Резолютивная часть решения оглашена 03 июля 2023 года.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: ...
, при участии представителя Министерства здравоохранения Рязанской области
...
, представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области"
...
, в присутствии представителя ООО "Группа Компаний БМТ"
...
, в отсутствие представителей АО "Сбербанк-АСТ, уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "Группа Компаний БМТ" N2306-1 от 23.06.2023 (вх. N3575-ЭП/23 от 26.06.2023) на действия Заказчика (Министерства здравоохранения Рязанской области) при проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия (Гистероскоп жесткий оптоволоконный), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинского изделия (извещение N 0859200001123007475 от 19.06.2023) и проведя внеплановую проверку указанного электронного аукциона,
у с т а н о в и л а:
Министерством здравоохранения Рязанской области (далее - Заказчик, Министерство) инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинского изделия (Гистероскоп жесткий оптоволоконный), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинского изделия (далее - электронный аукцион).
19 июля 2023 года извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Уполномоченным учреждением выступило Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (далее - Уполномоченное учреждение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 16 680 012 рублей 20 копеек.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), а именно: действия Заказчика, выразившиеся в установлении в описании объекта закупки требований к товару, влекут за собой ограничение количества участников закупок, а именно:
1. характеристикам раздела "Описание объекта закупки" соответствует медицинское изделие единственного производителя "Karl Storz";
2.1. общая (п. 1.6 Описания объекта закупки) и рабочая (п. 1.5 Описания объекта закупки) длина, не могут иметь одинаковый размер;
2.2. пунктом 1.14 Описания объекта закупки установлен параметр "Конструкция оптики предназначена для соединения с байонетными замками оптических обтураторов, рабочих элементов, телескопических мостиков, адаптеров: Для обеспечения совместимости с имеющимися в эксплуатации заказчика медицинскими изделиями. Для обеспечения совместимости с поставляемыми в комплекте медицинскими изделиями". При этом в обосновании не указывается с какими инструментами в наличии у Заказчика необходимо обеспечить совместимость;
2.3. в пункте 1.31 Описания объекта закупки отсутствует обоснование выбранного материала изготовления товара;
2.4. в пунктах 1.47, 1.55, 1.61, 1.68, 1.74, 1.81,1.87 Описания объекта закупки отсутствует указание на то, какая именно длина требуется: рабочая или общая;
2.5. пункт 1.48 Описания объекта закупки устанавливает параметр "Высокочастотный кабель, биполярный, для коагуляторов и биполярных инструментов не менее 1 штука", при этом отсутствует указание для каких коагуляторов и с каким разъемом.
В ходе заседания представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе.
В отзыве на жалобу N263 от 27.06.2023 Уполномоченное учреждение сообщило, что описание объекта закупки соответствует требованиям Закона о ФКС и не нарушает законных интересов участников закупки. Кроме того, Заказчиком использована обязательная к применению позиция КТРУ, а также дополнительные характеристики товара с приведением соответствующего обоснования.
В отзыве на жалобу NАС/11-9933 от 29.06.2023 Заказчик сообщил, что жалоба является необоснованной, а также описание объекта закупки соответствуют требованиям Закона о ФКС и не нарушает законных интересов участников закупки.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения поддержали возражения, изложенные в отзыве на жалобу, и считают жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. По мнению Заявителя, характеристикам раздела "Описание объекта закупки" соответствует медицинское изделие единственного производителя "Karl Storz".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о ФКС в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о ФКС описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Объектом рассматриваемой закупки является поставка медицинского изделия (гистероскоп жесткий оптоволоконный).
В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика пояснил, что характеристикам, установленным в разделе "Описание объекта закупки", соответствует оборудование как минимум двух производителей: "Karl Storz" и Richard Wolf.
Вместе с тем Заявителем в материалы дела представлено письмо N28 от 22.06.2023 от ООО "МТ Техника", являющего авторизованным представителем производителя Richard Wolf, Германия, согласно которому Общество сообщает, что в ассортименте производителя Richard Wolf отсутствуют гистероскопы жесткие оптоволоконные, соответствующие требованиям технического задания рассматриваемого аукциона (извещение N 0859200001123007475 от 19.06.2023).
В ходе заседания Комиссии Министерством не представлено доказательств о наличии как минимум двух производителей, удовлетворяющих требованиям описания объекта закупки.
Комиссия Управления отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он вправе устанавливать соответствующие требования к товарам в извещении об осуществлении закупки, но, таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки, и в составе одного лота не закупались наряду с товарами, производимыми неограниченным кругом производителей, и уникальными товарами единственного производителя.
Кроме того, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в извещении, Заказчику необходимо определить, каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке и в связи с чем в работе учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары.
При этом Заказчику требуется обладать документальным подтверждением обоснования потребности, но не руководствоваться своим субъективным мнением и/или предположениями.
