Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Курленко Е.С.- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича (далее - ИП Тожибаев З.П., заявитель) на действия Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска (далее - уполномоченный орган), бюджетного учреждения города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" (далее - заказчик, БУ г. Омска "УДХБ") при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по изготовлению, монтажу и оформлению ландшафтных экспозиций на территории городской выставки зеленого строительства, цветоводства и садоводства "Флора-2023" (Реестровый номер 34.0701.23) (извещение N 0152300011923000703) (далее - электронный аукцион, аукцион, закупка),
в отсутствие представителей заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы;
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
уполномоченного органа - Барабанова Анастасия Николаевна (доверенность N 2 от 17.05.2023),
заказчика - Швецова Ольга Владимировна (доверенность N 94 от 28.06.2023), Рудик Юлия Анатольевна (доверенность N 76 от 29.05.2023)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 5828-ЭП/23 от 26.06.2023) жалоба заявителя на действия уполномоченного органа, заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявителем обжалованы положения извещения об осуществлении закупки, не соответствующие, по его мнению, требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 16.06.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение N 0152300011923000703 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 13 893 333,33 руб.
26.06.2023 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому было подано три ценовых предложения, наименьшее ценовое предложение сделано участником закупки с идентификационным номером заявки 114501569 (9 030 657,19 руб.), при этом снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 35 %.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.06.2023 заявки всех участников закупки были признаны соответствовавшими требованиям извещения о проведении электронного аукциона, победителем по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта предложившим наиболее низкую цену контракта признана индивидуальный предприниматель Полевьянова Светлана Александровна.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
По мнению заявителя, в нарушении статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, абзаца третьего подпункта "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) извещение об осуществлении закупки не содержит дополнительного требования, предусмотренного пунктом 9 Дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 (далее - Дополнительные требования).
На запрос Омского УФАС России (исх. N ТШ/3868/23 от 26.06.2023) уполномоченным органом и заказчиком были представлены возражения на доводы жалобы (вх. N 6017-ЭП/23 от 29.06.2023, N 5992-ЭП/23 от 28.06.2023), содержание которых сводится к отсутствию при осуществлении закупки нарушений законодательства о контрактной системе, поскольку фактически объектом закупки являются не работы по благоустройству территории, а изготовление, доставка, монтаж и оформление ландшафтных экспозиций, состоящих из флористических фигур, конструкций и цветочного оформления территории городской выставки зеленого строительства, цветоводства и садоводства "Флора-2023" (то есть декораций для городской выставки).
В возражениях заказчика (вх.N 5992-ЭП/23 от 28.06.2023), а также в пояснениях, данных на заседании Комиссии, в частности указано: "Документацией вышеуказанной закупки предусматривается изготовление, доставка, монтаж и оформление ландшафтных экспозиций, состоящих из флористических фигур, конструкций и цветочного оформления территории городской выставки зеленого строительства, цветоводства и садоводства "Флора-2023" (далее - городская выставка). Городская выставка проводится ежегодно па территории скверов "Выставочный" и "Воскресенский" (далее - скверы) в рамках празднования Дня города Омска. В 2023 году она проводится 71 раз, при этом для каждой городской выставки утверждается новая концепция оформления. В связи с чем, изготавливаемые ландшафтные экспозиции, как временное/декоративное оформление территории скверов, демонстрируются на городской выставке в течение пяти дней, а затем демонтируются. При этом, флористические фигуры и конструкции частично или полностью разбираются без последующего восстановления".
В дополнение к возражениям заказчиком были представлены (вх. N 6145-ЭП/23 от 03.07.2023) следующие копии документов: приказ первого заместителя Мэра города Омска от 02.06.2023 N65 (с приложением), план организационно-технических мероприятий по подготовке и проведению празднования Дня города Омска в 2023 году, распоряжение исполняющего обязанности Мэра города Омска от 15.06.2023 N 157-р, План финансово-хозяйственной деятельности на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденный директором БУ г. Омска "УДХБ" 10.06.2023.
В силу части 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 такой статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если данным законом предусмотрена документация о закупке) (аналогичное требование предусмотрено пунктом 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
На основании пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Дополнительные требования к участникам закупки устанавливаются Постановлением N 2571.
Подпунктом "а" пункта 1 Постановления N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к такому постановлению.
Абзацем третьим подпункта "а" пункта 3 Постановления N 2571 установлено, что позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Разделом II Дополнительных требований предусмотрены дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям.
Пунктом 9 Раздела II Дополнительных требований предусмотрена необходимость установления дополнительных требований к участникам закупки при выполнении работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, являются:
- в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;
- в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию
(за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
- в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
По определению, данному в пунктах 1, 36 и 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ):
градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства;
благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий;
элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
В пункте 3.2 СП 82.13330.2016 "Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75", утвержденных приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 972/пр, под благоустройством территории понимается комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под правилами благоустройства территории муниципального образования понимается муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N 45 "О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска" приняты Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска (далее - Правила благоустройства).
По определению, данному пунктом 1.1 статьи 1 Правил благоустройства, элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы и информация, используемые как составные части благоустройства.
К элементам благоустройства территории относятся:
- элементы инженерной подготовки и защиты территории (организация рельефа и стока поверхностных вод);
- озеленение (массивы, группы, солитеры, живые изгороди, кулисы, боскеты, шпалеры, газоны, цветники, различные виды посадок);
- покрытия (твердые, мягкие, газонные, комбинированные);
- ограждения (заборы);
- малые архитектурные формы;
- освещение и осветительное оборудование;
- сопряжения поверхностей (бортовые камни, ступени, лестницы, пандусы);
- игровое и спортивное оборудование;
- знаково-информационные системы;
- некапитальные нестационарные сооружения;
- площадки (детские, спортивные площадки, площадки для отдыха, для выгула и дрессировки собак, контейнерные площадки, площадки автостоянок, хозяйственные площадки);
- пешеходные коммуникации;
- водные устройства (фонтаны, питьевые фонтанчики, бюветы, родники, декоративные водоемы);
- уличное техническое оборудование (укрытия таксофонов, банкоматы, интерактивные информационные терминалы, почтовые ящики, вендинговые автоматы).
В соответствии с извещением о проведении закупки объектом закупки является выполнение работ по изготовлению, монтажу и оформлению ландшафтных экспозиций на территории городской выставки зеленого строительства, цветоводства и садоводства "Флора-2023".
Таким образом, по мнению Комиссии, содержание работ, являющихся объектом закупки, направлено на обеспечение работы выставки (ее оформление), не подпадает под понятие "элемент благоустройства", соответственно не используется как составная часть благоустройства в понимании вышеуказанных нормативных правовых актов.
Доказательств обратного заявителем не представлено.
При указанных обстоятельствах, Комиссия признает жалобу необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича на действия Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска, бюджетного учреждения города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по изготовлению, монтажу и оформлению ландшафтных экспозиций на территории городской выставки зеленого строительства, цветоводства и садоводства "Флора-2023" (Реестровый номер 34.0701.23) (извещение N 0152300011923000703).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Т.П. Шмакова |
Заместитель председателя Комиссии |
А.Н. Зефиров |
Члены Комиссии |
Е.С. Курленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 3 июля 2023 г. N 055/06/106-753/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2023