Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок ;
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от заявителя - ИП Тожибаева Захиджона Пазилжоновича не явился, к видеоконференции не подключился, уведомлен,
от заказчика - Администрации Залесовского муниципального округа Алтайского края Головачука Ярослава Анатольевича путем видеоконференции,
рассмотрев жалобу ИП Тожибаева З.П. на действия заказчика при проведении закупки N 0117600003623000030 "Ремонт улично-дорожной сети в с. Залесово по ул. Советская, ул. Октябрьская- ул. Почтовая, ул. Партизанская" согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ИП Тожибаева З.П. (далее - заявитель) на действия заказчика при проведении закупки N 0117600003623000030 "Ремонт улично-дорожной сети в с. Залесово по ул. Советская, ул. Октябрьская- ул. Почтовая, ул. Партизанская".
Заявитель указывает, что заказчик, использующий для оценки заявок на участие в закупке формулу, предусмотренную Положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 N 2604, необоснованно установил предельное максимальное значение характеристики, предусмотренной детализирующим показателем, установленным заказчиком в размере 122 495 817,93 руб., поскольку оно установлено заказчиком без какой-либо взаимосвязи с начальной (максимальной) ценой контракта (превышающим НМЦК в 3 раза) и фактическим объемом работ, предусмотренным проектно-сметной документацией, размещенной совместно с извещением о закупке.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, пояснил, что установление предельного максимального значения в размере 300% от НМЦК обусловлено потребностью заказчика в определении самого квалифицированного участника, который в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и выявлению лучшего предложения об условиях исполнения контракта.
Заслушав пояснения, изучив представленные документы, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок в ходе проведения внеплановой проверки пришла к следующим выводам.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно п. 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В соответствии с п. 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
В соответствии с п. 18 Положения если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N 1 к настоящему Положению, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.
Согласно п. 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается.
Согласно п. 25-26 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
Оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований настоящего раздела в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV настоящего Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки".
Согласно п. 20 Положения если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из следующих формул:
з) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлены предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки и предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
где:
Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки"
13.06.2023 г. заказчиком на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0117600003623000030 "Ремонт улично-дорожной сети в с. Залесово по ул. Советская, ул. Октябрьская- ул. Почтовая, ул. Партизанская" , а также Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе ( далее - Порядок).
Заказчиком в качестве нестоимостного критерия оценки заявки установлены:
- критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (значимость критерия - 40 %),
- показатель оценки "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" (значимость показателя оценки - 100%),
- показатель оценки, детализирующий показатель оценки "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров (значимость показателя, детализирующего показатель оценки - 100%).
А также заказчиком предусмотрено, что значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки" (БХi), рассчитывается по формуле:
лучшим является наибольшее значение характеристики, предусмотренной детализирующим показателем, и установлены предельное минимальное значение характеристики, предусмотренной детализирующим показателем и максимальное значение характеристики, предусмотренной детализирующим показателем:
где:
Хi - значение характеристики, предусмотренной детализирующим показателем, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки";
- предельное минимальное значение характеристики, предусмотренной детализирующим показателем, установленное заказчиком - 8 166 387,86 руб. (20% от НМЦК)
- предельное максимальное значение характеристики, предусмотренной детализирующим показателем, установленное заказчиком - 122 495 817,93 руб. (300% от НМЦК).
Таким образом, порядок оценки заявок по указанному показателю был установлен заказчиком в соответствии с требованиями Положения. При этом Положение не содержит обязанности заказчика устанавливать предельные максимальные и минимальные значения характеристики в какой-либо зависимости от начальной (максимальной) цены контракта, обосновывать установление данных значений.
Установленный критерий и его показатель, детализирующий показатель не является обязательным требованием к участникам закупки, а являются инструментом оценки заявок участников закупки для определения наилучших условий исполнения контракта. Заявитель не ограничен в праве подать свою заявку на участие в закупке и участвовать в закупке.
Заявителем не представлено доказательств того, что установление предельных максимальных и минимальных значений характеристики сужает круг участников закупки.
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
признать жалобу ИП Тожибаева З.П. необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
А.Ю. Бурбах |
|
____________________________ |
О.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 4 июля 2023 г. N 022/06/42-725/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2023