На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от 27.06.2023 N 203/23, на основании обращения заказчика Вышковской поселковой администрации Злынковского района Брянской области (вх. 4259/23 от 26.06.2023), Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Руководителя инспекции: "___"
Членов Инспекции: "___"
в присутствии:
"___." - индивидуального предпринимателя, предъявлен паспорт гражданина РФ;
в отсутствие надлежащим образом уведомленных представителей заказчика Вышковская поселковая администрация Злынковского района Брянской области (ходатайство вх. 4341-ЭП/23 от 29.06.2023), уполномоченного органа Финансовый отдел Администрации Злынковского района (ходатайство вх. 4341-ЭП/23 от 29.06.2023),
осуществив проверку информации и документов, представленных заказчиком Вышковской поселковой администрации Злынковского района Брянской области по факту уклонения ИП "___." от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона на изготовление технических планов автомобильных дорог в п. Вышков Злынковского района Брянской области за N 0127300008823000010, установила следующее:
1) 08.06.2023 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на изготовление технических планов автомобильных дорог в п. Вышков Злынковского района Брянской области за N 0127300008823000010.
2) Начальная (максимальная) цена контракта составляет 220 500,00 рублей.
3) На участие в электронном аукционе за N 0127300008823000010 было подано 5 (пять) заявок.
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) NИЭА1 от 19.06.2023 победителем был признана участник закупки с идентификационным номером N86 ИП "___." с ценой контракта 84 030,00 рублей .
5) 20.06.2023 10:33 (МСК) заказчиком Вышковская посёлковая администрации Злынковского района Брянской области размещён в единой информационной системе в сфере закупок без своей подписи проект контракта, составленный путем включения цены контракта, предложенной ИП "___."
6) 20.06.2023 14:16 (МСК) ИП "___." сформирован, подписан усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещен на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий.
7) 21.06.2023 10:23 (МСК) заказчиком Вышковская посёлковая администрации Злынковского района Брянской области сформирован с использованием единой информационной системы и размещён в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий.
8) Регламентированный срок подписания ИП "___." проекта контракта с учетом протокола разногласий от 20.06.2023 определен не позднее 23 часов 59 минут 22.06.223 г., в установленный Законом о контрактной системе срок ИП "___." М.С. не разместил в единой информационной системе в сфере закупок проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени ИП "___."
9) 23.06.2023 00:03 (МСК) заказчиком от электронной площадки http://www.sberbank-ast.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" от 23.06.2023.
10) 26.06.2023 15:57 (МСК) заказчиком Вышковская посёлковая администрации Злынковского района Брянской области и составлен и размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта NППУ20_1 от 26.06.2023.
До рассмотрения обращения в адрес Брянского УФАС России поступили документы и письменные пояснения заказчика Вышковская посёлковая администрации Злынковского района Брянской области (вх. N 4332-ЭП/23 от 29.06.2023), уполномоченного органа Финансовый отдел Администрации Злынковского района (4327-ЭП/23 от 28.06.2023) ИП "___." . ( вх. 4333-ЭП/23 от 29.06.2023)
Изучив представленные документы, заслушав индивидуального предпринимателя, Инспекция Брянского УФАС России пришла к следующим выводам:
1. Действия заказчика Вышковская посёлковая администрации Злынковского района Брянской области при определении подрядчика путём проведения электронного аукциона на изготовление технических планов автомобильных дорог в п. Вышков Злынковского района Брянской области за N 0127300008823000010, соответствуют требованиям статьи 51 Закона о контрактной системе, регламентирующей порядок заключения контрактов.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если Законом о контрактной системе не установлено иное) с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного пп. "а" п. 2 ч. 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с Законом о контрактной системе, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи: заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Так, 20.06.2023 заказчиком Вышковская посёлковая администрации Злынковского района Брянской области размещён в единой информационной системе в сфере закупок без своей подписи проект контракта, составленный путем включения цены контракта, предложенной индивидуальным предпринимателем Бахотский Максимом Сергеевичем.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий: подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) или формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий.
Согласно ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий: подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) или формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий.
Согласно извещения о проведении аукциона в электронной форме на изготовление технических планов автомобильных дорог в п. Вышков Злынковского района Брянской области за N 0127300008823000010, а так же пункта 13.1 проекта контракта "Размер обеспечения исполнения контракта 1% от цены Контракта".
Креме того, в пункте 13.9 проекта контракта установлено, что Подрядчик в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
С учётом протокола разногласий от 20.06.2023 года регламентированный срок подписания ИП "___." контракта был определен как: не позднее 23:59 22.06.2023 года.
Однако, в регламентированный Законом о контрактной системе срок участник закупки ИП "___." не подписал проект контракта.
