Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - начальника отдела контроля закупок Парфирьевой С.Н.,
членов Комиссии:
- главного государственного инспектора отдела контроля закупок Шихановой Л.Б.,
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Некрасовой Е.А.,
в присутствии представителя заявителя - индивидуального предпринимателя Семеновой Валентины Георгиевны (далее - Заявитель): Андреева Д.А. (по доверенности от 30.11.2022),
в отсутствие заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края "Петропавловск-Камчатская городская поликлиника N 1" (далее - Заказчик), направившего ходатайство о рассмотрении жалобы в свое отсутствие,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении исполнителя путем электронного аукциона на оказание услуги по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, отпускаемых бесплатно по рецептам врачей (региональная льгота) Тест-полоски (закупка N 0338300007523000077), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком проводится процедура определения исполнителя путем электронного аукциона на оказание услуги по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, отпускаемых бесплатно по рецептам врачей (региональная льгота) Тест-полоски (далее - Услуга) (закупка N 0338300007523000077) (далее - Закупка). Извещение о Закупке размещено в единой информационной системе (далее - ЕИС) 23.06.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 1 397 845,00 рублей.
27.06.2023 в Камчатское УФАС России поступила поданная через ЕИС жалоба Заявителя на действия Заказчика, который, по мнению Заявителя "под видом поставки тест-полосок для определения уровня глюкозы в крови, извещение предусматривает закупку услуг по передаче данных тест-полосок по рецептам гражданам-льготникам" и, соответственно, при описании тест-полосок не учитывает требования постановления Правительства РФ от 12.01.2023 N 10 "Об особенностях описания тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о типовых условиях контрактов, подлежащих применению заказчиками при осуществлении закупок, на поставку таких тест-полосок и о внесении изменений в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 10), постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102).
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд, это совокупность действий, осуществляемых в установленном данным Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, в том числе наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 данного Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать электронный документ - описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.
Согласно пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик в письме от 30.06.2023 N 297-1545 пояснил следующее:
Заказчик оказывает первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Камчатского края на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 26.12.2022 N 720-П (далее - Территориальная программа).
При выборе предмета закупки Заказчик руководствовался потребностями, которые требуется удовлетворить, и результатами, которые требуется достичь при оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях.
В соответствии с частью 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Во исполнение Территориальной программы была объявлена Закупка, предметом которой являются Услуги, в рамках оказания которых исполнитель должен использовать определенный вид товара, так как услуга должна оказываться для удовлетворения потребностей отдельных категорий граждан (далее - Получатели услуги) лекарственными препаратами, отпускаемых бесплатно по рецептам врачей ГБУЗ КК ПКГП N 1.
Получателями услуги являются граждане, у которых диагностировано заболевание "диабет" и которые используют в домашних условиях глюкометры Акку Чен Актив, Акку ЧекПерфома, Ван ПачСелект Плюс и шприц-ручки НОВОФАЙН (далее - аппарат), и которые использует соответствующие тест-полоски и иглы для определения уровня сахара в крови и своевременного введения медицинского препарата.
Заказчику непосредственно не требуется поставка тест-полосок и игл, так как у Заказчика нет лицензии на фармацевтическую деятельность и нет собственной аптеки для организации отпуска лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой.
Организация закупки на поставку товара, закупки услуги по хранению, закупки услуги по отпуску лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения по рецептам бесплатно отдельными закупками трудоемко (требуются дополнительные трудовые кадры с соответствующими знаниями) и неэффективно (в дальнейшем использование изделий может быть прекращено), так как в случае заключения контрактов с разными лицами, несвоевременная поставка или оказание услуг по хранению и отпуску изделий медицинского назначения может привести к нарушению своевременного обеспечения Получателей услуги необходимыми материалами для определения уровня крови и своевременного введения медицинского препарата.
Услуга должна оказываться в объеме, необходимом для обеспечения изделиями медицинского назначения Получателей услуги, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, приведенном в извещении о Закупке.
