Резолютивная часть решения оглашена 03 июля 2023 года.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: <_>, председателя Комиссии, заместителя руководителя; членов Комиссии: <_>, ведущего специалиста - эксперта отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, <_>, специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, в присутствии представителя Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областной клинический наркологический диспансер" <_> (доверенность N 26/22 от 26.04.2022), в присутствии представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" <_> (доверенность N2 от 09.01.2023), в присутствии представителя ООО "Нарколаб" <_> (доверенность N 1-3/23 от 01.06.2023), в отсутствие представителей ООО "РТС-тендер", уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "Нарколаб" на действия Заказчика (Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областной клинический наркологический диспансер") при проведении электронного аукциона на поставку тест-систем для выявления наркотиков в моче человека (извещение N0859200001123007403 от 16.06.2023) и проведя внеплановую проверку указанного электронного аукциона,
у с т а н о в и л а:
Государственным бюджетным учреждением Рязанской области "Областной клинический наркологический диспансер" инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на поставку тест-систем для выявления наркотиков в моче человека (далее - электронный аукцион).
16.06.2023 извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Уполномоченным учреждением выступило Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (далее - Уполномоченное учреждение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 5 500 000 рублей 00 копеек.
По мнению Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены положения проекта контракта, а также описание объекта закупки, что нарушает требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС).
В ходе заседания представитель Заявителя поддержал доводы, указанные в жалобе.
В отзыве на жалобу N268 от 29.06.2023 Уполномоченное учреждение сообщило, что описание объекта закупки соответствует требованиям Закона о ФКС и не нарушает законных интересов участников закупки.
В отзыве на жалобу N2489 от 29.06.2023 Заказчик сообщил, что жалоба является необоснованной, а также описание объекта закупки соответствуют требованиям Закона о ФКС и не нарушает законных интересов участников закупки.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения поддержали возражения, изложенные в отзыве на жалобу, и считают жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
По мнению Заявителя, Заказчиком в проекте Контракта не указаны условия, установленные Постановлением Правительства от 12.01.2023 РФ N10 "Об особенностях описания тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о типовых условиях контрактов, подлежащих применению заказчиками при осуществлении закупок, на поставку таких тест-полосок и о внесении изменений в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 10), а именно:
1. в описание объекта закупки указывается:
- возможность безвозмездной передачи заказчику новых анализаторов, совместимых с поставляемыми тест-полосками, в случае если поставщик при подаче заявки на участие в закупке предложил к поставке тест-полоски, соответствующие показателям, указанным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", но являющиеся несовместимыми с анализатором, указанным в описании объекта закупки в соответствии с абзацем третьим настоящего подпункта;
- количество анализаторов, подлежащих безвозмездной передаче заказчику поставщиком в случае, предусмотренном абзацем четвертым настоящего подпункта, соответствующее количеству пациентов, для обеспечения которых осуществляется закупка тест-полосок;
2. типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок:
а) в случае если предметом контракта является поставка тест-полосок, несовместимых с анализатором, предусмотренным в описании объекта закупки, поставщик обязан одновременно с поставкой таких тест-полосок безвозмездно передать заказчику совместимые с ними новые анализаторы в количестве, предусмотренном в описании объекта закупки;
б) если в соответствии с контрактом заказчику безвозмездно передаются новые анализаторы, поставщик обязан обеспечить обучение работников заказчика по использованию таких анализаторов;
в) если в соответствии с контрактом заказчику безвозмездно передаются новые анализаторы, поставщик обязан обеспечить исполнение гарантийных обязательств, предусмотренных в описании объекта закупки, в отношении таких анализаторов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о ФКС в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
Объектом закупки являются тест-системы для выявления наркотиков в моче человека.
Комиссия Рязанского УФАС отмечает, что Постановление N10 регулирует порядок и особенности описания тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови, и предназначенных для анализатора уровня сахара крови портативного, соответствующего кодам НКМИ 300680, 300690, 344110 вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурой классификацией медицинских изделий, тогда как объектом спорной закупки являются тест-системы для выявления наркотиков в моче человека.
Кроме того, тест-системы для выявления наркотиков в моче человека, предназначенные для одновременного определения 10 видов наркотических веществ в крови человека с кодом медицинского изделия 195770.
Таким образом, довод Заявителя о необходимости применения положения Постановления N10 необоснован.
Согласно доводу Заявителя, указание Заказчиком в описании объекта закупки "или обеспечение регистрации и количественной оценки результатов исследования путем сравнения полученного результата с калибровочной кривой любым другим анализатором" вводит участников электронного аукциона в заблуждение.
В соответствии ч. 2 ст. 33 Закона о ФКС описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В разделе "Описание объекта закупки" Заказчиком установлены технические, качественные функциональные характеристики товара, а также максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Так, в дополнительных характеристиках установлено "или обеспечение регистрации и количественной оценки результатов исследования путем сравнения полученного результата с калибровочной кривой любым другим анализатором".
Комиссия Рязанского УФАС отмечает, что согласно пп.1 п. 8 Правил, утвержденных приказом Министерства здравоохранения N933н от 18.12.2015 химико-токсикологические исследования пробы биологического объекта (мочи) проводятся в два этапа: предварительные исследования иммунохимическими методами с применением анализаторов, обеспечивающих регистрацию и количественную оценку результатов исследования путем сравнения полученного результата с калибровочной кривой.
Таким образом, довод Заявителя необоснован, поскольку оспариваемое требование, указанное в описании объекта закупки, не противоречит требованиям Закона о ФКС.
Вместе с тем, по мнению Заявителя, ни в описании объекта закупки, ни в проекте контракта не установлено, ни количество анализаторов, а также сроки поставки и условия для передачи анализаторов Заказчику, что не позволяет потенциальному участнику закупки сформировать свое предложение о поставке необходимого Заказчику товара.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о ФКС описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии ч. 1 ст. 34 Закона о ФКС контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В ходе заседания представитель Заказчика подтвердил необходимость передачи анализаторов при условии, что участник предлагает тест-системы, которые не совместимы с имеющимися у Заказчика, при этом пояснить конкретное количество анализаторов и условия, на которых они должны передаваться, представитель лечебного учреждения затруднился, факт того, что ни описание объекта закупки, ни проект контракта перечисленных условий не содержит, Заказчик не отрицал.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений ч. 2 ст. 33 Закона о ФКС, поскольку потенциальный участник закупки не может должным образом сформировать предложение о поставке товара в отсутствие необходимых условий, действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 закона о ФКС иных нарушений законодательства о контрактной системе, не выявила.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 и частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Нарколаб" обоснованной в части неустановления в извещении об осуществлении закупки количества, сроков и условий для передачи анализаторов Заказчику.
2. Признать Заказчика (Государственное бюджетное учреждение Рязанской области "Областной клинический наркологический диспансер") нарушившим части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание Заказчику (Государственному бюджетному учреждению Рязанской области "Областной клинический наркологический диспансер"), Уполномоченному учреждению (Государственному казённому учреждению Рязанской области "Центр закупок Рязанской области"), Аукционной комиссии Государственного казённого учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" и Оператору электронной площадки (ООО "РТС-тендер") об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы по делу N062/06/33-470/2023 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 4 июля 2023 г. N 062/06/33-470/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2023