов определения поставщика победителем аукциона признан участник закупки идентификационный N 113361236, с ценовым предложением 5 655 000 руб. Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 27,50 %.
23 января 2023 года по итогам закупки N 0817200000322020243 между Министерством здравоохранения Алтайского края и ООО "Фармацвет" был заключен контракт N 08172000003220202430001, по условиям которого поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, осуществить поставку расходных материалов (код КТРУ - 32.50.50.190-00001090) (далее - оборудование) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке и разгрузке оборудования.
Оборудование - сенсоры для мониторирования глюкозы Enlite MMT-7008, вариант исполнения: MMT-7008А (Производитель: "Медтроник МиниМед", страна происхождения: США, РУ N РЗН 2013/785 от 02.03.2022 г.).
Пунктом 7.4 контракта предусмотрено, что на момент поставки остаточный срок годности оборудования должен быть не менее 2,5 месяцев.
В приложении N 3 к контракту указан График поставки, согласно которому оборудование поставляется в 5 этапов: с 03.04.2023 г. по 14.04.2023 г., с 01.06.2023 г. по 15.06.2023 г., с 01.08.2023 г. по 15.08.2023 г., с 02.10.2023 г. по 13.10.2023 г., с 11.12.2023 г. по 22.12.2023 г.
Письмом от 17.04.2023 г. заказчик указал поставщику на невыполнение условий контракта.
В письме от 19.04.2023 г. N Ф889/04 поставщик пояснил, что задержка поставки продукции произошла ввиду производственных сложностей на местах производства и проблем с доставкой, о которых официальный производитель и его представитель в России уведомляли в марте 2023 года письмами.
Представитель поставщика представил письма других участником рынка медицинских изделий, к которым он обращался в процессе поиска товара для поставки, письмо ООО "Холдинг Юнона" от 18.04.2023 г., в котором указано на отсутствие на складе необходимого оборудования, и письмо производителя, адресованное официальному представителю в России - ООО "Холдинг Юнона" с указанием на возможность поставки не ранее конца июня 2023 года.
Письмом от 29.05.2023 г. заказчик вновь указал поставщику на невыполнение условий контракта.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктами 11.3 и 11.4 контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по следующим основаниям:
существенное нарушение поставщиком требований к качеству оборудования, а именно обнаружение заказчиком неустранимых недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
невыполнение поставщиком обязательства по предоставлению документов или копий документов, предусмотренных контрактом;
невыполнение поставщиком требования заказчика о замене оборудования, доукомплектовании оборудования, поставки недопоставленного количества оборудования;
неоднократное нарушение поставщиком сроков поставки оборудования;
по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Поскольку поставщик не поставил товар по графику поставки, 13 июня 2023 года заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 08172000003220202430001 от 23.01.2023 г. Указанное решение было размещено в единой информационной системе.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Следовательно, решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 26 июня 2023 года.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Вместе с тем, по смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, о добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Согласно подпункта "а" пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссии была представлена переписка сторон с официальным представителем компании Medtronic Inc в России - ООО "Холдинг Юнона", а также с иными участниками рынка медицинского оборудования, свидетельствующая о принятии поставщиком мер для надлежащего исполнения контракта. Кроме того, поставщик является добросовестным исполнителем по поставке медицинского оборудования по государственным контрактам.
На основании изложенного, Комиссия не находит оснований для включения информации об ООО "Фармацвет" в реестр недобросовестных поставщиков в связи тем, что из материалов дела невозможно однозначно сделать вывод о недобросовестном поведении поставщика, поскольку поставщик перед заключением контракта убедился в наличии необходимого товара у официального представителя производителя, принимал меры по поиску необходимого товара на рынке медицинского оборудования в условиях его дефицита, уведомлял заказчика о возникших сложностях.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Не включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Фармацвет".
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________
_____________________________ |
М.Н. Кудельникова
О.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 3 июля 2023 г. N 022/10/104-700/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2023