Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
|
|
|
|
|
|||||
Члены Комиссии: |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
в присутствии представителя федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Хабаровск) Примаковой Т.М. по доверенности от 09.09.2022 N 54,
в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "Альфа" (о дате, времени и месте рассмотрения Общество уведомлено надлежащим порядком),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа" (далее также - ООО "Альфа", заявитель) и материалы дела N 027/06/106-1007/2023,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Альфа" на действия заказчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Хабаровск) (далее также - ФГБУ "ФЦССХ" (г. Хабаровск), заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий для аритмологии (Извещение N 0322100002523000278).
По мнению заявителя, под описание объекта закупки подходят:
Позиция 1: Электрод для стимуляции в кардиальной вене AttainAbilityPlus MRI SureScan, модель 4296 (ФСЗ 2011/09335 от 06.12.2021); Позиция 2: Электрод имплантируемый стероидный для коронарного синуса SentusProMRI OTW (РЗН 2021/15344 от 16.09.2021); Позиция 3: Электрод для кардиостимуляции имплантируемый Quartet (ФСЗ 2012/12615 от 19.09.2016). Это все товары различных производителей: "Медтроник Инк.", "БИОТРОНИК СЕ & Ко. КГ", "СентДжудМедикалКардиак Ритм Менеджмент Дивижн". Таким образом, включая в закупку товары различных производителей, заказчик ограничивает конкуренцию, так как только ограниченное число участников смогут одновременно предложить к поставке товары всех трех производителей. Более того, установлены требования к сроку поставки: в течение 10 дней с момента получения заявки. При таких требованиях смогут поучаствовать компании, которые имеют на складе на данный момент товары всех трех производителей.
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N 0322100002523000278 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 19.06.2023.
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): электронный аукцион.
Объект закупки: поставка медицинских изделий для аритмологии.
Начальная (максимальная) цена контракта: 557 000,00 рублей.
В ходе проведения внеплановой проверки заказчиком представлены заявки всех участников закупки, а также отзыв, в соответствии с которым считает жалобу необоснованной в полном объеме.
Изучив материалы дела N 027/06/106-1007/2023, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы необоснованной по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
Как установлено п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона N 44-ФЗ Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога.
Согласно п. 2 ч. 29 ст. 34 Закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 620) установлено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.06.2012 N4н (далее - Приказ N4н) утверждена номенклатурная классификации медицинских изделий по видам (далее - Классификация). Классификация содержит числовое обозначение вида медицинского изделия - идентификационный уникальный номер записи, наименование вида медицинского изделия, описание вида медицинского изделия, содержащее соответствующие классификационные признаки вида медицинского изделия, указываемые в зависимости от назначения медицинского изделия.
Согласно Приказу N4н классификация медицинских изделий формируется в электронном виде по группам и подгруппам медицинских изделий и размещается на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При этом медицинские изделия, имеющие различные числовые обозначения, не могут быть предметом одного лота, при превышении начальной (максимальной) цены контракта, определенной Постановлением N 620.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - Правила N145).
Согласно п. 1 Правил N145 настоящие Правила устанавливают порядок использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - каталог, КТРУ) участниками контрактной системы в сфере закупок в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пп. "б" п. 2 Правил N145 каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В силу п. 4 Правил N145 заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п. 5 Правил N145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Пунктом 6 Правил N145 установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно п. 7 Правил N145 в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
Как установлено материалами дела, предметом закупки является поставка медицинских изделий для аритмологии, согласно извещению об осуществлении закупки заказчику необходимо поставить: Отведение электрокардиостимулятора коронарно-венозное (Код позиции КТРУ 26.60.14.110-00000049, данная позиция КТРУ соответствует коду номенклатурной классификации медицинских изделий по видам - 322800, коду ОКПД2 - 26.60.14.110).
Позиция Каталога товаров, работ, услуг (код N 26.60.14.110-00000049) не содержит описания объекта закупки, таким образом, заказчик формирует описание товара, работы, услуги самостоятельно в соответствии с требованиями ст. 33 Закона N 44-ФЗ без указания дополнительного обоснования необходимости использования характеристик товара, работы, услуги (Письмо Минфина России от 17.03.2020 N24-05-08/20208).
Согласно пояснениям заказчика, состав лота из 3 (трех) видов отведения электрокардиостимулятора коронарно-венозного разных производителей сформирован заказчиком с учетом данных о расходовании указанных медицинских изделий в 2022 году и соответствующей потребности в 2023 году, в строгом соответствии с действующим законодательством, в том числе: требуется один вид медицинского изделия 322800 - Отведение электрокардиостимулятора коронарно-венозное, которое предназначено для передачи задающих ритм импульсов от имплантируемого импульсного генератора для сердечной ресинхронизирующей терапии в левый желудочек сердца, для передачи электрического отклика от сердца обратно в электрокардиостимулятор. Конец электрода вводят в сердечную вену трансвенозным доступом через коронарный синус. Все требуемые к закупке товары описаны с применением соответствующей позиции КТРУ (ст. 33 Закона N 44-ФЗ, постановление Правительства N 145 от 08.02.2017 г.).
