Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
Зам.Председателя Комиссии:
Казакова В.Г. - начальника отдела,
Членов Комиссии:
Гиниятуллиной Л.Р. - главного государственного инспектора,
Акперовой Л.А. - главного специалиста -эксперта,
в присутствии представителя заказчика ГАУЗ "КУКМОРСКАЯ ЦРБ" - Хайруллиной А.К. (по доверенности), в отсутствие заявителя ИП Исламова А.А., о месте и времени рассмотрения жалобы извещенного надлежащим образом, рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя ИП Исламова А.А. (вх. N6476 от 26.06.2023 г.) на действия заказчика ГАУЗ "КУКМОРСКАЯ ЦРБ" при проведении закупки N0311300157923000077 на предмет: Поставка продуктов питания (смесь белковая композитная сухая),
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении электронного аукциона N0311300157923000077 размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 16.06.2023 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 134 800,00 руб.
Суть жалобы: по мнению заявителя, заказчиком при проведении закупки нарушены требования действующего законодательства о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, были представлены письменные и устные пояснения.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия и позиции заказчика, изучения документации электронного аукциона приходит к следующим выводам.
1. Относительно довода заявителя о ненадлежащем обосновании применения дополнительных характеристик, не предусмотренных КТРУ.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе, формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с п.6 Правил использования КТРУ в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной п.5 Правил использования КТРУ, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В рамках объекта закупки в извещении о проведении рассматриваемого электронного аукциона заказчиком в качестве кода каталога товара, работы, услуги был указан код товара согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) 10.86.10.910 - продукция пищевая диетического и диабетического питания и установлен КТРУ-10.86.10.910-00000002 смесь сухая белковая композитная.
В описании объекта закупки Заказчиком были применены следующие дополнительные характеристики, не упомянутые в позиции КТРУ с обоснованием применения, оспариваемым заявителем жалобы:
"Обоснование необходимости использования дополнительных показателей (характеристик): Смесь белковая композитная сухая должна содержать минералы: марганец в количестве от 1,5 до 5 мг на 100 г, и молибден в количестве от 50 до 175 мкг. на 100г, включена для уточнения потребности Заказчика с учетом ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в соответствии с требованиями ГОСТ 33933-2016 таб. 2 и таб. В3)".
Представителем Заказчика были даны следующие пояснения и сведения относительно причины установления вышеуказанных дополнительных показателей.
Общие технические условия, смеси белковые композитные сухие состоят из белков молока или изолята соевого белка, или смеси белков молока и изолята соевого белка с добавлением одного или нескольких ингредиентов, в том числе минеральных веществ.
В таб. 2 п. 5.1.3 ГОСТ 33933-2016 определено, что содержание минеральных веществ в суточной порции смеси белковой композитной сухой, обогащенной минеральными веществами, составляет от 15,0 до 50,0 включ.,%, от нормы физиологической потребности в конкретном компоненте. В Таб. В.3 ГОСТ 33933-2016 перечислены минералы, которые могут содержаться в смеси белковой композитной сухой, и их количество в 20 г смеси белковой композитной сухой, в число таких минералов входит марганец в количестве от 0,3 до 1,0 мг включ. в 20 г (от 1,5 до 5,0 мг включ. на 100 г), молибден в количестве от 10,0 до 35,0 мкг включ. в 20 г (от 50,0 до 175,0 мкг включ. на 100 г).
Главным государственным санитарным врачом РФ 22.07.2021 утверждены "МР 2.3.1.0253-21. 2.3.l. Гигиена питания. Рациональное питание. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. Методические рекомендации)", в которых указано: марганец относится к микроэлементам и участвует в образовании костной и соединительной тканей, входит в состав ферментов, участвующих в метаболизме аминокислот, углеводов, катехоламинов, необходим для синтеза холестерина и нуклеотидов. Является антиоксидантом непрямого действия; недостаточное потребление сопровождается замедлением роста, нарушениями в репродуктивной системе, повышенной хрупкостью костной ткани, нарушениями углеводного и липидного обмена (физиологическая потребность в марганце для взрослых - 2 мг/сутки). Молибден относится к микроэлементам и является кофактором многих ферментов, обеспечивающих метаболизм серосодержащих аминокислот, пуринов и пиримидинов.(физиологическая потребность для взрослых - 70 мкг/сутки).
