Резолютивная часть решения объявлена 28.06.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 03.07.2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "..."; Члены Комиссии: "...";
в отсутствие представителей Администрация Баклашинского сельского поселения (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы Индивидуального предпринимателя "..." (далее - ИП "...", Заявитель);
рассмотрев жалобу Заявителя на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения ул. Рябиновая до пер. Озёрный с. Баклаши Шелеховского района Иркутской области (извещение N 0134300003123000003), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России поступила жалоба Заявителя на положения извещения об осуществлении открытого конкурса в электронной форме.
Заявитель в своих доводах указывает, что Заказчиком в нарушение подпункта "б", "в" пункта 32 Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлены детализирующие показатели оценки.
Заказчиком представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком 05 июня 2023 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещен документ "Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме от 05.06.2023 N 0134300003123000003".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 18 710 742 руб. 28 коп.
Согласно Протоколу подачи ценовых предложений от 23.26.2023 NИЭОК1 на участие в закупке поступило 6 заявок, признанная соответствующей положениям извещения 1 заявка.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Заказчика, приходит к следующим выводам.
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Федерального закона N44-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов Заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу части 2 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ определено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, регламентируются Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В приложении к Постановлению Правительства РФ N 2571 (далее - Приложение) установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В пункте 18 раздела III Приложения в графе "Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки" указано: "Работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги".
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом согласно подпункту "а" пункта 3 Постановления N 2571 позиция 18 применяется и, следовательно, дополнительные требования по данной позиции устанавливаются, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 5 млн. рублей (при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд).
Объектом рассматриваемой закупки является "выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения ул. Рябиновая до пер. Озёрный с. Баклаши Шелеховского района Иркутской области".
Соответственно, учитывая обозначенный выше объект закупки, и начальную (максимальную) цену контракта, Заказчиком в извещении об осуществлении закупки должны быть установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с 18 Приложения к Постановлению N 2571.
Аналогичные требования установлены в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме.
Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки установлены статьей 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с подпунктом "в" части 32 Постановления Правительства N 2604 при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.
В приложении к извещению о проведении закупки "Требование к содержанию и составу заявки" установлены следующие критерии оценки:
Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Таким образом, по мнению заявителя, Заказчик не установил требование к опыту по содержанию автомобильной дороги.
Тем не менее, по критерию оценки "Квалификация участников закупки" был применен показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" и детализирующий показатель оценки "Общая цена исполненных участником закупки договоров", в соответствии с пунктом 32 Постановления N 2604.
Таким образом, Комиссия Иркутского УФАС России признает первый довод заявителя является необоснованным.
В соответствии с подпунктом "б" части 32 Постановления Правительства N 2604 при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги для оценки заявок по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения.
На основании подпункта "в" пункта 24 Постановления Правительства N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, следующие показатели:
- наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
Тем не менее, в приложении к извещению о проведении закупки "Порядок рассмотрения и оценки заявок" установлены следующие критерии по Квалификации участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации:
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки:
1. Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов.
2. Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки контрактов (договоров)
Таким образом, Заказчиком не установлены критерии оценки "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП "..." обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим части 1 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем отмены протоколов работы комиссии и внесения изменений в извещение о проведении электронного аукциона.
4. Копии решения, предписания направить сторонам по жалобе.
5. Оператору электронной площадке обеспечить возможность исполнения выданного предписания.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России, для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 4 июля 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2023