Комиссией управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от ФКУ "Упрдор "Алтай": Арсеньев А.В., Баталова Е.В.;
от Ассоциации "Дорожных подрядных организаций Республики Алтай": не явился, уведомлен;
в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по территориальной подведомственности из управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступили жалобы Ассоциации "Дорожных подрядных организаций Республики Алтай" (исх. N АГ/1713/23 от 07.06.2023 г., N АД/1636/23 от 01.06.2023 г.) на действия ФКУ Упрдор "Алтай" (Заказчик) при проведении открытых конкурсов в электронной форме.
Проверка начала: 05.06.2023 г., окончена 04.07.2023 г.,
Место нахождения проверяемой организации: 656049 г. Барнаул, ул. Папанинцев, 105;
Место проведения контрольного мероприятия: 656015, Алтайский край, г. Барнаул, пр-т Ленина 81.
Проверяемый период: с 05.05.2023 г. по 13.06.2023, с 01.12.2022 по 09.01.2022 г., с 02.11.2023 по 05.12.2022 г., с 25.02.2022 по 26.08.2022 г.
УСТАНОВИЛА:
в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по территориальной подведомственности из управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступили обращения Ассоциации "Дорожных подрядных организаций Республики Алтай" (исх. N АГ/1713/23 от 07.06.2023 г., N АД/1636/23 от 01.06.2023 г.) на действия ФКУ Упрдор "Алтай" при проведении открытых конкурсов в электронной форме:
- N 0317100000523000027 "Оказание услуг по содержанию автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-256 "Чуйский тракт" Новосибирск - Барнаул - Горно-Алтайск - граница с Монголией, подъезд к оз. Телецкому км 10+505 - км 150+765 и искусственных дорожных сооружений на ней, Республика Алтай;
- N 0317100000522000057 "Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-256 "Чуйский тракт" Новосибирск - Барнаул - Горно-Алтайск - граница с Монголией, подъезд к оз. Телецкому на участке км 70+000 - км 74+870, км 74+910 - 80+000, Республика Алтай;
- N 0317100000522000062 "Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-256 "Чуйский тракт" Новосибирск - Барнаул - Горно-Алтайск - граница с Монголией, подъезд к оз. Телецкому на участке км 60+540 - км 70+000, Республика Алтай;
- N 0317100000522000039 "Ремонт автомобильной дороги Р-256 "Чуйский тракт" - Новосибирск - Барнаул - Горно-Алтайск - граница с Монголией, подъезд к оз. Телецкому на участке км 139+620 - км 150+765, Республика Алтай.
В соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно доводам жалоб, по результатам мониторинга Ассоциация "ДПО РА" выявила существенные нарушения ФКУ "Упрдор "Алтай", выразившиеся в применении требований к участникам закупок, а именно: отсутствие необходимого опыта поставщиков (подрядчиков) для участия в торгах и заключения с ними контрактов по результатам электронных торгов (открытых конкурсов).
Так, ФКУ Упрдор "Алтай" в извещениях о проведении закупок установило требования к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе по позиции 17 раздела III приложения к ПП N 2571., (закупки N 0317100000522000057, N0317100000522000062), а именно:
Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги; 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги. Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей; не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей; не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей.Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт (акты) выполненных работ, подтверждающий (подтверждающие) цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации;
Требования в соответствии с позицией 18 раздела III приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571 (закупки N 0317100000522000039, N 0317100000523000027), а именно:
Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги; 3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; 4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги. Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию
Согласно абзацу 5 подпунктом б) пункта 3 ПП N 2571 для целей настоящего постановления, договором, предусмотренным пунктом 1 позиции 2, пунктом 1 позиции 9, пунктом 1 позиции 10, пунктом 1 позиции 11, пунктом 1 позиции 12, позицией 14, пунктами 1 и 2 позиции 15, пунктом 2 позиции 17, пунктами 1 и 2 позиции 18, позициями 32 - 36, пунктом 1 позиции 37, пунктом 1 позиции 39, позициями 40 и 41 приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Таким образом, Ассоциация "ДПО РА" указывает, на то, что все договоры, подтверждающие опыт участника закупки по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и мостовых переходов, должны быть размещены в единой информационной системе (далее-ЕИС), однако, информация об исполненных договорах Подрядчика ООО "Алтайский асфальт" отсутствует.
На основании изложенного, Ассоциация "ДПО РА" просит провести проверку процедуры заключения контрактов по итогам торгов с ООО "Алтайский асфальт".