Во время исполнения контракта Заказчик не гарантирует, что выберет весь объем изделий медицинского назначения, так как выписка рецептов носит заявительный характер и осуществляется при обращении пациента в медицинскую организацию. В случае, если будет проводится поставка товара, то Заказчик может столкнуться с ситуацией, когда в аптечной организации находится оплаченный товар, за хранение которого нести дополнительные расходы, а глюкометры и шприц-ручки в дальнейшем у пациентов могут быть заменены, или у поставленного товара закончится срок годности и т.п.
Заказчик полагает, что оказание услуги по обеспечению Получателей услуг необходимыми расходными материалами позволяет более эффективно, рационально и бережно расходовать бюджетные средства Камчатского края, так как оплата за услуги производится уже по факту оказания адресной социальной помощи.
В связи с тем, что Заказчику требуется именно услуга по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, отпускаемых бесплатно по рецептам врачей (региональная льгота), Заказчиком не установлены требования в соответствии с Постановлением N 10 и Постановлением N 102.
Комиссия, изучив извещение о Закупке, электронный документ: Приложение N 3 "Техническое задание" (далее - Техническое задание), установила следующее:
Извещение о Закупке содержит наименование объекта закупки - услуги по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, отпускаемых бесплатно по рецептам врачей (региональная льгота) Тест-полоски.
В соответствии с "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) Заказчиком применен код позиции - 86.90.19.190 (Услуги в области медицины прочие, не включенные в другие группировки).
В Техническом задании содержится описание объекта Закупки.
Согласно Техническому заданию "услуга должна оказываться для удовлетворения потребности отдельных категорий граждан (далее - Получатели услуги) лекарственными препаратами, отпускаемых бесплатно по рецептам врачей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края "Петропавловск - Камчатская городская поликлиника N 1", выписанным в период с момента подписания Контракта по 30 ноября 2023 года".
В целях удовлетворения потребности Получателей услуги в обеспечении их тест-полосками и иглами к имеющимся у них аппаратам, Заказчиком в Техническом задании предусмотрено следующее:
- для бесперебойного обеспечения Получателей услуги лекарственными препаратами, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно, Исполнитель должен обеспечить ежедневный отпуск лекарственных препаратов, на основании выписанных Заказчиком рецептурных бланков, в соответствии с работой аптечной организации, но не менее 5 рабочих дней в неделю (за исключением установленных выходных и праздников),
- Исполнитель организует в аптеках или аптечных организациях обеспечение Получателей услуги лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения с соблюдением определенных контрактом условий,
- в случае временного отсутствия лекарственных средств Исполнитель в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента обращения получателей в пункт отпуска организует отсроченное обслуживание рецепта, а также информирует получателей о сроках обеспечения рецептов, зарегистрированных на отсроченном обеспечении.
- Исполнитель по запросу Заказчика предоставляет информацию об остатках лекарственных средств, ограниченных сроках годности лекарственных средств, лекарственных средствах "без движения", рецептах, зарегистрированных на отсроченном обеспечении и о сроках обеспечения рецепта, зарегистрированного на отсроченном обеспечении, а в случае невозможности обеспечения - о причинах отказа получателям;
- Исполнитель обеспечивает хранение и ведет учет рецептов, предоставляемых получателями, по которым были отпущены лекарственные средства, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, и передает их Заказчику с реестром рецептов на лекарственные средства, которыми были обеспечены получатели в отчетном периоде;
- Исполнитель обязан обеспечить формирование и представление Заказчику отчетных данных об оказании услуги (еженедельные, ежемесячные) по формам необходимым Заказчику, в сроки и порядках указанных в уведомлении и т.п.
Таким образом, Заказчиком в Техническом задании предусмотрены определенные действия, которые должен осуществить исполнитель при исполнении контракта, то есть оказать услугу Заказчику, что не противоречит ГК РФ.
В Техническом задании установлены требования к качеству оказания Услуги в соответствии с законодательством, к объему оказываемой Услуги.
Таким образом, описание объекта Закупки не противоречит требованиям пункта 3 части 1 статьи 3, статьи 33 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ____________________ С.Н. Парфирьева
Члены комиссии:
____________________ Л.Б. Шиханова
_____________________ Е.А. Некрасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 4 июля 2023 г. N 041/06/106-243/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2023