На основании приказа руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России), Инспекцией Приморского УФАС России проведена внеплановая проверка соблюдения заказчиком - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при проведении открытого конкурса в электронной форме на осуществление дорожной деятельности (ремонт на автомобильных дорогах регионального или муниципального значения Хороль-Реттиховка-Арсеньев км 56+842-км 60+000, км 63+000-км 66+550, км 72+930-км 80+051, км 86+910-км 90+290, км 86+825-км 98+030 и Спасск-Варфоломеевка км 26+200-км 29+000, км 34+000-км 41+200 в Черниговском, Анучинском муниципальных округах и Спасском муниципальном районе на территории Приморского края. (извещение N 0820500000823003284)
Адрес проверяемой организации: ул. Бородинская, д. 12, г. Владивосток, Приморский край, 690033;
Место проверки: ул. 1-ая Морская д. 2, каб. 443, г. Владивосток,
Проверкой установлено:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю поступила информация о признаках нарушения Заказчиком - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого конкурса в электронной форме на осуществление дорожной деятельности (ремонт на автомобильных дорогах регионального или муниципального значения Хороль-Реттиховка-Арсеньев км 56+842-км 60+000, км 63+000-км 66+550, км 72+930-км 80+051, км 86+910-км 90+290, км 86+825-км 98+030 и Спасск-Варфоломеевка км 26+200-км 29+000, км 34+000-км 41+200 в Черниговском, Анучинском муниципальных округах и Спасском муниципальном районе на территории Приморского края. (извещение N 0820500000823003284).
В соответствии с частью 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Инспекция Приморского УФАС России, рассмотрев представленные заказчиком документы, установила следующее.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком необоснованно включены в один лот выполнение работ на территории разных районов, что приводит к увеличению объема оказываемых услуг, НМЦК, суммы обеспечения заявки, суммы обеспечения исполнения государственного контракта, а также цены выполненных работ по контрактам (договорам), предоставляемыми участниками закупки в подтверждение опыта.
Из пояснений Заказчика следует, что Участки автомобильных дорог, на которых будет осуществляться выполнение ремонтных работ, находятся в непосредственной близости друг от друга и являются важной частью транспортной инфраструктуры Приморского края, все три района (Черниговский, Анучинский муниципальные округа и Спасский муниципальный район) граничат между собой.
Кроме того, рассматриваемые участки автомобильных дорог находятся в одной климатической зоне (второй климатический район Приморского края), что принципиально важно при производстве данного вида ремонтных работ. При формировании лота Заказчик учитывал также расположение карьеров в Спасском (с. Татьянка) муниципальном районе и Черниговском (с. Сибирцево) муниципальном округе, а также место приобретения строительных материалов для выполнения работ по данному лоту - с. Сибирцево (Черниговский муниципальный округ). Данные факторы играют большую роль при выполнении дорожных работ, обеспечивают удобство и своевременность поставки необходимых строительных материалов и, как следствие, качество выполняемых работ.
В связи с чем, Заказчик считает доводы жалобы необоснованной.
Пунктом 1 части 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что конкурентным способом определения поставщиков является, в том числе, проведения открытого конкурса в электронной форме.
Согласно сведениям, размещенным в Единой информационной системе объектом закупки выступает ремонт на автомобильных дорогах регионального или муниципального значения Хороль-Реттиховка-Арсеньев км 56+842-км 60+000, км 63+000-км 66+550, км 72+930-км 80+051, км 86+910-км 90+290, км 86+825-км 98+030 и Спасск-Варфоломеевка км 26+200-км 29+000, км 34+000-км 41+200 в Черниговском, Анучинском муниципальных округах и Спасском муниципальном районе на территории Приморского края.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 347 492 682,94 рублей.
Техническим заданием определены основные технические параметры участка ремонта:
Автомобильная дорога |
Длина участка, км |
Категория дороги |
Число полос движения, шт. |
Хороль - Реттиховка - Арсеньев |
|
|
|
км 56+842 - км 60+000, км 63+000 - км 66+550, км 72+930 - км 80+051, км 86+910 - км 90+290, км 96+825 - км 98+030 |
18,414 |
IV |
2 |
Спасск - Варфоломеевка |
|
|
|
км 26+200 - км 29+000, км 34+000 - км 41+200 |
10,000 |
IV |
2 |
Правовое регулирование конкурентных отношений и отношений, связанных с размещением заказов, предполагает взаимосвязанные цели и задачи. Так, одним из принципов Закона о контрактной системе является обеспечение конкуренции. Согласно части 2 статьи 8 Закона N44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд.
Одним из таких законов является Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), целью которого является обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1).
Действия Заказчика при осуществлении закупок должны соответствовать принципам контрактной системы в сфере закупок, в том числе обеспечивать эффективность, результативность закупки, но при этом не ограничивать конкуренцию на соответствующих товарных рынках.
Начальная (максимальная) цена контракта закупки 347 492 682,94 рублей. При этом размер обеспечения заявки составил 3 474 926,83 рублей, цена договора (контракта) представленного в качестве опыта должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - не менее 69498536,588 рублей.
Комиссия Приморского УФАС России рассмотрев представленные документы приходит к выводу том, что в рассматриваемом случае у заказчика не имелось каких-либо препятствий для разделения лотов; необоснованное размещение заказа укрупненным лотом нарушило принцип равнодоступности при проведении торгов, повлекло за собой ограничение количества участников закупки (в том числе, в связи с увеличением цены контракта, значительного размера обеспечения заявки, необходимости задействовать дополнительные трудовые и финансовые ресурсы), исключило возможность участия в торгах участников соответствующего рынка, тем самым привело к ограничению конкуренции при проведении торгов
Объединение нескольких районов в один лот исключает возможность участия в торгах организаций, заинтересованных в выполнении контракта только в одном районе. Обладая индивидуально-определенными свойствами, каждый объект ремонта привлекает к торгам специфический круг потребителей. Объединение в один лот различных участков работ, обладающих разным набором потребительских свойств, в разных районах края, неизбежно ведет к отказу от участия в торгах лиц, заинтересованных в выполнении работ на определенном участке, приводит к сокращению числа претендентов, заинтересованных каждый в своем наборе специфических характеристик, и ограничивает конкуренцию. Вместе с тем, участки автомобильных дорог "Хороль - Реттиховка - Арсеньев" и "Спасск - Варфоломеевка", ремонт которых необходимо произвести в рамках исполнения контракта, не имеют общих границ.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что необоснованное объединение в один лот ремонтных работ автомобильных дорог разных районов Приморского края приводит к необоснованному ограничению числа участников закупки и нарушают требования ч. 2 ст. 8 Закона N44-ФЗ.
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьей 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Инспекция Приморского УФАС России по результатам проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой (камеральной) проверки соблюдения заказчиком требований Закона N 44-ФЗ при проведении электронного аукциона решила:
1.Признать, что заказчик допустил нарушение части 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ.
2. Не выдавать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона N 44-ФЗ в соответствии с пп. Б п. 35 Постановления Правительства от 01.10.2020 N1576.
3. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.
Акт, принятый по результатам внеплановой проверки, может быть обжалован в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 29 июня 2023 г. N ВП 55
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2023