Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отдела контроля закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
в отсутствие представителей: заказчика - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, индивидуального предпринимателя Самариной Яны Анатольевны,
рассмотрев материалы дела N 7-3/411 по обращению заказчика - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об индивидуальном предпринимателе Самариной Яне Анатольевне (ИНН 713202543145) (далее - ИП Самарина Я.А.) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 28.11.2022 N ГК/92/2022 на оказание услуг по хранению имущества, обращенного в собственность государства, вещественных доказательств, изъятых вещей, задержанных таможенными органами товаров, а также арестованного имущества (реестровый номер 1272117254622000064), заключенного по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона (Извещение от 02.11.2022 N 0122100004022000065),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее также - Хабаровское УФАС России) поступило обращение заказчика - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (далее также - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Самарина Я.А. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 28.11.2022 N ГК/92/2022 на оказание услуг по хранению имущества, обращенного в собственность государства, вещественных доказательств, изъятых вещей, задержанных таможенными органами товаров, а также арестованного имущества (реестровый номер 1272117254622000064), заключенного по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона (Извещение от 02.11.2022 N 0122100004022000065).
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, 28.11.2022 между заказчиком и ИП Самарина Я.А. (далее также - Исполнитель) заключен контракт N ГК/92/2022 на оказание услуг по хранению имущества, обращенного в собственность государства, вещественных доказательств, изъятых вещей, задержанных таможенными органами товаров, а также арестованного имущества (реестровый номер 1272117254622000064) (далее также - контракт) с максимальным значением цены контракта 2 000 000,00 рублей (п. 3.1 контракта).
Согласно п. 3.2 контракта цена единиц услуг указана в перечне цен единиц услуг, НДС не облагается (Таблица 1):
N п/п |
Наименование услуги |
Ед. изм. |
Объем услуг |
Цена за ед. изм., руб. (цена указана за сутки хранения) |
1 |
Хранение древесины на открытой площадке |
м3 |
Не определен |
12,10 |
2 |
Хранение имущества на закрытом складе |
м2 |
28,83 |
|
3 |
Хранение легкового транспортного средства на открытой площадке |
ед. |
158,33 |
|
4 |
Хранение грузового транспортного средства на открытой площадке |
ед. |
191,67 |
|
5 |
Хранение водного транспортного средства водоизмещением до 2 тонн |
ед. |
|
203,33 |
В силу п. 3.3 контракта максимальное значение цены контракта и значение цены за единицу измерения включают в себя все расходы и издержки: стоимость услуг по хранению, транспортировке, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, а также, в случае необходимости предъявления (передачи) имущества должностному лицу Заказчика или иным лицам, действующим по указанию Заказчика, стоимость услуг транспортных средств при подъеме-спуске имущества со стеллажей склада и при перемещении на территории склада (стоянки) до ограждения территории земельного участка, сортировки, обвеса, обмера, определения количества имущества, в соответствующих единицах измерения, расходы на уплату налогов, сборов, иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также иные расходы, которые понесет или может понести Исполнитель при исполнении настоящего контракта
В соответствии в п. 2.1 контракта Исполнитель обязуется оказать услуги по хранению имущества, обращенного в собственность государства, вещественных доказательств, изъятых вещей, задержанных таможенными органами товаров, а также арестованного имущества (далее - услуги) в соответствии с настоящим контрактом и техническим заданием (приложение N 1 к контракту), а Заказчик обязуется принять результат услуг и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
Условия хранения и сроки оказания услуг установлены в разделе 4 контракта.
Согласно п.п. 4.1, 4.2 контракта срок оказания услуг - с 01.12.2022по12.12.2024 (включительно). Место нахождения имущества - на территории Хабаровского края и Еврейской автономной области.
Хранение имущества осуществляется в г. Хабаровске.
По согласованию с Заказчиком, исключительно в письменной форме, Исполнитель может осуществлять хранение имущества в административно-территориальных центрах Хабаровского края и Еврейской автономной области (г. Хабаровск, г. Комсомольск-на-Амуре, г. Бикин, г. Вяземский, п. Переяславка, с. Троицкое, п. Ванино, г. Советская Гавань, п. Солнечный, с. Богородское, г. Амурск, г. Николаевск-на-Амуре, п. Охотск, г. Биробиджан, г. Облучье, п. Смидовичи, с. Ленинское, с. Амурзет, рп. Чегдомын, с. Аян, с. Чумикан).
