Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:
рассмотрев обращение администрации Абатского муниципального района о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО НПП "Алион" в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 14.06.2023 на выполнение работ по замене светильников уличного освещения, с. Абатское (реестровый номер закупки 0167300029223000021),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России в соответствии с частью 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о контрактной системе) поступило обращение администрации Абатского муниципального района о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО НПП "Алион".
ООО НПО "Алион" представлены письменные пояснения и приложенные документы, которые приобщены к материалам дела, просит не включать сведения в отношении Общества в РНП.
Тюменским УФАС России, заблаговременно были приняты меры по извещению о дате и времени рассмотрения дела, которое было назначено на 29.06.2023 г. Информация по факту проведения антимонопольным органом внеплановой проверки в связи с принятием решения об одностороннем отказе администрации Абатского муниципального района от исполнения контракта от 10.05.2023 размещена в ЕИС в сфере закупок.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей администрации, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела админстрацией Абатского муниципального района по результатам электронного аукциона (реестровый номер закупки 0167300029223000021) на выполнение работ по замене светильников уличного освещения, с. Абатское с победителем указанной закупки - ООО НПП "Алион" заключен муниципальный контракт от 10.05.2023.
Согласно 1.1. Подрядчик обязуется выполнять по заданию Заказчика в течение срока, установленного пунктом 2.1 настоящего Контракта, работы по замене светильников уличного освещения, с. Абатское (Код по ОКПД2 - 43.21.10.290 - Работы электромонтажные прочие, не включенные в другие группировки) (далее - Работы) в соответствии с Локальным сметным расчетом (Приложение к настоящему Контракту), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять выполненные Работы и обеспечить их оплату в порядке и сроки, установленные настоящим Контрактом.
В соответствии с пунктом 2.1. контракта срок выполнения работ: в течение 30 календарных дней с момента заключения контракта.
Цена Контракта составляет 500 987 (Пятьсот тысяч девятьсот восемьдесят семь) рублей 19 копеек, в том числе НДС 20 % на сумму 83 497 (Восемьдесят три тысячи четыреста девяносто семь) рублей 87 копеек (пункт 3.1. контракта).
Как пояснил представитель администрации работы по замене светильников уличного освещения подрядчиком не выполнены и даже не начаты. 08.06.2023 в адрес подрядчика было направлено уведомление о необходимости исполнения обязательств по муниципальному контракту, однако ответа от общества не поступило. В связи с тем, что Подрядчик не приступил к выполнению работы по контракту 10.05.2023, на дату окончания выполнения работ и сдачи выполненных работ заказчику 09.06.2023 работы выполнены не были, админстрацией Абатского муниципального района 14.06.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое вступило в силу 26.06.2023.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить ее (ч. 1 ст. 702 ГК РФ).
Согласно пункта 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещение убытков.
Согласно части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч.9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В пункте 4.1.4. раздела 4 контракта содержится условие о праве заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из материалов дела, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе было направлено заказчиком в адрес Подрядчика с использованием средств Единой информационной системы в сфере закупок 14.06.2023 и получено им в этот же день. Таким образом, датой надлежащего уведомления является 14.06.2023.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой вступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в законную силу является 26.06.2023.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
При этом основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту являются документально подтвержденные основания и дата (вступление в силу) решения о расторжения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 104 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица. С учетом изложенного, общим критерием при определении вины лиц является принятие лицом всех зависящих от него мер по соблюдению обязательных требований и проявление такой степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.
Исполнитель принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).
Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Материалами дела установлено, что к выполнению обязательства по контракту Подрядчик не приступил, работы замене светильников уличного освещения, с.Абатское не выполнены, что свидетельствует о существенном нарушении условий контракта со стороны ООО НПП "Алион".
В письменных пояснениях общество указало, что ООО НПО "Алион" предполагало получить исполнение по муниципальному контракту N 01663000004230000010001 от 10.02.2023 и направить полученные денежные средства на реализацию спорного муниципального контракта, оборотные средства на момент подписания муниципального контракта поставщик направил на исполнение указанного контракта. Процесс принятия поставленного товара в рамках муниципального контракта N 01663000004230000010001 от 10.02.2023 затянулся с марта 2023 года по 10.05.2023, денежные средства в нарушение контракта поставщику поступили лишь 21.06.2023. В связи с указанным обстоятельством ООО НПО "Алион" по средствам телефонной связи передало в администрацию Абатского муниципального района Тюменской области телефонограмму о невозможности выполнить работы в срок и предложило согласовать новый срок для поставки. В результате переговоров по средствам телефонной связи был согласован новый срок выполнения работ до 30.06.2023. 21.06.2023 ООО НПО "Алион" получило исполнение по муниципальному контракту N 01663000004230000010001 от 10.02.2023 и закупило необходимый товар для выполнения работ по муниципальному контракту N 016730002922230000210001.
Вместе с тем, отсутствие у общества денежных средств для исполнения обязательств по контракту, комиссия Тюменского УФАС России признает необъективной причиной для неисполнения обязательств по контракту, поскольку данное обстоятельство относится к предпринимательским рискам.
Кроме того, следует учитывать положения пункта 3 статьи 401 ГК РФ, согласно которому, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Также,на заседании Комиссии представители заказчика не подтвердили согласование с подрядчиком нового срока выполнения работ до 30.06.2023.
Объективные причины невозможности исполнения обязательств в установленный контрактом срок в материалы дела от общества не поступили.
Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что неисполнение договорных обязательств по контракту свидетельствует о гражданско-правовой недобросовестности, халатности и ведет к неэффективному расходованию бюджетных средств, поскольку заказчик не получает того, что он обоснованно рассчитывал получить в случае добросовестного поведения контрагента, что нарушает права заказчика как стороны в гражданско-правовом договоре (контракте), а также нарушает публично-правовой порядок.
Учитывая изложенное, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что данные обстоятельства однозначно свидетельствуют о недобросовестном поведении Подрядчика в рамках исполнения контракта на выполнение работ по замене светильников уличного освещения, с.Абатское. При этом, достоверных и документально подтвержденных доказательств, свидетельствующих о невозможности выполнения работ, предусмотренных контрактом в материалы дела не предоставлено.
Комиссией в ходе внеплановой проверки установлено, что заказчик выполнил все мероприятия о надлежащем уведомлении Подрядчика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в действиях Подрядчика установлена недобросовестность при исполнении муниципального контракта.
Представитель Заказчика в заседании антимонопольного органа выразил мнение о необходимости включения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Тюменского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Сведения, представленные администрацией Абатского муниципального района в отношении ООО НПП "Алион" (ИНН: 7302036327, КПП: 730201001, директора и единственного учредителя общества: Кузнецова Игоря Михайловича (ИНН: 730200935962) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта заключенного по результатам электронного аукциона на выполнение работ по замене светильников уличного освещения, с. Абатское (реестровый номер закупки 0167300029223000021),в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 29 июня 2023 г. N РНП-72-94/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2023