На основании поступившей информации, статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) N 038/169/23 от 21.06.2023 о проведении внепланового контрольного мероприятия (проверки), Инспекцией Иркутского УФАС России в составе:
руководитель Инспекции: "_";
участники Инспекции: "_";"_";
проведено внеплановое контрольное мероприятие (проверка) в отношении заказчика - ФГБОУ ВО "ИРНИТУ" на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при заключении заказчиком контракта по итогам осуществления закупки у единственного поставщика N 6119953 на поставку обуви для защиты от неблагоприятных внешних воздействий работников ФГБОУ ВО "ИРНИТУ".
Место нахождения ФГБОУ ВО "ИРНИТУ" - 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекцией Иркутского УФАС России изучены копии следующих документов:
- техническое задание;
- проект контракта;
- предложения участников закупки;
- протокол рассмотрения заявок 6119953 от 29.05.2023 г.;
- письменные пояснения;
- иные материалы.
Описательная часть
В Иркутское УФАС России 13 июня 2023 года поступило обращение ИП Усовец А.А. на действия заказчика, связанные с проведением закупки.
В ходе проверки Инспекцией Иркутского УФАС России установлено, что заказчиком 19 мая 2023 года на электронной площадке РТС-Маркет размещена закупка N 6119953 на поставку обуви для защиты от неблагоприятных внешних воздействий работников ФГБОУ ВО "ИРНИТУ".
Начальная максимальная цена контракта 194 321 руб. 16 коп.
На участие в закупке поступило 4 ценовых предложения:
-29.05.2023 04:59МСК - ИП УСОВЕЦ АРТЕМ АНДРЕЕВИЧ (ИНН 540234293707) с ценой 146 340 руб. 00 коп.
-28.05.2023 23:14 МСК - ИП Гузеева Светлана Владимировна (ИНН 450102889536) с ценой 151 915 руб. 00 коп.
-26.05.2023 11:58 МСК - ООО "ПРОТЕКТ" (ИНН 3808194240) с ценой 152 812 руб. 80 коп.
-23.05.2023 04:03 МСК - АО "ТД ТРАКТ" (ИНН 7723627621) с ценой 168 048 руб. 00 коп.
Установлено, что указанная закупка осуществлена на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ, посредством электронного магазина.
При этом, частью 12 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 5.2 части 1 настоящей статьи, закупка товара на сумму, не превышающую пяти миллионов рублей, может осуществляться в электронной форме с использованием электронной площадки.
Таким образом, порядок, закрепленный частью 12 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ, будет распространять свое действие на данную закупку.
В соответствии с пунктом 6 части 12 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов, предусмотренных подпунктом "в" пункта 5 настоящей части, заказчик:
а) принимает в отношении каждой заявки решение о соответствии заявки на участие в закупке требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, или решение об отклонении заявки на участие в закупке в случае непредставления информации и документов, предусмотренных подпунктом "в" пункта 5 настоящей части, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, либо в случаях, предусмотренных пунктами 3 - 6, 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании решений, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, присваивает каждой заявке на участие в закупке, которая не отклонена, порядковый номер в порядке возрастания цены за единицу товара, предусмотренной подпунктом "е" пункта 1 настоящей части, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Первый порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, содержащей наименьшую цену за единицу товара, или являющейся единственной заявкой, которая не отклонена в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта;
в) формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки, который в течение одного часа с момента получения такого протокола размещает его в единой информационной системе и на электронной площадке, а также размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию, указанную в подпунктах "а" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, идентификационные номера заявок и номера реестровых записей участников закупки, заявки которых направлены заказчику в соответствии с подпунктом "в" пункта 5 настоящей части. Такой протокол должен содержать дату подведения итогов, идентификационные номера заявок и информацию о решениях, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, обоснование решения об отклонении заявки на участие в закупке (в случае принятия такого решения), содержащее указание на положения заявки на участие в закупке, а также положения настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, а также информацию, предусмотренную подпунктом "б" настоящего пункта;
Согласно протоколу рассмотрения заявок 6119953 от 29.05.2023 г. все участники признаны соответствующими требованиям извещения о проведении закупки, первый порядковый номер (лучшее ценовое предложение) присвоен участнику закупки с порядковым номером заявки 4 - ИП УСОВЕЦ АРТЕМ АНДРЕЕВИЧ.
