Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_>- заместитель руководителя;
члены Комиссии: <_>. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, <_>. - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев обращение Заказчика - БУЗ УР "РКОД им. С.Г. Примушко МЗ УР" о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "Синтез" (ИНН 5408280794) в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N зз-06710-2023 "Антиген плоскоклеточного рака" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123002167, далее - Аукцион), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
на заседании комиссии посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя Заказчика - БУЗ УР "РКОД им. С.Г. Примушко МЗ УР" (далее - Заказчик): <_>. (доверенность от 13.01.2023 N6),
представителя ООО "Синтез" (далее - Общество, Поставщик): <_> (доверенность от 20.06.2023 N5),
в отсутствие:
уполномоченного учреждения ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
УСТАНОВИЛА:
22.02.2023 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 148 646,66 рублей.
14.03.2023 между Заказчиком и ООО "Синтез" был заключен контракт N08135000001230021670001, согласно которому Общество приняло на себя обязательство по поставке антигена плоскоклеточного рака, в соответствии с спецификацией. Цена контракта 92 903,77 рублей.
В связи с неисполнением Обществом условий контракта Заказчиком 13.06.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлено обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно п. 1.2 контракта Поставщик обязуется поставить товар в место поставки, указанное в разделе 2 контракта, в количестве и по цене согласно Спецификации (Приложение N 1 к контракту), с показателями характеристик Товара и их значениями (далее - характеристики Товара), указанными в Сведениях о конкретных показателях Товара (Приложение N 1.1 к контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
В соответствии с п. 2.2 контракта срок поставки определен однократно, в течение 60 календарных дней с даты заключения контракта.
Согласно п. 5.1. контракта поставляемый товар должен соответствовать условиям контракта по качеству Товара, а также обязательным требованиям к качеству товара, установленным законодательством (при их наличии).
Порядок приемки поставленного товара определен в разделе 6 контракта. Так согласно п. 6.1.3. контракта при выявлении в ходе приемки какого-либо несоответствия поставляемого товара условиям контракта, Заказчик имеет право без проведения экспертизы приостановить приемку товара полностью или частично с уведомлением об этом Поставщика в течение 5 рабочих дней.
В соответствии с п. 6.1.4. контракта Поставщик, получивший уведомление от Заказчика о несоответствии поставляемого товара условиям контракта, обеспечивает прибытие своего уполномоченного представителя не позднее 2 рабочих дней с момента получения соответствующего уведомления. По прибытии уполномоченного представителя Поставщика Стороны составляют и подписывают соответствующий акт. Если в указанный срок представитель Поставщика не прибудет для составления соответствующего акта, Заказчик в одностороннем порядке составляет соответствующий акт и не позднее следующего рабочего дня направляет его Поставщику.
Согласно данным ЕИС 17.04.2023 Поставщиком была осуществлена поставка товара, согласно счету-фактуре от 17.04.2023 N26 на сумму 92 903,77 рублей.
18.05.2023 Заказчик направил в адрес Общества письмо, согласно которому поставленный товар не соответствует условиям контракта, в связи с чем есть необходимость направить представителя Общества в учреждение Заказчика для составления акта о нарушениях, выявленных при приемке товара.
22.05.2023 Общество направило в адрес Заказчика ответ на письмо от 18.05.2023, в котором указывает о невозможности направления представителя Общества, а также предлагает заключить дополнительное соглашение о поставке товара с улучшенными характеристиками.
01.06.2023 Заказчиком был сформирован мотивированный отказ от приемки товар, в связи с его несоответствием по нескольким параметрам:
- отсутствует информация о концентрации, при которой не наблюдается хук-эффект, МГК/л;
- несоответствие состава набора заявленному в контракте;
- стандарты SCC-лиофизилированные (фактически раствор);
- биотинилированные моноклональные антитела к SCC антигену и трейсер антиSCC фактически представлен в виде раствора-конъюгата (в контракте заявлено двумя разными растворами).
02.06.2023 Обществом было направлено письмо в адрес Заказчика, согласно которому товар, который требуется к поставке является иностранного происхождения, и в связи с проведением специальной военной операции, и введением ограничений и санкций в отношении Российской Федерации поставить товар не представляется возможным. Общество предлагает заменить товар по контракту на аналогичный с улучшенными характеристиками производителя ООО "ХЕМА". В случае несогласия с поставкой улучшенного товара Общество предлагает расторгнуть контракт по соглашению сторон.