В соответствии с п. 4.3 контракта Исполнитель осуществляет прием имущества (в том числе его погрузку/разгрузку, вывоз к месту хранения) за свой счет и своими силами в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты направления соответствующего указания Заказчика, в соответствии с п. 4.4. настоящего контракта.
Датой приемки оказанной услуги считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного Заказчиком (п. 5.7 контракта).
Права и обязанности сторон установлены в разделе 6 контракта.
Согласно п.п. 6.1.1, 6.1.4 контракта Исполнитель обязуется обеспечивать прием имущества на хранение, а также условия хранения, учета имущества Заказчика, исключив подмену, повреждение, порчу, ухудшение индивидуальных признаков и свойств имущества. Оказывать услуги на основании указания Заказчика в соответствии с условиями контракта и технического задания.
В соответствии с п. 11.1 контракта настоящий контракт вступает в силу с даты его подписания Сторонами и действует до 31.12.2024.
Согласно п. 11.4 контракта расторжение настоящего контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В результате изучения материалов дела 7-3/411, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно акту приема-сдачи услуг от 03.05.2023 Заказчиком приняты услуги на сумму 476 284,79 руб.
30.05.2023 Предпринимателем в адрес Заказчика направлено уведомление о расторжении контракта по соглашению сторон.
15.06.2023 Предпринимателем в адрес Заказчика направлено уведомление о расторжении государственного контракта в связи с невозможностью дальнейшего его исполнения по причине отсутствия возможности хранения за счет собственных средств со стороны Исполнителя.
В соответствии с ч. 19. ст. 95 Закона 44-ФЗ поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 20.1 ст. 95 Закона 44-ФЗ в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного ч. 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта
В соответствии с ч. 21 ст. 95 Закона 44-ФЗ решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС 14.06.2023 и получено заказчиком 15.06.2023. Контракт считается расторгнутым с 26.06.2023.
Согласно ч. 22.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Правил, утвержденных Постановлением N1078, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 статьи 99 Федерального закона
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
П. 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
На дату рассмотрения дела контракт в силу ч. 21 ст. 95 Закона 44-ФЗ считается расторгнутым с 26.06.2023.
П. 15 Правил, утвержденных Постановлением N 1078, установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 5. ст. Закона N 44-ФЗ, подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
Таким образом, при подаче заявки на участие в аукционе, участник закупки - ИП Самарина Я.А. согласилась со стоимостью услуг хранения, предлагаемой заказчиком в рамках данной закупки.
Согласно п. 8.1. контракта, стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение своих обязательств по настоящему контракту, в случае, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, а именно: наводнения, пожара, землетрясения, диверсии, военных действий, блокады, изменения законодательства, препятствующих надлежащему исполнению обязательств по настоящему контракту, а также других чрезвычайных обстоятельств, которые возникли после заключения настоящего контракта и непосредственно повлияли на исполнение Сторонами своих обязательств, а также обстоятельств, которые Стороны были не в состоянии предвидеть и предотвратить.
Указанная Исполнителем в решении об одностороннем отказе от исполнения контракта причина не является обстоятельством непреодолимой силы и не освобождает Исполнителя от ответственности, наступающей при отказе от исполнения условий контракта.
Оценив указанные обстоятельства, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, указанных в п. 15 Правил.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о включении сведений, представленных заказчиком - Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области об ИП Самарина Я.А. (ИНН 713202543145), в реестр недобросовестных поставщиков.
При вынесении решения Комиссия Хабаровского УФАС России исходит из того, что лицо, в отношении которого поданы сведения, пояснений не представило, мер необходимых по соблюдению норм Закона о контрактной системе не приняло, необходимую степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельств и условиям гражданского оборота не проявило и принимает решение на основании представленных заказчиком документов.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области об ИП Самарина Я.А. (ИНН 713202543145), в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 3 июля 2023 г. N РНП-27-266
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2023