13.06.2023 г. в УФАС по Алтайскому краю поступили пояснения ФКУ "Упрдор "Алтай", согласно которым, решением членов комиссии Заказчика, заявка ООО "Алтайский асфальт" была признана соответствующей требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе, в качестве подтверждения наличия опыта ООО "Алтайский асфальт" приложил подтверждающие документы по пункту 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 18 раздела III приложения к ПП N2571 (закупка N 0317100000523000027, N 0317100000522000039), позиции 17 раздела III приложения к ПП N2571 (закупки N 0317100000522000057, N 0317100000522000062), а именно:
- исполненный договор субподряда N 41/21-АА от 05.05.2021 г., заключенный между ООО "Тамбовский асфальт" и ООО "Алтайский асфальт" на выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт автомобильной дороги Р 256-"Чуйский тракт" Новосибирск-Барнаул-Горно-Алтайск-граница с Монголией, подъезд к оз. Телецкое, на участке км 31+000-км 41+000, Республика Алтай"), дополнительное соглашение NN 1-7 на заключительную сумму 483 339 328, 84 руб. с НДС;
- Акты выполненных работ, подтверждающие цену выполненных работ (акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 на сумму 483 339 328,84);
- Акт выполненных работ, подтверждающих цену выполненных работ и являющийся последним актом, составленным при исполнении договора подписан не ранее чем за 5 лет до окончания срока подачи заявок на участие в закупке (КС-2 N 18 и КС-33 N 18 от 04.07.2022 на сумму 483 339 328,84).
В целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения по результатам проведения проверки, срок проведения проверки был продлен до 04.07.2023 г.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов и информации, подтверждающих соответствие участников закупок таким требованиям, установлены Постановлением N 2571.
В силу абзаца 5 подпунктом б) пункта 3 ПП N 2571 для целей настоящего постановления, договором, предусмотренным пунктом 1 позиции 2, пунктом 1 позиции 9, пунктом 1 позиции 10, пунктом 1 позиции 11, пунктом 1 позиции 12, позицией 14, пунктами 1 и 2 позиции 15, пунктом 2 позиции 17, пунктами 1 и 2 позиции 18, позициями 32 - 36, пунктом 1 позиции 37, пунктом 1 позиции 39, позициями 40 и 41 приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
При этом в графах "Дополнительные требования к участникам закупки" и "Информация и документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям" приложения к Постановлению N 2571 конкретизированы дополнительные требования к участнику закупки, в том числе требование о наличии у участника закупки опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего поставку товара, выполнение (оказание) работ (услуг), а также содержится информация и документы, представляемые участником закупки в качестве подтверждения наличия у участника закупки такого опыта.
Указанные дополнительные требования установлены непосредственно к участникам закупки, следовательно, документы и информация, предусмотренные приложением к Постановлению N 2571, должны быть представлены исключительно в отношении участника закупки, в связи с чем представление документов и информации об опыте иных лиц, в том числе субподрядчиков, не соответствует требованиям положений Постановления N 2571.
Учитывая изложенное, при осуществлении закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд договором, подтверждающим соответствие участника дополнительному требованию о наличии у участника закупки опыта исполнения договора, установленному Постановлением N 2571, является исключительно договор (контракт) на поставку соответствующего товара, на выполнение (оказание) соответствующих работ (услуг), по которому одной из сторон выступает непосредственно участник закупки.
Указанная позиция согласуется письмом ФАС России N МЕ/51304/19 от 19.06.2019 г.
Так как договор субподряда N 41/21-АА от 05.05.2021 г. не заключен и не исполнен в соответствии с Законом о контрактной системе, либо с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" 223-ФЗ от 18.07.2021 г., как того требует ПП N 2571, обязанности Заказчика и Подрядчика договором субподряда не регулируются.
Согласно пункту 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, заявка на участие при проведении электронных процедур должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
В соответствии с пунктом 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, при рассмотрении вторых частей заявок заявка подлежит отклонению в случаях непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки
Поскольку ООО "Алтайский асфальт" не представило в заявке на участие в закупке информации и документов, а именно договор на выполнение соответствующих работ заключённый и исполненный в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", заявка ООО "Алтайский асфальт" подлежала отклонению.
Согласно подпункту а) пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
Таким образом, в нарушение пункта 12 части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе, заявка ООО "Алтайский асфальт" была допущена членами комиссии неправомерно, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ: Отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией.
Руководствуясь положениями статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. В действиях Заказчика допущены нарушения требований пункта 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
2. Предписание вы выдавать в связи с нецелесообразностью,
3. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение составлено на 1 (один) листе / 2 (две) страницах.
Председатель Комиссии _____________________________ А.В. Кочетков
Члены Комиссии: ____________________________ А.Ю. Бурбах
____________________________ О.В. Тетерина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 4 июля 2023 г. N АД/1636/23 (ключевые темы: участники закупок - капитальный ремонт - ассоциация - товар. работа. услуга. - объекты капитального строительства)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2023