В связи с тем, что Обществом не были устранены нарушения, выявленные при приемке поставленного товара, Заказчик 13.06.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Срок вступления в силу решения - 26.06.2023.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ООО "Синтез".
Комиссией антимонопольного органа на основании представленных документов было установлено, что Общество осуществило поставку товара, который не соответствовал потребности Заказчика, указанной в спецификации (приложение N1 к контракту), сведениям о конкретных показателях товара (приложение N1.1 контракта), а также дополнительному соглашению к контракту N1, заключенному между сторонами 16.05.2023 в связи с наличием технической ошибки в приложении N1.1 контракта.
Кроме того, согласно спецификации к контракту, к поставке требуется товар: Антиген плоскоклеточного рака ИВД, набор, иммуноферментный анализ (ИФА) (код КТРУ 21.20.23.110-00007607 (21.20.23.110) со страной происхождения товара - Российская Федерация.
Однако, согласно пояснениям представителя Общества, к поставке требовался товар иностранного происхождения, и, поскольку в отношении Российской Федерации введены санкции и ограничения в связи с проведением СВО, поставить такой товар не представляется возможным. Также представитель Общества представил в адрес антимонопольного органа письмо производителя от 28.03.2023 ООО "БиоХимМак" (производитель - Швеция) о невозможности поставки товара в связи с изменением политики работы с контрагентами.
При этом, исходя из анализа состава заявки ООО "Синтез", Общество предлагало к поставке товар Российского происхождения производителя ООО "ХЕМА". Какого-либо отношения к составу заявки ООО "Синтез", спецификации Заказчика, требуемого к поставке товара с учетом ограничения по закупке в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н (ограничения допуска товаров иностранного происхождения) производитель ООО "БиоХимМак" не имеет.
Таким образом, Комиссией не были приняты во внимание письма производителя ООО "БиоХимМак" о невозможности поставки товара, поскольку такой товар не отвечает потребности Заказчика, а также не соответствует требованиям приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
Кроме того, Комиссией антимонопольного органа учтено то обстоятельство, что фактически Общество предлагало Заказчику заменить товар с улучшенными характеристиками производителя ООО "ХЕМА", который изначально и должен был быть поставлен ООО "Синтез". При этом, товар производителя ООО "ХЕМА" не соответствует потребности заказчика по нескольким показателям (не наблюдается хук-эффект, несоответствие состава набора и др.), что отражено в мотивированном отказе Заказчика от данного товара.
Исходя из данных обстоятельств дела следует, что Общество поставило другой товар, другого производителя, не соответствующий предложению в составе заявки ООО "Синтез", что свидетельствует о недобросовестном поведении Общества при участии в государственных закупках, поскольку такое халатное отношение к взятым на себя обязательствам по государственному контракту привело к ненадлежащему его исполнению.
При этом, согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Таким образом, непоставка товара, соответствующего условиям контракта, а также нарушение требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, требованиям Заказчика по данной закупке свидетельствуют о ненадлежащем исполнении условий контракта.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
При принятии настоящего решения Комиссией Удмуртского УФАС России учитываются следующие обстоятельства:
- между сторонами заключен Контракт, согласно которому Общество взяло на себя обязательство по поставке антигена плоскоклеточного рака;
- согласно представленным документам и пояснениям, Общество не осуществило поставку товара, который бы соответствовал требованиям контракта;
- фактически Общество изначально поставило товар, который не соответствует предложенному в заявке производителю ООО "ХЕМА" со страной происхождения Российская Федерация;
- Обществом в десятидневный срок со дня принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не были устранены недостатки, выявленные в ходе приемки товара.
Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России, учитывая необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО "Синтез" в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "Синтез" (ИНН 5408280794, КПП: 540801001, ОГРН: 1105476023950, директор - <_>) в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N зз-06710-2023 "Антиген плоскоклеточного рака" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123002167) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Синтез" (ИНН 5408280794) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
26.06.2023 |
28.06.2023 |
26.06.2023 |
0 |
27.06.2023 |
03.07.2023 |
29.06.2023 |
0 |
04.07.2023 |
30.06.2023 |
0 |
0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 29 июня 2023 г. N 018/06/104-500/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2023