Резолютивная часть решения объявлена 30.06.2023 г.
Изготовлено в полном объеме 30.06.2023 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Ностаева Н.В. - председатель Комиссии, руководитель Калмыцкого УФАС России,
Мергенова А.А. - член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
Эрендженов С.Ю.- член Комиссии, специалист первого разряда Калмыцкого УФАС России,
при участии:
представителя Уполномоченного органа - Службы регулирования контрактной системы в сфере закупок Республики Калмыкия:
Бадмаева Б.Ю. (доверенность от 01.03.2023 г. N б/н);
представителя Заказчика - Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия:
Умкеева В.Б. (доверенность от 07.03.2023 г. N10);
в отсутствии представителя Заявителя - индивидуального предпринимателя Тожибаева З.П.,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Тожибаева З.П., проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА
В Калмыцкое УФАС России 26 июня 2023 года поступила жалоба от индивидуального предпринимателя Тожибаева З.П. на действия Заказчика - Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК при проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту: "Ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения Яшкуль-Комсомольский-Артезиан на участке км 119,38 - км 132", реестровый номер извещения N 0105500000223001010.
В соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалоба была принята. Уведомлением N НН/869/23 от 27.06.2023 г. рассмотрение жалобы индивидуального предпринимателя Тожибаева З.П. назначено на 29 июня 2023 года в 15 часов 00 минут.\
Заявитель считает, что: 1) установленный Заказчиком порядок оценки не соответствует положениям Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604; 2) установление минимального и максимального значения в размере 500 000 000 руб. и 1 000 000 000 руб. является необоснованным, поскольку оно установлено Заказчиком без какой-либо взаимосвязи с начальной (максимальной) ценой контракта и фактическим объемом работ, предусмотренным проектно-сметной документацией, размещенной совместно с извещением о закупке.
28.06.2023 г. представителем Уполномоченного органа были направлены письменные возражения на доводы жалобы индивидуального предпринимателя Тожибаева З.П.
29.06.2023 г. поступили письменные возражения от представителя Заказчика.
29.06.2023 г. представители Уполномоченного органа, Заказчика на рассмотрении жалобы озвучили возражения жалобе, с доводами Заявителя не согласны, считают, что положения конкурсной документации установлены в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе, в удовлетворении заявленных в жалобе требований просят отказать.
В целях полного и всестороннего изучения материалов объявлен перерыв, заседание продолжилось 30 июня 2023 года в 11 часов 00 минут, лица, участвующие в деле, уведомлены надлежащим образом.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия Калмыцкого УФАС России, установила следующее.
08.06.2023 г. на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 0105500000223001010 о проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту: " Ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения Яшкуль-Комсомольский-Артезиан на участке км 119,38 - км 132".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 160 123 171,52 руб. Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе: в 10 часов 00 минут по московскому времени "26" июня 2023 года. Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): "29" июня 2023 года.
1. Согласно первому доводу Заявителя установленный Заказчиком порядок оценки не соответствует положениям Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, а именно, Заказчиком должны оцениваться контракты (договора) у Участника конкурса на выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги. Однако, Заказчик в своей конкурсной документации установил следующие контракты: "К оценке принимаются:
Исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ по ремонту, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги".
Таким образом, исключив контракты по содержанию дорог, Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок, который не соответствует требованиям п.п. "в" п. 32 ПП РФ N 2604 и ухудшает конкуренцию.
Пунктом 11 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно подпункту "в" пункта 24 Постановления N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки, в том числе наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
Из содержания подпункта "в" пункта 28 Постановления N 2604 следует, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения документом, предусмотренным порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании подпункта "в" пункта 32 Положения N 2604 при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги, в том числе, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Заказчиком утвержден порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, к оценке заявок на участие в конкурсе по показателю предметом договора (договоров), сопоставимого с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), является выполнение работ по ремонту, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом 44-ФЗ.
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснил, что Заказчик установил требование к предмету представляемых участниками закупки договоров таким образом, чтобы их предмет наиболее соответствовал предмету контракта, заключаемого по результатам определения подрядчика.