При подготовке извещения и описания объекта закупки заказчик указал требования к объекту закупки, исходя из профиля и целей своей деятельности, а также руководствуясь реальной практикой и результатами применения медицинских изделий для аритмологии в данном медицинском учреждении.
Установление изложенных требований обусловлено спецификой закупаемого товара и его применения и являются для заказчика существенными. Также при определении требований заказчик ориентируется на эффективность расходования денежных средств, что подразумевает сопоставление эффекта с затратами.
Формирование лота является прерогативой и обязанностью заказчика и разрабатывается исходя из нужд и потребностей заказчика, с целью реализации всех запланированных задач и выполнения объемов, связанных с исполнением Приказов Министерства здравоохранения РФ в связи со спецификой выполняемой работы, а именно, предоставлением высокотехнологичной медицинской помощи в области сердечно-сосудистой хирургии и в смежных областях медицины в объемах, устанавливаемых Министерством здравоохранения РФ.
При формировании технического задания заказчик исходит из собственных нужд, практики применения товара и отвечает перед пациентами за соответствующие медицинские услуги и обязан оказывать их качественно. Деятельность врачей основана на приоритете защиты интересов пациентов и их здоровья. Данный принцип вытекает из ст. ст. 2, 7, 41 Конституции РФ, ст.ст. 6, 18,19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации".
Таким образом, в конкретной ситуации предмет электронного аукциона был сформирован в соответствии с потребностями бюджетного учреждения, особенностями оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
На рынке существует несколько производителей в данной группе товара. При этом в состав закупки включены медицинские изделия 4-х производителей. Принцип "не ограничивать участников закупки поставкой товара одного производителя", заказчиком реализован путем включения четырех производителей в состав лота и добавление условия поставки "без количества", что позволяет поставщику, при наличии проблем с поставками товара одного из производителей, поставлять товар другого производителя.
Согласно данным ЕИС закупаемые заказчиком отведения поставляются 63 поставщиками, что свидетельствует о свободном обращении указанных отведений на рынке и отсутствии каких-либо неконкурентных препятствий в их обороте.
Достаточных доказательств того, что оспариваемые требования к товару влекут за собой ограничение количества участников закупки на соответствующем товарном рынке поставки заявителем не представлено, как и не представлено доказательств ограничения права заявителя на участие в электронном аукционе, препятствования каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке.
Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки. Законодательство не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в извещении и приложениях к нему при проведении электронного аукциона устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим на рынке типам, видам, моделям товара.
Заказчик проводит закупку изделий медицинского назначения не с целью обеспечения возможности осуществления предпринимательской деятельности производителей и поставщиков, а с целью осуществления деятельности по оказанию медицинской помощи, приобретая изделия медицинского назначения, обладающие определенными свойствами и характеристиками, необходимыми и достаточными для того, чтобы осуществлять эту деятельность с возможным уровнем качества, эффективности и безопасности.
Первоочередная задача врача - обеспечить высококачественную, своевременную помощь с минимизацией негативных последствий для здоровья пациента и в максимально комфортных для пациента условиях.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Относительно доводов жалобы в части установления требования к сроку поставки: в течение 10 дней с момента получения заявки, следует отметить, как пояснил представитель заказчика, срок поставки отведений определен на основании того, что отведения закупаются заказчиком, в том числе, в целях имплантации Кардиовертеров-дефибрилляторов имплантируемых трехкамерных (бивентрикулярных), МРТ совместимых, которые поставляются по контракту, заключенному по итогам аукциона N 0322100002523000121, проведенного в апреле 2023 года. Срок поставки Кардиовертеров-дефибрилляторов имплантируемых трехкамерных (бивентрикулярных), составляет также 10 дней. Если сроки поставки Кардиовертеров- дефибрилляторов и отведений будут разными, то это приведет к задержке оказания неотложной высокотехнологичной медицинской помощи, и как следствие, к возможным летальным исходам пациентов.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России, проанализировав представленные материалы дела, приходит к выводу о признании доводов заявителя необоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Альфа" на действия заказчика - ФГБУ "ФЦССХ" (г. Хабаровск) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий для аритмологии (Извещение N 0322100002523000278) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 4 июля 2023 г. N 7-1/203
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2023