Согласно ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные ч. 3 (за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный ч. 3 настоящей статьи, не выполнены требования п. 3 ч. 3 настоящей статьи) и ч. 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных ч. 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием ЕИС и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС и на электронной площадке (с использованием ЕИС) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе, в день размещения в ЕИС протокола, предусмотренного пп. "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с пп. "а" п. 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Так, заказчик, следуя требованиям Закона о контрактной системе, 26.06.2023 сформировал протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта NППУ20_1 от 26.06.2023 и направил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Инспекция Брянского УФАС России пришла к выводу, что действия заказчика Вышковская посёлковая администрации Злынковского района Брянской области по признанию индивидуального предпринимателя "___." уклонившимся от заключения контракта являются правомерными.
Согласно пп. а п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее, Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Подпунктом Б п. 13 Правил установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе.
Так, Инспекция Брянского УФАС России пришла к выводу, что сведения в отношении ИП "___." не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение. По существу, внесение в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участников закупки (в том числе за уклонение от подписания контракта), что предполагает необходимость учета степени его вины.
Согласно письменным пояснения предоставленным ИП "___." в адрес Брянского УФАС России (вх. 4333-ЭП/23 от 29.06.2023.) причиной не направления в установленный законом срок контракта, подписанного электронной цифровой подписью, не знание требований ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе.
Кроме того, ИП "___." пояснил, что имел намерение подписать направленный заказчиком контракт с подтверждением добросовестности информацией, содержащейся в реестре контрактов. Так. 21.06.2023 (исх 21/01 от 21.06.2023) ИП "___." . направил в адрес заказчика Вышковская поселковая администрации Злынковского района Брянской области письмо подтверждения добросовестности с реестровыми номерами исполненных контрактов (1402709652223000023, 3713300232021000155, 3570200634821000019, 3710200541021000252, 1710651049120000032).
Так же, ИП ИП "___." предоставлены документы, свидетельствующие о намерении заключить контракт на изготовление технических планов автомобильных дорог в п. Вышков Злынковского района Брянской области за N 0127300008823000010, а именно ИП "___." 21.06.2023 направил Заявление N170-19892/23 в Роскадастр для получения сведения о пункте государственной астрономо- геодезической сети. (скриншот заявки прилагается).
Для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган должен представить не только доказательства неподписания участником закупки контракта в установленный срок, но и доказательства такого уклонения лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Исходя из установленных фактических обстоятельств по настоящему делу, Инспекция Брянского УФАС России приходит к выводу об отсутствии бесспорных доказательств, подтверждающих недобросовестное поведение победителя электронного аукциона на изготовление технических планов автомобильных дорог в п. Вышков Злынковского района Брянской области за N 0127300008823000010 ИП "___." Указанные обстоятельства исключают признание ИП "___." недобросовестным поставщиком.
2. Согласно п. "а" ч.13 Порядка рассмотрения обращения органом контроля, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении, утвержденного Постановлением N 1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
В соответствии с п.5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2.1 Заказчиком Вышковская посёлковая администрации Злынковского района Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, согласно которым при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:
а) физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки;
б) руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки;
в) единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки. Выгодоприобретателем для целей настоящей статьи является физическое лицо, которое владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества, поскольку заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона установлено данное требование в недействующей редакции Закона о контрактной системе.
Так, при обозрении приложения к извещению за N 127300008823000010 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке" заказчиком установлено следующее требование: "отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и не полнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества"
Так, извещение о проведении электронного аукциона на изготовление технических планов автомобильных дорог в п. Вышков Злынковского района Брянской области за N 0127300008823000010 размещено в единой информационной системе в сфере закупок 08.06.2023.
Однако, редакцией Закона о контрактной системе N 94 от 28.12.2022 (начало действия редакции 01.01.2023) в п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе внесены изменения, которые заказчик при размещении 08.06.2023 извещения о проведении электронного аукциона на изготовление технических планов автомобильных дорог в п. Вышков Злынковского района Брянской области за N 0127300008823000010 обязан был учитывать.
2.2 Заказчиком Вышковская посёлковая администрации Злынковского района Брянской области нарушены требования п. 10.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системы, согласно которым при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: участник закупки не является иностранным агентом, поскольку заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона на изготовление технических планов автомобильных дорог в п. Вышков Злынковского района Брянской области за N 0127300008823000010 данное единое требование к участникам закупки не установлено.
Выявленное нарушение требований Закона о контрактной системе признано Комиссией Брянского УФАС России не повлиявшим на итоги осуществления закупки, поскольку участники закупки в составе заявок указали, что не являются иностранными агентами.
Выявленное в действиях заказчика нарушение требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Инспекция Брянского УФАС России,
решила:
1. Сведения в отношении индивидуального предпринимателя "___" (ИНН "___", адрес: "___.") в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Признать в действиях заказчика Вышковская поселковая администрация Злынковского района Брянской области нарушение требований п. 9 ч. 1 ст. 31, п. 10.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений требований Закона о контрактной системе не выдавать ввиду того, что положения извещения об осуществлении закупки могут быть обжалованы до окончания срока подачи заявок, выявленное нарушение не повлияло на итоги закупки.
4. Передать материалы обращения соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Руководителя инспекции "___"
Члены инспекции "___"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 3 июля 2023 г. N РНП-32-779
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2023