Резолютивная часть решения оглашена 28" июня 2023 г.
Решение изготовлено в полном объеме "30" июня 2023 г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
*** - |
заместителя руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
*** |
начальника отдела контроля в сфере закупок; |
|
*** |
главного специалиста отдела контроля в сфере закупок; |
При участии посредством ВКС:
- *** представителя ГПОУ МПТ, по доверенности;
рассмотрев дело N 042/06/32-824/2023, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - ГПОУ МПТ законодательства в сфере закупок при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0139200000123006027 "Выполнение работ по капитальному ремонту части кровли здания ГПОУ МПТ", руководствуясь Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14
установила:
23.06.2023 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ИП Тожибаева З.П. (вх. N 5832-ЭП/23) на действия заказчика - ГПОУ МПТ при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0139200000123006027 "Выполнение работ по капитальному ремонту части кровли здания ГПОУ МПТ" .
Заявитель указывает на то, что установленный заказчиком порядок оценки заявок ограничивает конкуренцию и нарушает пункт 11 части 1 статьи 42 ФЗ N 44-ФЗ.
В процессе рассмотрения жалобы Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
На официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ заказчиком - Департаментом контрактной системы Кузбасса по заявке заказчика ГПОУ "Мариинский политехнический техникум" было размещено извещение о проведении при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0139200000123006027 "Выполнение работ по капитальному ремонту части кровли здания ГПОУ МПТ".
Начальная максимальная цена контракта - 3 653 320,00 рублей.
Согласно п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с данным Федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч.4 ст.32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если данным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом, количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если данным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно п.26 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 г. N2604, оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований данного раздела в порядке, установленном пунктами 20-23 раздела IV настоящего Положения для оценке заявок по критерию оценке.
В данной закупке установлено, что лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение, применяется формула, предусмотренная пп. "е" п. 20 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 г. N2604.
В Положении отсутствует требование об установлении размера максимального значения. В виду отсутствия прямого запрета на установления размера максимального значения Заказчик установил максимальное значение с целью определения самого квалифицированного участника с обширным опытом работы, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, а также предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Кроме того, установление предельно максимального значения квалификационных характеристик необходимо для расчета баллов по показателям и не приводит к занижению количества присваиваемых баллов участниками, имеющим небольшой опыт, поскольку предельная максимальная сумма по всем исполненным контрактам в совокупности будет ограничиваться верхним пределом, указанного в критерии оценки заявок, а именно 200 000 000 рублей.
В жалобе заявитель указывает, на то, что п.18 Положения указано, если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N1 к Положению, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.
В соответствии с п.2 Отдельного положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе указано, что где - предельное максимальное значение признака N 1, установленное Заказчиком, равное 200 000 000 (двести миллионов) рублей. Соответственно, единица измерения данного показателя считается: рубль, что соответствует Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ) ОК 015-94 (МК 002-97) (код позиции экономической единицы 383).
Установление оценочного критерия, связанного с наличием у участника опыта работ по исполнению государственных контрактов, договоров, не направлено на ограничение количества участников закупки, а является способом реализации потребности в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ.
Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
Частью 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ определено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Опыт работы претендента позволяет судить о его квалификации и способности выполнить объем работ, предусмотренный закупочной документацией, в связи с чем использование названного критерия оценки является обоснованным.
Участники с иным опытом работы, в свою очередь, также могут участвовать в закупке, так как значения показателя нестоимостного критерия не препятствуют такому участию, не предрешают исход закупки, не создают преимущества конкретному лицу, поскольку предусматривают возможность участникам конкурса конкурировать по всем критериям, установленным заказчиком, а в данной ситуации направлены, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при выполнении работ по предмету закупки.
Невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками рынка не является поводом учитывать данные обстоятельства заказчиком при формировании заявки на закупку и установлении критериев оценки заявок, поскольку иное фактически бы противоречило состязательному характеру участия в конкурсе.
В рассматриваемом случае закупка проводится в форме открытого конкурса в электронной форме, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки, а не при подаче заявок. Возможность проиграть в конкурсе, не набрав нужное количество баллов не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности, иное документально не доказано.
Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что извещение о закупке в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, а именно: в ней описаны критерии оценки заявок, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие с учетом потребностей и интересов заказчика и соблюдением принципов добросовестной конкуренции.
Таким образом, довод заявителя ИП Тожибаева З.П. является необоснованным, нарушений требований ФЗ N44-ФЗ не установлено.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Тожибаева З.П. на действия заказчика - ГПОУ МПТ при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0139200000123006027 "Выполнение работ по капитальному ремонту части кровли здания ГПОУ МПТ" необоснованной.
2. Производство по делу N 042/06/32-824/2023 прекратить.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: ***
Члены комиссии: ***
***
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 30 июня 2023 г. N 042/06/32-824/2023 (ключевые темы: участники закупок - открытый конкурс - государственные и муниципальные нужды - товар. работа. услуга. - характеристика)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2023