Резолютивная часть решения оглашена 29 июня 2023 года.
В полном объеме решение изготовлено 04 июля 2023 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
председатель комиссии - заместитель руководителя - начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И.,
члены комиссии:
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Соловьева Н.А.,
в присутствии представителей:
Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения "Центр социальных услуг для населения Уметского района" (далее - Заказчик, ТОГБУ СОН "Центр социальных услуг для населения Уметского района") - <_>,
министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области - <_.>,
общества с ограниченной ответственностью "Техноимпорт" (далее - ООО "Техноимпорт" - <_>,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу ООО "Техноимпорт" (вх. от 22.06.2023 N3861-ЭП/23) (далее - Заявитель) на действия ТОГБУ СОН "Центр социальных услуг для населения Уметского района" при проведении запроса котировок в электронной форме N0164200001923002108 на поставку оборудования (кровать функциональная механическая) в рамках реализации Федерального проекта "Старшее поколение" Национального проекта "Демография"и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Министерство имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области (далее Уполномоченный орган) опубликовало 16.06.2023 на сайте единой информационной системы в сфере закупок извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N 0164200001923002108 на поставку оборудования (кровать функциональная механическая) в рамках реализации Федерального проекта "Старшее поколение" Национального проекта "Демография" (далее - запрос котировок).
Заказчик - ТОГБУ СОН "Центр социальных услуг для населения Уметского района".
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 750 230 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0164200001923002108 от 23.06.2023 на участие в закупке подано 2 заявки, которые признаны соответствующими требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки. Комиссия по осуществлению закупок Заказчика приняла решение признать победителем закупки участника с заявкой N 1 (ИП Маркосян Л.М.), предложившим цену контракта 843 000 рублей. Снижение цены контракта составило 51,83 %.
ООО "Техноимпорт" считая, что положения извещения о закупке нарушают требования Закона о контрактной системе, обратилось с жалобой в Тамбовское УФАС России.
Рассмотрение жалобы проводилось 28.06.2023, продолжилось после объявленного перерыва 29.06.2023.
Заказчик и Уполномоченный орган представили письменные пояснения по жалобе, которые приобщены к настоящему делу. Просили признать жалобу Заявителя необоснованной, по доводам, изложенным в пояснениях.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев доводы жалобы, заслушав пояснения сторон и проведя внеплановую проверку, установила следующее.
1. Заявитель в своей жалобе указывает, что в извещении и в проекте контракта содержатся даты исполнения контракта противоречащие друг другу, что вводит участников закупки в заблуждение.
Комиссия Тамбовского УФАС России по данному доводу установила следующее.
В извещении о проведении запроса котировок в электронной форме установлена дата окончания исполнения контракта - 29.08.2023.
В п. 5.1 проекта контракта указано следующее: "Поставка оборудования осуществляется Поставщиком в Место доставки в соответствии с условиями Контракта на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, с даты подписания Контракта по 31.07.2023".
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услyг для обеспечения государственных и муниципальных нyжд основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со ст. 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, кoтopый исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Таким образом, указываемый в извещении об осуществлении закупки срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта) представляет собой срок, включающий в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги (отдельных этапов исполнения контракта), а также оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги (отдельных этапов исполнения контракта).
Аналогичная позиция содержится в письме Минфина России от 12.05.2022 N24-06-07/43394, что подтверждает отсутствие разночтения между положениями извещения о закупке и проекта контракта, в п. 5.1 которого установлен только срок поставки, а не общий срок исполнения контракта.
Заявитель на заседании Комиссии Тамбовского УФАС России, а также в составе жалобы не представил доказательств нарушения его законных интересов, и иных доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
На основании изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что оспариваемые действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Заявитель в жалобе указывает, что п. 6.5 проекта контракта в части указания Заказчиком срока для мотивированного отказа от подписания документа о приемке в течение 5 рабочих дней нарушает п. 7 ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Комиссия Тамбовского УФАС России по данному доводу установила следующее.
В п. 6.5 проекта контракта определено: "В случае получения мотивированного отказа от подписания документа о приемке Поставщик устраняет причины, указанные в таком мотивированном отказе в течение 5 (пяти) рабочих дней, и направляет Заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном частью 13 статьи 94 Федерального закона N44-ФЗ".