В п. 1.2 МР 2.3.1.0253-21. 2.3.1 указано на необходимость соответствия химического состава ежедневного рациона физиологическим потребностям человека в макронутриентах (белки и аминокислоты, жиры и жирные кислоты, углеводы) и микронутриентах (витамины, минеральные вещества и микроэлементы, биологически активные вещества); обеспечение максимально разнообразного здорового питания и оптимального его режима.
В своем письме (исходящий N 9/22 от 15.11.2022), Профильная комиссия по "Диетологии" Министерства здравоохранения Российской Федерации указывает, что в этом году был проведен мониторинг использования медицинскими организациями специализированных пищевых продуктов, по его результатам был установлен (выявлен) дефицит микронутриентов и их отсутствия в представленных на рынке витаминноминеральных комплексах, сделан вывод о допустимости использовании в диетическом лечебном питании смесей белковых композитных сухих обогащенных микроэлементами:
марганцем, молибденом, медью и хромом.
Комиссия отмечает, что вышеуказанное обоснование использования дополнительных характеристик указывает на потребность Заказчика в приобретении закупаемого товара с определенными характеристиками, в частности с содержанием в составе продукта калия и магния.
Установленные в техническом задании извещения требования о содержании в смеси белковой композитной сухой марганца в количестве от 1,5 до 5,0 мг на 100 г, молибдена в количестве от 50,0 до 175,0 мкг на 100 г соответствуют ГОСТ 33933-2016, так как оба этих минерала предусмотрены в таблице В.3 ГОСТ 33933-2016, а их количественные показатели соответствуют диапазону количественных показателей, указанному в этой таблице, в пересчете на 100 г смеси.
Указанный в обосновании государственный стандарт допускает наличие в закупаемых Заказчиком смесях минерального комплекса из марганца, молибдена.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что размещенное Заказчиком в составе описания объекта закупки обоснование применения дополнительных, не предусмотренных позицией КТРУ, характеристик, соответствует п. 6 Правил использования КТРУ.
Довод заявителя признан необоснованным.
2. Относительно довода заявителя о соответствии закупаемой продукции единственному производителю исходя из установленных показателей.
Так, исходя из доводов жалобы установленное требование о содержании марганца в количестве от 1,5 до 5 мг 4 на 100 г и молибдена в количестве от 50 до 175 мкг. на 100 г ограничивает количество участников закупки, поскольку такому условию соответствует товар единственного производителя "ДисоR" "Нутримун М", Россия.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Соответственно, государственный заказчик вправе включить такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Таким образом, заказчик вправе устанавливать любые требования к поставляемым товарам, выполняемым работам и оказываемым услугам при условии, что они не противоречат положениям Закона о контрактной системе, а также иным федеральным законам и нормативным правовым актам Российской Федерации.
Из ранее отражённых пояснений Заказчиком было установлено обоснование включения в объект закупки показателей молибдена и марганца.
При анализе извещения Комиссией установлено, что в описании объекта закупки Заказчиком были указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки и не установлены требования или указания в отношении конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара. В Извещении были отражены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Установленные показатели и характеристики по позициям были обусловлены необходимостью удовлетворения потребностей медицинского учреждения.
Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта в указанном случае были сформулированы Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, с учетом потребностей Заказчика, исходя из специфики деятельности.
Учитывая, что заявителем не было представлено достаточных доказательств, подтверждающих изложенное в жалобе, довод заявителя не находит подтверждения и признан необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу заявителя ИП Исламова А.А. (вх. N6476 от 26.06.2023 г.) на действия заказчика ГАУЗ "КУКМОРСКАЯ ЦРБ" при проведении закупки N0311300157923000077 на предмет: Поставка продуктов питания (смесь белковая композитная сухая) необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам.Председателя Комиссии: |
В.Г. Казаков |
Члены Комиссии: |
Л.Р. Гиниятуллина |
|
Л.А.Акперова |
Исп.: Акперова Л.А.
8(843)293-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 3 июля 2023 г. N 016/06/42-933/2023 (ключевые темы: товар. работа. услуга. - государственные и муниципальные нужды - характеристика - ктру - контрактная система в сфере закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2023