Предметом спорных контрактов (договоров), по мнению Заявителя, являются работы по содержанию автомобильных дорог исходя главы IV Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N 402. Например, к содержанию автомобильных дорог относится: очистка проезжей части от мусора, грязи и посторонних предметов, мойка покрытий, обеспыливание проезжей части автомобильных дорог, содержание в чистоте и порядке тротуаров, устранение повреждений покрытия тротуаров, погрузка и вывоз снега, в том числе его утилизация, скашивание травы на обочинах, откосах, разделительной полосе, полосе отвода и в подмостовой зоне, вырубка деревьев и кустарника с уборкой и утилизацией порубочных остатков; ликвидация нежелательной растительности химическим способом.
Однако данные договоры на содержание автомобильных дорог не могут удовлетворить требованиям Заказчика, так как опыт их исполнения не свидетельствует об опыте участника закупки в части именно ремонта автомобильных дорог, соответствующего предъявляемому предмету контракта.
Основная функция критерия оценки заключается в том, чтобы обеспечить заказчику возможность из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать потребностям в качественном и своевременном выполнении работ, учитывая специфику объекта закупки.
Согласно сводного сметного расчета стоимости строительства на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования регионального значения Яшкуль - Комсомольский - Артезиан на участке км 119,38 - км 132 основные виды работ по данной закупке относятся к ремонту, а не к содержанию автомобильной дороги.
При установленных обстоятельствах Комиссия Калмыцкого УФАС приходит к выводу, что Заказчик действовал в соответствии с нормами действующего законодательства и не был ограничен в возможности установить требование к предмету представляемых участниками закупки договоров, следовательно, довод жалобы не находит своего подтверждения и является необоснованным.
2. Согласно второму доводу жалобы, Заявитель считает, что установление минимального и максимального значения в размере 500 000 000 руб. и 1 000 000 000 руб. является необоснованным, поскольку оно установлено Заказчиком без какой-либо взаимосвязи с начальной (максимальной) ценой контракта и фактическим объемом работ, предусмотренным проектно-сметной документацией, размещенной совместно с извещением о закупке.
По показателю критерия оценки: Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта. Значимость показателя: 100.00%.
Оценка заявки по данному показателю осуществляется в соответствии с приложенным порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. В отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя: показатель оценки, детализирующий показатель оценки "Общая цена исполненных участником закупки договоров" - значимость 80%.
В порядке рассмотрения и оценки на участие в конкурсе указано, что оценка заявок осуществляется по формулам, предусмотренным положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 N 2604, в рассматриваемом случае Заказчиком применена следующая формула:
Оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренной п.20 Положения.
Значение количества баллов по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров", присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию "Квалификация участников закупки" (БХi), рассчитывается по формуле, предусмотренной пп.3 п.20 Положения:
где:
Хi - значение характеристики квалификации участников закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров";
- предельное минимальное значение характеристики квалификации участников закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров".
- предельное максимальное значение характеристики квалификации участников закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров".
Заказчиком установлено предельное минимальное значение характеристики объекта закупки для детализирующего показателя "общая цена исполненных участником закупки договоров" - 500 000 000 рублей.
Заказчиком установлено предельное максимальное значение характеристики объекта закупки для детализирующего показателя "общая цена исполненных участником закупки договоров" - 1 000 000 000 рублей.
Согласно пояснениям представителя Уполномоченного органа Заказчик выявляет победителя, который соответствует названным целям, поэтому включение в документацию о закупке критериев и порядка их оценки, которые в итоге приводят к исключению из круга участников лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке, поскольку все участники закупки поставлены в равные условия.
При этом Заявителем не приведено нормативного обоснования, что установленный Заказчиком порядок оценки не отвечает требованиям действующего законодательства.
Оспариваемые Заявителем критерии оценки является оценочным, не отборочным. Не представление таких документов не является обстоятельством, исключающим возможность принять участие в конкурсе, не влечет отклонение заявки, а соответственно данный критерий не ограничивает конкуренцию и доступ к выполнению предмета закупки. Не являясь условием допуска к участию, данные документы учитываются Заказчиком только в рамках оценочной стадии.
Заявителем доказательства, свидетельствующие о том, что установленные заказчиком требования создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являлись непреодолимыми для некоторых участников, не представлены, запросов на разъяснения, в том числе от Заявителя, не поступало.
Таким образом, Комиссия Калмыцкого УФАС России данный довод жалобы признает необоснованным.
На основании изложенного, Руководствуясь действующим законодательством, Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Тожибаева З.П. - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Ностаева Н.В.
Члены комиссии Мергенова А.А.
Эрендженов С.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 30 июня 2023 г. N 008/06/42-124/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2023