Резолютивная часть объявлена 04.07.2023 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 07.07.2023
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Петухова Ю.А.- Эксперт отдела Управления;
- Мацола А.А.- Старший специалист 1 разряда отдела Управления.
от Заявителя - не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Комбинат школьного питания-2" (ИНН 8603223308; ОГРНИП: 1168617064197) от 28.06.2023 г. N6417/23 на действия Заказчика - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N29", Уполномоченного органа - Управление муниципальных закупок администрации города Нижневартовска при проведении открытого кон
курса в электронной форме, предметом которого является оказание услуг по организации в 2023-2024 учебном году питания обучающихся муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений (извещение N 0187300001223000276) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО "Комбинат школьного питания-2" (ИНН 8603223308; ОГРНИП: 1168617064197) от 28.06.2023 г. N6417/23 на действия Заказчика - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N29", Уполномоченного органа - Управление муниципальных закупок администрации города Нижневартовска при проведении открытого конкурса в электронной форме, предметом которого является оказание услуг по организации в 2023-2024 учебном году питания обучающихся муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений (извещение N 0187300001223000276).
В доводе жалобы Заявитель указал следующее:
1. Заказчик необоснованно установил детализирующий показатель к количеству исполненных за 5 лет контрактов.
2. В проекте контракта отсутствует приложение в виде договора безвозмездного пользования пищеблока, о его расположении и т.д. Кроме того, отсутствует перечень оборудования и иного имущества, подлежащего передаче исполнителю о контракта вместе с помещением.
3. Заказчиком нарушен порядок формирования Н(М)ЦК.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела и проведения внеплановой проверки, Комиссией Управления установлено следующее.
Относительно первого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме должно содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
В разделе 3 порядка рассмотрения оценки заявок на участие в конкурсе установлен перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта оказания услуг, связанного с предметом договора, в том числе:
"Для детализирующего показателя установлено предельное минимальное значение показателя и предельное максимальное значение показателя
Предмет договоров, оцениваемых по детализирующему показателю, сопоставимый с предметом договора, заключаемого по результатам конкурса: оказание услуг по организации питания обучающихся общеобразовательных учреждений.
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом договора:
1) исполненные договоры (при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контрактов (договоров) (в случае начисления неустоек). К оценке принимаются: исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе;
2) акты приемки оказанных услуг, составленные при исполнении указанных договоров. При этом, последний акт, составленный при исполнении договора, предусмотренного подпунктом 1 настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. Акты должны быть подписаны со стороны исполнителя и заказчика.
Документы должны быть представлены в полном объеме и со всеми приложениями. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Участник закупки в заявке на участие в закупке может предоставить предложение по данному детализирующему показателю по рекомендуемой форме (приложение к настоящему Порядку).".
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 (ред. от 31.10.2022) "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление Правительства N2604).
Согласно пункту 24 Постановления Правительства 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 13 Приложения N 2 к Постановлению Правительства N 2604 наименование товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки объединены так же, как и в пункте 33 приложения к Постановлению N 2571 в одну общую категорию - услуги общественного питания и (или) поставка пищевых продуктов, закупаемых для: организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления.
Оценка по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" без указания предельного максимального количественного значения приводит к ограничению конкуренции при проведении конкурсной процедуры, поскольку лишает возможности участников конкурса, не имеющих избыточного опыта, конкурировать по ценовым и иным неценовым критериям с участником конкурса, имеющим такой избыточный опыт.
Не установление в извещении о проведении закупки предельного значения по опыту, который подлежит оценке, приводит к необоснованному предоставлению участнику закупки, обладающему максимальным опытом, преимущественного положения, которое невозможно преодолеть в ходе конкурентной борьбы даже в случае значительного снижения цены на границе экономической рентабельности и за ее пределами (что в данном случае подтвердилось результатами конкурса). В случае, если один из участников показывает избыточный опыт, остальные участники получат необоснованно низкий балл по данному критерию даже при наличии достаточного опыта выполнения аналогичных работ, сопоставимого с объемом закупки.
