Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
Председателя Комиссии:
Яфизова А.А. - заместителя руководителя,
Членов Комиссии:
Акперовой Л.А. - главного специалиста-эксперта
Курмаевой Г.Р. - ведущего специалиста-эксперта,
в присутствии представителей заказчика ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ БУИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Еремеева И.Ф. (доверенность N8 от 26.06.2023 г.), в отсутствие представителей заявителя ИП Тожибаева З.П. о месте и времени рассмотрения жалобы извещенного надлежащим образом, рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя (вх. N6307/ж от 21.06.2023 г.) на действие заказчика при проведении закупки N 0111300095523000033 на предмет: Ремонт тротуаров в городе Буинск Буинского муниципального района Республики Татарстан,
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении электронного аукциона N0111300095523000033 на предмет: Ремонт тротуаров в городе Буинск Буинского муниципального района Республики Татарстан размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 13.06.2023 г.
Начальная максимальная цена контракта - 9 190 320,00 рублей.
Суть жалобы: по мнению заявителя, заказчиком при проведении закупки нарушены требования действующего законодательства о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили устные и письменные пояснения.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона N257 элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Исходя из доводов жалобы заявителя, заказчиком установлены ненадлежащие дополнительные требования к участникам предусмотренные Постановлением N2571.
Заказчик с доводами жалобы не согласился пояснив, что тротуар по мнению заявителя является линейным объектом. Кроме того, указанные тротуары расположены не вплотную к автомобильным дорогам, а отделены от нее газоном или забором.
Комиссия Татарстанского УФАС России изучив доводы жалобы заявителя, позицию заказчика, положения Извещения, приходит к следующим выводам.
Согласно пп. "а" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" Установить, что: к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Исходя из положений Извещения заказчиком установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки:
Требования в соответствии с позицией 11 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571. Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: по капитальному ремонту линейного объекта, за исключением автомобильной дороги.
Предметом настоящей закупки является - Ремонт тротуаров в городе Буинск Буинского муниципального района Республики Татарстан.
В рамках указанной закупки, необходимо осуществить работы по устройству тротуаров с использованием брусчатки в г. Буинске
При этом, согласно положениям Постановления N2571, в случае если предметом закупки являются работы по ремонту автомобильных дорог, заказчик обязан устанавливать дополнительные требования в соответствии с пунктом 18 Приложения к Постановлению, а именно:
Работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
Исходя из положений пункта 5 статьи 3 Федерального закона N257, тротуары являются элементами обустройства автомобильных дорог, то есть ее составной частью.
Легальное определение тротуара установлено в Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения").
Так исходя из указанного Постановления следует, что Тротуар" - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
Изучив представленные заказчиком фотографии места выполнения работ, было установлено, что должны быть исполнены работы по обустройству тротуаров вдоль проезжей части.
Таким образом, Комиссией выявлено, что заказчиком неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 11 Приложения к Постановлению N2571. В указанном случае заказчиком, по мнению Комиссии, должны были быть установлены дополнительные требования в соответствии с пунктом 18 Приложения к Постановлению N2571, так как тротуары являются элементом автомобильной дороги.
Жалоба заявителя признана обоснованной.
Заказчиком нарушены положения части 2 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Учитывая, что выявленные нарушения могли повлиять на результат определения поставщика, Комиссией принято решение о выдаче заказчику, уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу заявителя ИП Тожибаева З.П. ((вх. N6307/ж от 21.06.2023 г.) на действие заказчика при проведении закупки N 0111300095523000033 на предмет: Ремонт тротуаров в городе Буинск Буинского муниципального района Республики Татарстан, обоснованной.
2. Признать в действиях уполномоченного органа ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ БУИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТА нарушения требований части 2 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. Выдать уполномоченному органу, заказчику, оператору ЭТП обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председателя Комиссии: |
А.А. Яфизов |
Члены Комиссии: |
Л.А. Акперова
Г.Р. Курмаева |
Исп.:Акперова Л.А. 8(843)238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 28 июня 2023 г. N 016/06/31-921/2023 (ключевые темы: участники закупок - товар. работа. услуга. - государственные и муниципальные нужды - контрактная система в сфере закупок - исполнение контракта)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2023