Резолютивная часть решения объявлена 29.06.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 04.07.2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
Члены Комиссии: <_>; <_>;
при участии представителя Администрация Усть-Ордынского Бурятского округа (далее - Заказчик) <_>;
при участии представителей Общество с ограниченной ответственностью "АЛТЕК ПРО" (далее - ООО "АЛТЕК ПРО", общество); <_>, <_>,
рассмотрев обращение Заказчика о включении информации в отношении Общества с ограниченной ответственностью "АЛТЕК ПРО" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона "Поставка системы видеоконференцсвязи", извещение N0134200015423000005, в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N 44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N1078), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 26 июня 2023 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении Общества в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ООО "АЛТЕК ПРО" допущены существенные нарушения условий по контракту от 29 марта 2023 года на поставку системы видеоконференцсвязи, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации об Обществе в Реестр.
ООО "АЛТЕК ПРО" представлены письменные объяснения, в которых указано, что обществом предпринимались все меры для исполнения контракта, указанные действия, по мнению общества, подтверждают добросовестность при исполнении контракта.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что заказчиком 07 марта 2023 года на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении аукциона в электронной форме N013420001542300000 "Поставка системы видеоконференцсвязи" (далее - электронный аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 345 430 рублей 00 копеек.
15 июня 2023 года в Единой информационной системе размещен протокол подачи ценовых предложений от 15.03.2023 NЦПА1, согласно которому от ООО "АЛТЕК ПРО" поступило предложение о цене контракта на сумму 288 600 рублей 00 копеек, что на 26,00 % ниже начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.03.2023 NИЭА1 победителем электронного аукциона признано ООО "АЛТЕК ПРО".
Государственный контракт N5 на поставку системы видеоконференцсвязи по результатам электронного аукциона был заключен между заказчиком и ООО "АЛТЕК ПРО" 29.03.2023 года (далее - контракт).
Согласно пункту 1.1. контракта поставщик обязуется передать заказчику систему видеоконференцсвязи (далее - товар), количество, общая и единичная стоимость которого установлены в Техническом задании (Приложение 1 к Контракту), а заказчик обязуется принять товар надлежащего качества и количества и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
В пункте 3.5. контракта установлены следующие сроки поставки товара: срок поставки товара: в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента заключения контракта.
Следовательно, по условиям контракта товар обществу следовало поставить в срок до 28 апреля 2023 года.
В указанный срок поставка товара не осуществлена.
Пунктом 9.4 контракта предусмотрено, что контракт, может быть расторгнут: по соглашению сторон; в случае одностороннего отказа стороны от исполнения контракта; по решению суда.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был, расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Исходя из положений части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта предоставлено заказчику пунктом 9.4 Контракта.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 44-ФЗ, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Пунктами 1 и 2 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации урегулировано, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450). Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В связи с тем, что по состоянию на 07 июня 2023 года поставка товара не осуществлена, то есть обществом допущено существенное нарушение условия контракта, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на поставку системы видеоконференцсвязи от 29 марта 2023 года.
Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке урегулирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно части 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение о расторжении контракта размещено Заказчиком в ЕИС 07 июня 2023 года, что считается надлежащим уведомлением ООО "АЛТЕК ПРО" о расторжении с ним Контракта в одностороннем порядке.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 19 июня 2023 года.
Следовательно, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым с 20 июня 2023 года.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ).
Однако, до вступления решения в силу ООО "АЛТЕК ПРО" не выполнены обязательства по Контракту.
Комиссия, исследовав фактические обстоятельства дела, приходит к выводу о недобросовестности общества при исполнении им своих обязательств по контракту.
Письмом от 27 апреля 2023 года N18 общество проинформировало Заказчика о невозможности исполнить обязательства в оговоренные контрактом сроки и попросило рассмотреть возможность отсрочки поставки товара до 30 мая 2023 года.
02 мая 2023 года Заказчик в адрес общества направляет письмо N02-90-4830/23 о нарушении срока поставки товара по государственному контракту и требовании осуществления поставки товара до 30 мая 2023 года.
30 мая 2023 года на электронный адрес okrug_econom@mail.ru, неуказанный в контракте, поступило письмо без указания Заказчика на бланке интернет-магазина www.djarena.ru об отгрузке товара 30 мая 2023 года, без указания наименования товара, места отгрузки, адресата, сроков доставки, подтверждающих документов.
В ходе рассмотрения обращения представитель заказчика пояснил, что сотрудники администрации 30 мая 2023 года связались с Уткиным В.И., генеральным директором ООО "АЛТЕК ПРО", посредством стационарной телефонной связи для уточнения информации по содержанию письма (где отгружен товар, когда он будет доставлен и есть ли подтверждающие документы). На что, он не сообщив информацию, бросил трубку. До окончания рабочего дня сотрудниками Заказчика предпринимались попытки дозвониться до вышеуказанного адресата, также был направлен запрос на адрес электронной почты, указанный в Контракте, но ответ не был получен.
01 июня 2023 года обществу было направлено повторное письмо о нарушении сроков поставки товара, взыскании штрафа и начислении пеней.
Ответы ООО "АЛТЕК ПРО" на письма заказчика в материалах дела отсутствуют.
По состоянию на 07 июня 2023 года (дата принятия решения об одностороннем расторжении контракта) ООО "АЛТЕК ПРО" поставка товара не произведена.
Согласно письменным пояснениям общества поставка товар была осуществлена не в сроки, предусмотренные контрактом, в связи с тем, что государственный заказчик намеренно составил свое техническое задание таким образом, что под указанные характеристики подходил конкретный товар (производства недружественного непризнанного "государства"), он был заказан в Тайване, который присоединился к санкциям против Российской Федерации, перестал отгружать свою продукцию в Россию и продавать товар российским покупателям.