В силу пункта 7 части 12 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ заключение контракта осуществляется с участником закупки, заявке которого присвоен первый номер, в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Таким образом, в связи с тем, что первый порядковый номер присвоен ИП УСОВЕЦ АРТЕМУ АНДРЕЕВИЧУ, ФГБОУ ВО "ИРНИТУ" должно было направить контракт ИП УСОВЕЦ А.А. в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем в нарушение пункта 7 части 12 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ контракт заключен заказчиком с АО "ТД ТРАКТ".
Согласно пояснениям ФГБОУ ВО "ИРНИТУ" в регламенте электронного магазина https://irkoblmarket.rts-tender.ru размещенного по ссылке https://www.rts-tender.ru/platform-rules/platform-market в п.6.15 в отношении рассмотрения Предложений Участников установлено:
"6.15. Рассмотрение Предложений на Закупку осуществляется Заказчиком в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации и закупочной документацией. Договор направляется Поставщику, признанному Заказчиком соответствующим установленным требованиям (при наличии) и предложившему наименьшую цену. Функционал ЭП предоставляет возможность изменить автоматическое определение победителя по наименьшей цене посредством использования опции "Свободный выбор победителя", позволяющей направлять договор Поставщику, признанному Заказчиком соответствующим требованиям, без учета наименьшего ценового предложения".
ФГБОУ ВО "ИРНИТУ" считает, что данная возможность, которая присутствует в том или ином виде в электронных магазинах электронных торговых площадок позволяет заказчику в отличие от электронных аукционов определять участника, с которым будет заключаться контракт не только по цене, а также и по неценовым критериям: по опыту участника в закупках в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, репутации, опыт работы с заказчиком, отсутствие у участника закупки арбитражных дел в производстве и другие.
Учитывая, что товар закупаемый, посредством данной закупки "обувь для защиты от неблагоприятных внешних воздействий", должен отвечать требованиям качества, ФГБОУ ВО "ИРНИТУ" в отношении участников данной закупки был проведен анализ, посредством сервиса проверки контрагента https://etp.roseltorg.ru/customer/additional/checkcontragent.
В отношении участников: ИП УСОВЕЦ АРТЕМ АНДРЕЕВИЧ, ООО "ПРОТЕКТ", АО "ТД ТРАКТ" были сформированы отчеты. Объем закупок, опыт и репутация в отношении участников закупки говорят в пользу АО "ТД ТРАКТ", с данной компанией и был заключен Контракт. ИП Гузеева С.В. опыт закупок в рамках Федерального закона N 44-ФЗ не имеет.
Инспекция Иркутского УФАС России считает довод заказчика несостоятельным, поскольку заключение контракта осуществлялось в электронной форме, следовательно, заказчик обязан руководствоваться пунктом 7 частью 12 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ.
При этом часть 12 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ исключает вариативность действий заказчика при заключении контракта по итогам осуществления закупки с использованием электронной площадки (электронный магазин) и имеет приоритет над иными ненормативными актами, в том числе, в отношении регламента электронного магазина.
Кроме того, Инспекция отмечает, что для определения победителя по иным критериям, таким как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации существует такой способ определения поставщика как конкурс в электронной форме.
Резолютивная часть
По результатам внеплановой (камеральной) проверки Инспекцией Иркутского УФАС России на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении закупки N 6119953 на поставку обуви для защиты от неблагоприятных внешних воздействий работников ФГБОУ ВО "ИРНИТУ", в действиях ФГБОУ ВО "ИРНИТУ" выявлено нарушение пункта 7 части 12 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ.
Инспекцией принято решение предложить руководителю Иркутского УФАС России передать материалы настоящей проверки уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 7 июля 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2023