Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии __________ - заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
членов Комиссии:
_________ - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
_________ - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
при участии посредством видео-конференц-связи представителя заказчика - ГБУ РМЭ "Дворец молодежи Республики Марий Эл" - __________ (на основании доверенности от 03.07.2023),
в присутствии представителя уполномоченного органа - Комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Марий Эл - ________ (на основании доверенности N3 от 06.06.2023), ____________ (на основании доверенности N 2 от 06.06.2023);
в отсутствие представителя заявителя - ООО "Сиддхи", надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения материалов дела;
рассмотрев жалобу ООО "Сиддхи" от 27.06.2023 на положения извещения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по благоустройству территории для создания "Спортивной площадки Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Дворец молодежи Республики Марий Эл" сустановкой спортивно-технологического оборудования (извещение в единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://zakupki.gov.ru N 0108500000423000215 от 08.06.2023),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком проводился открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по благоустройству территории для создания "Спортивной площадки Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Дворец молодежи Республики Марий Эл" с установкой спортивно-технологического оборудования.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Так, в Марийское УФАС России в предусмотренные законом сроки поступила жалоба ООО "Монтажпроект" на положения извещения об осуществлении закупки.
Заявитель в своей жалобе приводит довод о необоснованном установлении предельных минимальных и максимальных значений общей цены исполненных участником закупки контрактов, которые превышают размер НМЦК закупки в несколько раз, что по мнению заявителя ограничивает количество участников закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения, в которых указывает, что оценка заявок по критерию "Квалификация участников закупки" осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом "з" пункта 20 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N2604. Положение не регламентирует, каким образом заказчику следует определять предельные максимальное и минимальное значения детализирующего показателя. Законодатель оставляет разрешение данного вопроса на усмотрение заказчика. Кроме того, законодатель не обязывает заказчика включать в извещение обоснование установления предельных минимальных и максимального значения критериев оценки. В рассматриваемом случае, установление предельно минимальной стоимости исполненного контракта 158 434 650 рублей, а также предельно максимальной стоимости в размере 633 738 600 рублей, подтверждающего опыт участника, позволит заказчику гарантированно выявить участников, обладающих надлежащим образом распределенными необходимыми ресурсами для удовлетворения потребности заказчика в полном объеме.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав участника дела, обсудив доводы жалобы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение N 0108500000423000215 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по благоустройству территории для создания "Спортивной площадки Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Дворец молодежи Республики Марий Эл" с установкой спортивно-технологического оборудования размещено на официальном сайте 08.06.2023.
Дата и время окончания подачи заявок: 27.06.2023 08:00.
Дата подведения итогов определения поставщика: 30.06.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта: 31 686 930,00 рублей.
Преимущества: не установлены.
Ограничения и запреты: не установлены.
Требования к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ - Требования в соответствии с позицией 9 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащая, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом.
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом, должно содержать: порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе (пункт 4).
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 (далее - Постановление N 2604) утверждено Положение об оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 1 Положения данное Положение устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, согласно приложению N 1.
Согласно пункту 3 Постановления N 2604 для оценки заявок в соответствии с данным Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В соответствии с пунктом 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
- наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
- наличие у участников закупки па праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
- наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
- наличие у участников закупки деловой репутации;
- наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Пунктом 26 Положения установлено, что оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований настоящего раздела в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV настоящего Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки".
Согласно подпункту "з" пункту 20 Положения если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХ1), рассчитывается по одной из следующих формул:
- в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлены предельное минимальное значение ( ) характеристики объекта закупки и предельное максимальное значение ( ) характеристики объекта закупки, - по формуле:
Установлено, что заказчиком в соответствии с вышеуказанными нормами закона в приложении N6 к извещению об осуществлении открытого конкурса в электронной форме "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" заказчиком установлены следующие критерии оценки:
1. Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки" (БХi), рассчитывается по формуле:
где:
Хi - значение (общая цена исполненных участником закупки договоров), содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки";
- предельное минимальное значение (общая цена исполненных участником закупки договоров), установленное заказчиком - 158 434 650 рублей;
- предельное максимальное значение (общая цена исполненных участником закупки договоров), установленное заказчиком - 633 738 600 рублей.
Как следует из указанного, предельное минимальное значение по показателю превышает НМЦК закупки в 5 раз, а предельное максимальное значение превышает НМЦК закупки в 20 раз.
Из анализа действующего Положения об оценки заявок не следует, что к определению предельных значений (как к минимальному, так и к максимальному) устанавливаются какие-либо требования.
При этом, согласно письму ФАС России от 01.06.2023 N ПИ/43159/23 заказчик самостоятельно выбирает формулу из числа предусмотренных пунктом 20 Положения, в том числе устанавливает предусмотренные формулами предельные значения показателей, при условии, что такие требования не влекут ограничение количества участников закупки.
Так, в соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Соответственно, Комиссия отмечает, что такой предельные размеры должен быть разумными, целесообразными и обоснованными.
Например нецелесообразным и необоснованным будет являться установление предельного максимального значения характеристики объекта закупки в размере менее начальной (максимальной) цены контракта, поскольку это нивелирует цель проведения закупки в форме конкурса в целях выявления наиболее квалифицированного поставщика.
С учетом вышесказанного, Комиссия считает, что установление предельного максимального показателя (общая цена исполненных участником закупки договоров), превышающего в несколько раз размер НМЦК закупки не ограничивает количество участников закупки и не ущемляет чьих-либо прав, поскольку при превышении такого предельного значения, участник закупки получает баллы по детализирующему показателю в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения характеристики объекта закупки (пункт 21 Положения об оценки заявок).
Следовательно, позиция заявителя в данной части является необоснованной.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что установленный размер предельного минимального значения в отсутствие какого-либо документального обоснования является несоразмерным и несопоставимым с начальной (максимальной) ценой контракта и объемом работ, подлежащему выполнению в рамках исполнения заключаемого контракта и имеет признаки ограничения, направленные на неполучение потенциальными участниками закупки получить оценку по критерию "Квалификация участников закупки".
На заседании Комиссии представитель заказчика не представил фактических, документальных доказательств, основанных на каких-либо расчетах необходимости установления предельного минимального значения в таком размере. Какого-либо обоснования установления такого размера предельного минимального значения заказчиком в порядке об оценки заявок, размещенного заказчиком в ЕИС не приведено.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что данный размер заказчиком установлен произвольно, без какого-либо обоснования, и ничем не мотивирован.
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в части установления ненадлежащего порядка оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме, так как Заказчиком не будет должным образом произведена оценка контрактов (договоров), общая цена которых имеет меньшее значение, что, в конечном итоге, может привести к ограничению общего числа участников закупки.
Указанные нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе, допущенные заказчиком при проведении электронного конкурса, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.06.2023 электронный конкурс признан несостоявшимся в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке комиссия по осуществлению закупок отклонила заявку единственного участника закупки, в связи с чем оснований для выдачи предписаний не имеется.
Частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, о совершении (при необходимости) действий, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, и выдает (при необходимости) предписание об устранении допущенных нарушений, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Сиддхи" обоснованной в части довода о неправомерном установлении предельного минимального значения показателя для оценки.
2. Признать в действиях заказчика - ГБУ РМЭ "Дворец молодежи Республики Марий Эл" нарушения пункта 4 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ в отношении должностных лиц заказчика, допустивших нарушение законодательства.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 3 июля 2023 г. N 012/06/106-591/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2023