В силу указанного факта, прямая закупка и доставка товаров в Российскую Федерацию не представляется возможным, а закупать и доставлять товар приходится через третьих лиц и третьи государства с неоднократным переоформлением грузов на пути доставки. Ввиду указанного, при осуществлении доставки возникли трудности - груз прибыл на территорию Турции, где его дальнейшее перенаправление в Российскую Федерацию приостановилось из-за двоякой позиции Турции по параллельному импорту товаров в Россию. Данная ситуация вынудила менять логистические цепочки - возникла необходимость везти груз с переоформлением в ОАЭ.
В конечном итоге доставить груз на территорию Российской Федерации стало возможным лишь в конце мая. Когда груз ООО "АЛТЕК ПРО" был получен, он оперативно был перенаправлен Государственному заказчику 02.06.2023 г. Прикладываем: скриншот сообщения об отгрузке, квитанция СДЕК.
Указанные доводы общества рассмотрены Комиссией и признаны необоснованными в силу следующего.
В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Федерального закона N44-ФЗ, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.
Общество, подав заявку на участие в закупке, согласилось с условиями извещения о проведении закупки и проектом контракта, заключило Контракт, следовательно, взяло на себя определенные обязательства, которые должно исполнять надлежащим образом и в соответствии с условиями Контракта.
Одним из главных принципов законодательства о контрактной системе при проведении электронных процедур государственными заказчиками является достижение поставленной цели, и участники закупки должны добросовестно исполнять взятые обязательства, а также осознавать возможный риск наступления неблагоприятных последствий.
Комиссией Иркутского УФАС России была изучена квитанция СДЭК (свидетельствующая об отправки товара), при этом идентифицировать, что по указанной квитанции были отправлены именно системы видеоконференцсвязи от ООО "АЛТЕК ПРО" не представляется возможным в силу следующего.
В квитанции в разделе "наименование товара" указано: (Арт. электроника) электроника, кроме того в информации об отправители указано: (ООО "Питер Прайд", в разделе "объявленная стоимость за ед. руб." указано: 50000.00, при том, что государственный контракт N5 на поставку системы видеоконференцсвязи был заключен на 288 600 рублей 00 копеек.
Каких-либо иных доказательств того, что общество поставляло заказчику товар, а также доказательства отказа заказчика от поставленного обществом товара в Иркутское УФАС России не представлено. Отсутствие таких доказательств свидетельствует о бездействии ООО "АЛТЕК ПРО" при исполнении своих обязательств по контракту и отсутствие у него намерения исполнить контракт.
Бездействие ООО "АЛТЕК ПРО", не осуществившего поставку товара, образует существенное нарушение условий Контракта, поскольку заказчик лишился того, на что вправе был рассчитывать при заключении Контракта, а именно своевременной поставки товара в полном объеме в соответствии с требованиями Контракта.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном Федеральным законом N 44-ФЗ порядке в Реестр.
В связи с тем, что в результате допущенных ООО "АЛТЕК ПРО" нарушений заказчик лишился возможности достижения результата поставленного товара в объеме и сроки, установленные контрактом, то есть необходимые для удовлетворения муниципальных нужд и достижения целей закупки в соответствии со статьей 13 Федерального закона N44-ФЗ, такие нарушения условий контракта являются существенными.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Наличие обстоятельств непреодолимой силы и объективных причин, препятствующих ООО "АЛТЕК ПРО" исполнить свои обязательства по контракту надлежащим образом, Комиссией не установлено. Кроме того, каких-либо доказательств, подтверждающих наличие объективных причин, подтверждающих, невозможность исполнения обязательств по контракту со стороны ООО "АЛТЕК ПРО" в материалы дела представлено не было.
Более того, ООО "АЛТЕК ПРО" подавая заявку на участие в закупки, согласилась с условиями документации о закупки и проектом контракта, заключило контракт, следовательно, взяло на себя определенные обязательства, которые должно исполнить надлежащим образом и в соответствии с условиями Контракта.
Комиссия приходит к выводу о том, что ООО "АЛТЕК ПРО" не исполнены обязанности, предусмотренные контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях индивидуального предпринимателя как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о непроявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Таким образом, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Федерального закона N 44-ФЗ.
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года NВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Недобросовестное поведение общества послужило основанием для принятия заказчиком решения о расторжении контракта в связи с односторонним отказом от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что на момент рассмотрения обращения общество так и не исполнило свои обязательства по контракту. Таким образом, ООО "АЛТЕК ПРО" намеренно и умышленно при исполнении контракта проявило недобросовестное поведение по отношению к заказчику, не предприняло всех надлежащих мер с целью исключения возможности наступления для него неблагоприятных последствий.
Учитывая соблюдение заказчиком процедуры расторжения Контракта, а также принимая во внимание поведение общества, выразившееся в неисполнении принятых на себя обязательств, что привело к неисполнению в установленный срок контракта, и, как следствие, к неэффективному использованию бюджетных средств, у Комиссии Иркутского УФАС имеются все основания для включения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Исходя из вышеизложенного, сведения в отношении ООО "АЛТЕК ПРО" подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Иркутского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью "АЛТЕК ПРО", (198152, Россия, г. Санкт-Петербург, вн.тер.г. муниципальный округ автово, новостроек ул., д. 13, литера а, помещ. 2-н, офис N7, ИНН: 7805799090) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года;
2. Сведения об учредителе Общества с ограниченной ответственностью "АЛТЕК ПРО" (Уткина Вячеслава Игоревича, ИНН: 780501003771), в лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью "АЛТЕК ПРО" (Уткина Вячеслава Игоревича, ИНН: 780501003771) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года;
3. Копии решения направить сторонам по делу.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
Члены Комиссии |
|
<_> |
|
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 4 июля 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2023