На основании вышеизложенного, в случае невозможности участников закупки закупить и поставить требуемые Заказчику уникальные позиции наряду с иными товарами, указанная закупка будет проведена только для тех лиц, имеющих договорные отношения с определенным производителем товара, что непосредственно является ограничением круга потенциальных участников закупки, что напрямую запрещается нормами ст. 33 Закона о ФКС.
В то же время включение Заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений ст. 33 Закона о ФКС (п. 2 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений ч. 1 ст. 33 Закона о ФКС при формировании описания объекта закупки, действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно доводу Заявителя раздел "Описание объекта закупки" не отвечает положениям Закона о ФКС, а именно:
2.1. общая (п. 1.6 Описания объекта закупки) и рабочая (п. 1.5 Описания объекта закупки) длина, не могут иметь одинаковый размер;
2.2. пунктом 1.14 Описания объекта закупки установлен параметр "Конструкция оптики предназначена для соединения с байонетными замками оптических обтураторов, рабочих элементов, телескопических мостиков, адаптеров: Для обеспечения совместимости с имеющимися в эксплуатации заказчика медицинскими изделиями. Для обеспечения совместимости с поставляемыми в комплекте медицинскими изделиями". При этом в обосновании не указывается с какими инструментами в наличии у Заказчика необходимо обеспечить совместимость;
2.3. в пункте 1.31 Описания объекта закупки отсутствует обоснование выбранного материала изготовления товара;
2.4. в пунктах 1.47, 1.55, 1.61, 1.68, 1.74, 1.81, 1.87 Описания объекта закупки отсутствует указание на то, какая именно длина требуется: рабочая или общая;
2.5. пункт 1.48 Описания объекта закупки устанавливает параметр "Высокочастотный кабель, биполярный, для коагуляторов и биполярных инструментов не менее 1 штука", при этом отсутствует указание для каких коагуляторов и с каким разъемом.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о ФКС описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Проанализировав материалы дела, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что в пунктах 1.5 и 1.6 Описания объекта закупки указаны рабочая длина: не более 300, общая длина: не менее 300, соответственно, из приведенных характеристик не следует, что к поставке требуется медицинское изделие с одинаковыми рабочей и общей длинами.
Относительно неуказания в пунктах 1.47, 1.55, 1.61, 1.68, 1.74, 1.81,1.87 Описания объекта закупки на то, какая именно длина требуется: рабочая или общая представитель Заказчика пояснил, что в этом случае данные показатели являются общими и, соответственно, подразумевается общая длина, в связи с чем уточнение излишне.
На основании вышеизложенного, приведенные доводы не нашли своего подтверждения.
Заявитель в составе жалобы обращает внимание, что пункты 1.14 и 1.48 содержат указание на совместимость с имеющими в эксплуатации у лечебного учреждения медицинскими изделиями, однако, не конкретизирует их.
Так, п. 1.14 установлен параметр "Конструкция оптики предназначена для соединения с байонетными замками оптических обтураторов, рабочих элементов, телескопических мостиков, адаптеров: Для обеспечения совместимости с имеющимися в эксплуатации заказчика медицинскими изделиями. Для обеспечения совместимости с поставляемыми в комплекте медицинскими изделиями", п. 1.48 - "Высокочастотный кабель, биполярный, для коагуляторов и биполярных инструментов не менее 1 штука".
Вместе с тем информация о том, с какими именно медицинскими изделиями должна быть обеспечена совместимость, отсутствует, что приводит к невозможности потенциальным участникам закупки корректно сформировать свою заявку на участие в электронном аукционе, и нарушает ч. 2 ст. 33 Закона о ФКС.
Относительно довода об отсутствие в пункте 1.31 Описания объекта закупки обоснования выбранного материала Комиссия антимонопольного органа приходит к следующему выводу.
Пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145) предусмотрено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением определенных случаев.
Пунктом 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145) предусмотрено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Вместе с тем соответствующее обоснование необходимости установления дополнительного требования, не предусмотренного позицией КТРУ и изложенного Заказчиком в п. 1.31 Описания объекта закупки, отсутствует, что противоречит ч. 1 ст. 33 Закона о ФКС.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 закона о ФКС иных нарушений законодательства о контрактной системе, не выявила.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 и частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Группа Компаний БМТ" обоснованной в части установления требований в Описании объекта закупки, которые соответствует единственному производителю, в части установления требований к предмету закупки, которые не позволяют корректно сформировать свою заявку на участие в электронном аукционе, а также в части отсутствия обоснования дополнительных характеристик, не предусмотренных позицией КТРУ.
2. Признать Заказчика (Министерство здравоохранения Рязанской области) нарушившим часть 1 и часть 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. В остальной части отказать.
4. Выдать предписание Заказчику (Министерству здравоохранения Рязанской области), Уполномоченному учреждению (Государственному казённому учреждению Рязанской области "Центр закупок Рязанской области") и Оператору электронной площадки (АО "Сбербанк-АСТ") об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы по делу N062/06/106-467/2023 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 6 июля 2023 г. N 062/06/106-467/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2023