Таким образом, неприменение Заказчиком пороговых значений заведомо ставит участников конкурса с избыточным опытом в преимущественное положение по сравнению с иными участниками конкурса, которые также имеют необходимый и достаточный опыт и способны оказать услуги надлежащим образом.
Установление Заказчиком в извещении об осуществлении закупки предельное максимальное значение показателя не стоимостного критерия оценки не препятствует участию в конкурсе.
Данная позиция подтверждается Постановлением тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 23.01.2023 по делу N А26-4568/2022.
На основании вышеизложенного, первый довод является необоснованным.
Относительно второго довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно части 5 статьи 43 Закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
Согласно пп. 10 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Законом о размещении заказов, если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 17.1 Закона, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.
На основании пункта 3 Письма ФАС России от 17.03.2010 N АЦ/7021 в конкурсной документации, документации об аукционе должны указываться данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче для исполнения государственного контракта.
Проект контракта извещение N 0187300001223000276 содержит следующую информацию:
"1.3. Заказчик до начала оказания услуг передает Исполнителю в безвозмездное пользование по акту приема-передачи помещение пищеблока, весоизмерительные приборы и торгово-технологическое оборудование в целях исполнения Контракта.
1.4. Место оказания услуг: ______________________ (заполняется при заключении контракта по соответствующему Заказчику в соответствии с пунктом 9 извещения о проведении совместного электронного конкурса).".
Условие о передаваемом имуществе является существенным и должно составлять неотъемлемую часть проекта контракта.
Таким образом, к конкурсной документации отсутствует перечень передаваемого оборудования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункт 4 статьи 421 ГК РФ). ГК РФ предусматривает несколько видов договоров, предметом которых является предоставление прав владения и (или) пользования. К ним, помимо договора аренды, относится, в частности, договор безвозмездного пользования (ссуды). Если для оказания услуг по организации питания во владение и (или) пользование Исполнителю должно быть предоставлено помещение, при этом ничто не препятствует передать его исполнителю на условиях безвозмездного пользования (глава 36 ГК РФ) или на иных, не противоречащих закону условиях, не отвечающих признакам договора аренды.
Согласно части 1 статье 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
На основании части 3 статьи 607 ГК РФ в договоре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче в качестве объекта аренды (пользования). При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду (пользование), считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Таким образом, в соответствии с соглашением сторон, которым в данном случае является контракт, формой передачи имущества является акт приема-передачи, а не договор безвозмездного пользования, однако, Заказчику необходимо указывать перечень оборудования в целях оценивания затрат потенциальных исполнителей на организацию услуг по контракту.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя является обоснованным в части, что является нарушением положений части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, ответственность за которое предусмотрена статьей частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Относительно третьего довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 3 части 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного, третий довод жалобы перенаправлен для рассмотрения по существу в Администрацию города Нижневартовска и не является предметом для рассмотрения Комиссией УФАС.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления решила выдать обязательное для исполнения предписание.
Жалоба ООО "Комбинат школьного питания-2" (ИНН 8603223308; ОГРНИП: 1168617064197) от 28.06.2023 г. N6417/23 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Комбинат школьного питания-2" (ИНН 8603223308; ОГРНИП: 1168617064197) от 28.06.2023 г. N6417/23 на действия Заказчика - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N29", Уполномоченного органа - Управление муниципальных закупок администрации города Нижневартовска при проведении открытого конкурса в электронной форме, предметом которого является оказание услуг по организации в 2023-2024 учебном году питания обучающихся муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений (извещение N 0187300001223000276) частично обоснованной.
1.1. Первый довод необоснованный.
1.2. Обоснованный в части.
1.3. Не являлся предметом рассмотрения.
2. Признать в действиях Заказчика - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N29", Уполномоченного органа - Администрация города Нижневартовска нарушение положений части 3 статьи 7 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N29", Уполномоченному органу - Администрация города Нижневартовска, обязательное для исполнения предписание.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности, ввиду отсутствия состава правонарушения.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Р.Р. Валиуллин
Члены Комиссии: Ю.А. Петухова
А.А. Мацола
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 7 июля 2023 г. N 086/06/42-1100/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2023