Согласно п. 6 ч. 13 статьи 94 Закона о контрактной системе при исполнении контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, документ о приемке, мотивированный отказ от подписания документа о приемке не позднее одного часа с момента размещения в единой информационной системе в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 4 или подпунктом "б" пункта 5 настоящей части направляются автоматически с использованием единой информационной системы поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) документа о приемке, мотивированного отказа от подписания документа о приемке считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом таких документа о приемке, мотивированного отказа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
Согласно п. 7 ч. 13 статьи 94 Закона о контрактной систем в случае получения в соответствии с пунктом 6 настоящей части мотивированного отказа от подписания документа о приемке поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном настоящей частью
Представитель Заказчика пояснил в ходе рассмотрения жалобы, что данный срок установлен для исправления недостатков поставщиком, указанных в мотивированном отказе от подписания документа о приемке, для дальнейшего не нарушения срока поставки товара, который поставляется в рамках реализации бюджетных средств Федерального проекта "Старшее поколение" Национального проекта "Демография". Срыв сроков поставки товара приведет к тому, что доведенные до Заказчика лимиты будут отозваны, и Заказчик останется без оборудования. Кроме того, статья 94 Закона о контрактной системе не содержит каких-либо сроков и ограничений по их установлению, что дает Заказчику право на их самостоятельную установку.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Закон о контрактной системе не устанавливает срок устранения недостатков поставщиком, но в то же время, не запрещает предусмотреть для этого разумный срок в договоре.
Комиссия отмечает, что установление такого срока прямо предписано при поставке товаров гражданам. Так, ч.1 ст.20 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 05.12.2022) "О защите прав потребителей" устанавливает, что срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.
Кроме того, заявитель на заседании Комиссии, а также в составе жалобы не представил доказательств нарушения спорным положением контракта его законных интересов.
3. Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчик установил невыполнимый срок поставки товара в течение 2 дней (п. 5.1 контракта).
Комиссия Тамбовского УФАС России по данному доводу установила следующее.
В пункте 5.1 проекта государственного контракта определено: "Поставка оборудования осуществляется Поставщиком в Место доставки в соответствии с условиями Контракта на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, с даты подписания Контракта по 31.07.2023.
Заказчик за 2 дня до осуществления поставки Оборудования направляет в адрес поставщика заявку с указанием адреса и объемов доставки Оборудования".
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заказчиком и Уполномоченным органом пояснено, что требование к сроку поставки установлено исходя из потребности заказчика в рамках реализации федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография". Таким образом, сроки поставки товара определялись исходя из потребностей заказчика.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что Закон о контрактной системе не регламентирует сроки выполнения работ (поставки товара, оказания услуг).
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Исключение из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Кроме того, стоит отметить, что на участие подано 2 заявки участников закупки, которые согласились с установленными в извещении о закупке сроками поставки товара и условиями его исполнения.
Заявитель, в свою очередь, не представил доказательств того, что спорное положение ограничивает его право на участие в закупке.
При таких обстоятельствах, довод Заявителя об установлении Заказчиком неисполнимого срока поставки является необоснованным.
4. Заявитель в жалобе указывает, что требование Заказчика о предоставлении копии электронных документов, сканированных бумажных носителей на этапе поставки, противоречит ч. 13 ст. 94 закона о контрактной системе.
Комиссия Тамбовского УФАС России по данному доводу установила следующее.
В п. 5.3 проекта контракта определено: "При поставке Оборудования Поставщик представляет следующую документацию:
а) копию регистрационного удостоверения на Оборудование;
б) техническую и (или) эксплуатационную документацию производителя (изготовителя) Оборудования на русском языке;
в) товарную накладную, оформленную в установленном порядке;
г) документ о приемки;
д) гарантию Поставщика на Оборудование, срок действия которой должен составлять не менее 12 месяцев, оформленную в виде отдельного документа".
Порядок электронной приемки установлен в части 13 ст. 94 Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика в ходе заседания пояснил, что Закон о контрактной системе, а также совместное письмо Казначейства России N 14-00-06/27476 и ФНС России N АС-4-15/26126 от 18.12.2019, на которое ссылается заявитель, не содержат запрета на передачу заказчику каких-либо документов о приемке на бумажном носителе.
В соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 105 Закона контрактной системе жалоба участника закупки должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, доводы жалобы.
Из приведенной нормы Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания ограничения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Заявитель не представил доказательств о незаконности установления требований к поставщику о представлении при исполнении контракта документов, установленных в пункте 5.3 проекта контракта.
Результаты закупки свидетельствуют об обеспечении заказчиком конкуренции на торгах.
Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России признает рассматриваемый довод жалобы Заявителя необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Техноимпорт" необоснованной.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд.
Председатель комиссии К.И. Мурзин
Члены комиссии Т.В. Четверткова
Н.А. Соловьева
Исп. Четверткова Т.В.,
тел. 8 (4752) 71-36-00
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 4 июля 2023 г. N 068/06/42-443/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2023