Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствие представителей от Заказчика, Заявителя, извещенных о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 6949-ИП/23 от 23.06.2023) на положения извещения при проведении электронного аукциона "Ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения - ул. Клубная, дер. Горки".
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 15.06.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 965 684,00 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В то же время частью 2 статьи 24 предусмотрено, что конкурентным способом определения поставщика (подрядчиков, исполнителей) является, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно доводу жалобы Заявитель оспаривает положения извещения об осуществлении закупки, в части неправомерного установления требования о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе предложения участника закупки о цене контракта.
Комиссия установила, что в требованиях к содержанию, составу заявки установлено, что в ней должно быть:
"3. Предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4).
4. Предложение участника закупки о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N44-ФЗ)".
Комиссия установила, что в соответствии с пунктом 1 части 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Проанализировав нормы, регламентированные статьей 49 Закона о контрактной системе, Комиссия делает вывод о неправомерности установления требования в составе заявки требования о цене на основании пункта 3 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, в случае проведения электронного аукциона, поскольку данный пункт требуется при проведении торгов других видов.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что торги проводятся в форме электронного аукциона и потенциальные участники не могут в своей заявке указывать цену, как того требует Заказчик в Извещении, так как она будет установлена лишь по результатам торгов.
Таким образом, Заказчиком допущено нарушение части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе, а довод Заявителя находит свое подтверждение.
Дополнительно, в рамках внеплановой проверки, проводимой в соответствии с требованиями статьи 99 Закона о контрактной систем, Комиссией были выявлены следующие нарушения.
Комиссия Ленинградского УФАС России выявила ненадлежащее описания объекта закупки, поскольку Заказчиком использован некорректный (недействующий) стандарт, на который делается ссылка в требованиях к работам.
Материалами дела подтверждается, что среди прочего ООЗ содержит п. 9.12. СНиП 2.05.02-85.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Вместе с тем СНиП 2.05.02-85 утратил силу еще с 01.07.1990 в части дорог III и IV категорий в связи с введением в действие РСН-88 в редакции Изменений, утв. Постановлением Госстроя СССР от 29.05.1990 N 52, таки образом Заказчиком не соблюдены положения пункта 2 части 1 статьи 33, установив в описании объекта закупки требование о выполнении работ несуществующему государственному стандарту.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона
Описание объекта закупки не соответствовало требованиям п. 1 ч. 2 ст.43 Закона о контрактной системе поскольку извещение содержит некорректный стандарт (такие же нарушения и относительно иных СНиПов).
При этом в Извещении имеется следующая информация (сноска): "В случае если стандарты, представленные в настоящем приложении, являются устаревшими, то следует применять данный номер госта, но в действующей редакции (с иным индексом после номера - ...). В случае, если стандарты, представленные в данном приложении, утратили силу, т.е. взамен утратившего силу документа не введен новый стандарт, подрядчик вправе не руководствоваться документом, утратившим силу".
Комиссия отмечает, что Извещение не может быть сформировано подобным образом, поскольку подобная сноска может использоваться Заказчиком только в тех случаях, когда стандарты, указанные в Извещении, при последующем исполнении обязательств, утратили силу, но правила описания объекта закупки по 33 статьи Закона о контрактной системе изначально в Извещении обязывают указывать действующие стандарты и не позволяют Заказчику заведомо включать недействующие, тем более которые были отменены десятилетия назад и делать подобную сноску.
Ненадлежащее установление описания объекта закупки, с наличием недействующих стандартов, вводит потенциальных участников закупки в заблуждение.
Также Комиссия выявила, что в п. 4 печатной версии Извещении установлено "Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ", а именно, запрет на совершение действий в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. N252 "О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций" с лицами, указанными в перечнях, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2022 N851, а также находящимися под их контролем организациями.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе предусматривает отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Указом N 252, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах и принудительных мерах", введены специальные экономические меры (далее - санкции) в отношении отдельных юридических лиц, физических лиц и находящихся под их контролем организаций, предусматривающие запрет совершать сделки с такими лицами и организациями, а также исполнять перед ними обязательства по совершенным сделкам, если такие обязательства не исполнены или исполнены не в полном объеме.
Вместе с тем, указанный запрет применяется вне зависимости от товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, и не устанавливает требований непосредственно к лицам для осуществления поставки закупаемых товаров, выполнения закупаемых работ, оказания закупаемых услуг, в связи с чем не образует требования, указанного в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ (о чем указывает Информационное письмо Минфина России от 20.07.2022 N 24-01-06/69926).
Таким образом, Заказчиком предъявлено требование, не связанное с нормами права, указанными в Извещении.
Дополнительно Комиссия установила, что требования к типовым условиям контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог устанавливаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.04.2023 N 572 "Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений" (далее - типовые условия ПП N 572).
Начало действия документа - 19.04.2023, в то время как Заказчик разместил Извещение в июне 2023 года.
Анализ проекта контракта Заказчика в составе Извещения свидетельствует о том, что использовались не все части типовых условий ПП N 572.
Так, например, в Приложение N1 Проекта контракта установлены Гарантийные сроки на конструктивные элементы автомобильной дороги искусственного дорожного сооружения.
Согласно п. 39 типовых условий ПП N 572 гарантийные сроки устанавливаются с учетом требований к гарантийным срокам, предусмотренным приложением N 1 к настоящим типовым условиям. Течение гарантийных сроков начинается с даты подписания заказчиком документа о приемке, сформированного с использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее - единая информационная система), по форме согласно приложению N 2, или N 3, или N 4 (далее - документ о приемке работ), а в случае досрочного расторжения контракта - с даты, с которой в соответствии с законодательством Российской Федерации контракт признается расторгнутым.
Приложением N 1 типовых условий ПП N 572 в п. 5. устанавливает, что гарантийные сроки для верхнего слоя дорожного покрытия автомобильной дороги и слоев износа из асфальтобетона при ремонте дорожной одежды автомобильной дороги устанавливаются в зависимости от прогнозируемой интенсивности движения транспортного потока по полосе движения и представлены в таблице 1.
Таблица 1
Прогнозируемая интенсивность движения транспортного потока по полосе движения, автомобилей в сутки |
Гарантийные сроки для верхнего слоя покрытия из асфальтобетона, лет |
менее 1000 |
8 |
1000 - 2500 |
7 |
2500 - 5000 |
6 |
5000 - 10000 |
5 |
10000 - 20000 |
4 |
более 20000 |
2 |
Проанализировав требования, установленные Заказчиком, с учетом того, что часть ремонтируемых дорог выполняется слоем из асфальтобетона, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком при установлении п. 5 не просчитывалась прогнозируемая интенсивность движения, поскольку табличная форма из типовых условий ПП N 572 переписана в исходном виде, а потенциальным участникам и антимонопольному органу не представляется возможным установить, какой в конечном итоге гарантийный срок должен обеспечить исполнитель (с учетом вариативности от 2 до 8 лет) .
Аналогичные нарушения усматривается в несоблюдении типовых условий ПП N 572 по п. 6 Приложения N1 Проекта контракта.
В связи со значительностью выявленных нарушения, Комиссия по данному делу считает необходимым выдать предписание на внесение изменений в Извещение.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Блиновой Н.А. обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 43, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов и внесением изменений в извещение об осуществлении закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 28 июня 2023 г. N 047/06/42-1648/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2023