Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
<_> - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от уполномоченного учреждения государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)", уполномоченное учреждение, аукционная комиссия): <_> (представитель по доверенности);
от заказчика ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) (далее - ГКУ РС(Я) "РЦ при Минздраве РС(Я)", заказчик): <_> (представитель по доверенности);
от заявителя индивидуального предпринимателя Семеновой Валентины Георгиевны (далее - ИП Семенова В.Г., заявитель): <_> (представитель по доверенности);
рассмотрев посредством web-видеоконференцсвязи жалобу ИП Семеновой В.Г. на действия (бездействие) заказчика ГКУ РС(Я) "РЦ при Минздраве РС(Я)" при проведении электронного аукциона на поставку товара: Тест-полоски Акку-чек Перформа в целях социального обеспечения (Субвенция) (извещение N0816500000623011439), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ИП Семеновой В.Г. на действия заказчика ГКУ РС(Я) "РЦ при Минздраве РС(Я)".
Из сути жалобы заявителя следует, что:
1. Заказчик неправомерно установил в Описании объекта закупки поставку товара без возможности поставки эквивалента, что содержит положения ограничивающую конкуренцию и не соответствует законодательству.
2. Заказчик установил в Описании объекта закупки количество тест-полосок 400 000 что в несколько раз превышает реальную потребность в них.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика и уполномоченного учреждения пояснили, что с жалобой заявителя не согласны.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
06.06.2023 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N0816500000623011439 на поставку товара: Тест-полоски Акку-чек Перформа в целях социального обеспечения (Субвенция).
Начальная (максимальная) цена контракта составила: 7 280 000,00 рублей.
На участие в закупке подано 1 (одна) заявка от участников закупки, 1 (одна) заявка признана соответствующей извещению о проведении электронного аукциона.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ИП Семеновой В.Г. необоснованной на основании следующего.
1. Довод о том, что Заказчик неправомерно установил в Описании объекта закупки поставку товара без возможности поставки эквивалента, что содержит положения ограничивающую конкуренцию и не соответствует законодательству, признан необоснованным на основании следующего.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Положения Постановления Правительства N10 от 12 января 2023 года (далее - Постановление 10) применяется в случаях если тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови соответствуют кодам 300680, 300690, 344110 вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий".
При этом, согласно извещению и электронным документам предметом закупки являются тест-полоски для инсулиновой помпы "Акку Чек Комбо" (код вида медицинского изделия 207640) согласно перечню медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи входящих в Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2018 г. N 3053-р и утвержденное Министерством здравоохранения РФ.
Согласно пояснениям заказчика, помпа Акку-Чек Спирит Комбо, в соответствии с инструкцией к медицинскому изделию Система для самоконтроля глюкозы крови с возможностью введения инсулина "АККУЧЕКR Комбо" может корректно работать только с входящим в комплектацию Системы глюкометром Акку-Чек Перформа Комбо.
Использование другого глюкометра, даже имеющего канал блютус, может привести к некорректной работе помпы, подвергнуть опасности здоровье пациента, вызвав инсулиновый шок или диабетическую кому.
Таким образом, указанная закупка не подпадает под действие Постановления 10, так как закупаемые тест-полоски предназначены в качестве расходного материала для медицинского изделия система для самоконтроля глюкозы крови с возможностью введения инсулина "АККУЧЕКR Комбо" с кодом вида по НКМИ 207650.
Довод жалобы признан необоснованным.
2. Довод о том, что Заказчик установил в Описании объекта закупки количество тест-полосок 400 000 что в несколько раз превышает реальную потребность в них, признан необоснованным на основании следующего.
Законодательство о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, самостоятельно определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его.
При формировании объекта закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, как и не вправе определять и государственные нужды.
Согласно пункту 1 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в извещении особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу N А65-29493/2020 "Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации": "Суды также отметили, что возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в материалы об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок".
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать как количественные, так и качественные характеристики к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать вопреки его потребностям такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
Довод жалобы о том, что признан необоснованным.
В силу части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, на заседании Комиссии , а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе, в том числе о положениях извещениях, ограничивающих количество участников, а также препятствий для подачи заявки на участие в закупке.
Жалоба ИП Семеновой В.Г. признана необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу ИП Семеновой В.Г. на действия (бездействие) заказчика ГКУ РС(Я) "РЦ при Минздраве РС(Я)" при проведении электронного аукциона на поставку товара: Тест-полоски Акку-чек Перформа в целях социального обеспечения (Эндокринология) (извещение N0816500000623011209) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 4 июля 2023 г. N 014/06/49-1034/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2023