Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика -
от Заявителя -
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 6956-ИП/23 от 23.06.2023) на положения извещения при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по созданию муниципальной системы оповещения населения муниципального образования "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области с подключением к региональной автоматизированной системе оповещения Ленинградской области (РАСЦО ЛО)".
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 14.06.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 064 991,82 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно первому доводу жалобы, Заказчиком в нарушение Законом о контрактной системе не использовал при описании объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Проанализировав "Описание объекта закупки" (приложение N 1 к извещению) Комиссия установила, что к оборудованию в пунктах 15 (Усилительно-коммутационный блок УКБ СГС-22-МЕ400Н или эквивалент), 16 (Усилительно-коммутационный блок УКБ СГС-22-МЕ500У или эквивалент), 25 (Усилительно-коммутационный блок УКБ СГС-22-МЕ300Н или эквивалент), 27 (Усилительно-коммутационный блок УКБ СГС-22-МЕ100Н или эквивалент) Заказчик предъявляет следующие требования в части времени работы: "Время работы от резервного источника питания 3 часа в режиме передачи информации и 24 часа в дежурном режиме".
Согласно пункту 7 приложения 1 Приказ МЧС России N 578, Минкомсвязи России N 365 от 31.07.2020 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" технические средства оповещения должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 42.3.01-2014 (далее - ГОСТ).
Ссылка на вышеуказанный ГОСТ также имеется в Извещении Заказчика.
Пунктом 5.1.4 ГОСТа установлено, что работоспособность ТСО при отключении централизованного энергоснабжения не менее 6 ч в режиме ожидания и не менее 1 ч в рабочем режиме за исключением устройств запуска электросирен и самих электросирен должна обеспечиваться системой гарантированного электропитания объекта размещения ТСО. При невозможности организации системы гарантированного электропитания объекта допускается использование собственного источника резервного электропитания ТСО или внешнего, предусмотренного проектным решением.
На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что режимы работы, указанные в описании объекта закупки и ГОСТе не являются тождественными.
Однако изучив ГОСТ, дополнительные пояснения Заявителя, приложения к Извещению, Комиссия Ленинградского УФАС России приходит к обратному выводу.
Так, в соответствии с пунктом 3.18 ГОСТа "рабочий режим" технического средства оповещения - это режим, при котором осуществляется передача сигналов оповещения и экстренной информации населению и прием подтверждений об их передаче.
В свою очередь "режим передачи информации" - это установленный в соответствии с требованиями системы управления регламент передачи информации от источника к потребителю т.е. другими словами "режим передачи информации" - это временной промежуток, при котором передается информация, в данном случае сигналы оповещения от источника, т.е. от пульта управления, к потребителю, т.е. к усилительно-коммутационному блоку с рупорными громкоговорителями
Таким образом термины "рабочий режим" и "режим передачи информации" являются равнозначными понятиями, так как оборудование, находясь в рабочем режиме передает сигналы оповещения от пульта управления до оконечных средств оповещения, т.е. от пульта управления муниципальной системы оповещения до усилительно-коммутационных блоков.
Также установлено, что в проектной документации, разработанной ООО "Комплексные системы экстренного оповещения населения", в пункте 5.1 установлено, что "Работоспособность системы при отключении штатных источников электроснабжения обеспечивается использованием встроенного аккумуляторного блока в составе УКБ СГС-22-МЕ. В режиме передачи речевого сигнала используемые технические решения позволяют обеспечить работоспособность при отключении централизованного энергоснабжения (сети 220В 50 Гц) оборудования в течение не менее 3 часов в режиме передачи информации и не менее 24 часов в дежурном режиме (режим ожидания)", т.е. "дежурный режим" и "режим ожидания" являются равнозначными понятиями.
Таким образом, Заказчиком указаны требования, противоречащие ГОСТу, а довод Заявителя находит свое подтверждение.
Вместе с тем, Комиссия обращает внимание, что выдача предписания по данному нарушению не может быть целесообразной, поскольку указанная выше проектная документация прошла согласование в Государственном казенном учреждении Ленинградской области "Объект N 58" Правительства Ленинградской области и соответствующие временные интервалы взяты Заказчиком из нее.
Согласно второму и третьему доводам жалобы, Заказчиком при формировании извещения использован некорректный код ОКПД-2 и не применил ограничения национального режима к оборудованию, необходимому к поставке в рамках данной закупки, а именно:
- Коммутатор D-Link DES-1016D или эквивалент;
- Источник бесперебойного питания Ippon Innova G2 Euro 3000 или эквивалент;
- Источник вторичного электропитания резервированные серии "СКАТ" СКАТ-2400И7 RACK или эквивалент.
Объектом электронного аукциона является "Выполнение работ по созданию муниципальной системы оповещения населения муниципального образования "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области с подключением к региональной автоматизированной системе оповещения Ленинградской области (РАСЦО ЛО)".
Комиссией установлено, что Разделом 9 Описания объекта закупки установлены требования к оборудованию, используемому при выполнении вышеуказанных работ. Также Приложением к Описанию объекта закупки предоставлены требования к оборудованию и характеристикам (показателям), значениям характеристик (показателей) эквивалентности оборудования, использующихся при выполнении закупаемых работ в табличной форме, в которой указаны:
- Наименование оборудования, указание на товарный знак (при наличии)
- Характеристики (показатели) и значения характеристик (показателей) оборудования
- Требования к характеристикам (показателям) и значениям характеристик (показателей) эквивалентности оборудования
Таким образом оборудование не поставляется Заказчику, как на то указывает Заявитель, а используется при выполнении Работ, так как предмет закупки - это создание системы в целом.
В соответствии с письмом ФАС России от 25 июня 2020 г. N ИА/53616/20 заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Пунктом 2(1) Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Из описания объекта закупки не следует, что:
1. программное обеспечение поставляется и передается в аренду,
2. осуществляется техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта.
3. оказываются услуги (выполняются работы), связанные с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав
4. оказываются услуги, связанные с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Таким образом, Заказчиком правильно выбран код ОКПД-2 и правомерно не установлены ограничения согласно Постановлению Правительства РФ N878 от 10.07.2019 г. "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", так как оборудование не передается Заказчику по товарной накладной или акту передачи, соответственно оборудование не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", а доводы заявителя не находят своего подтверждения.
Согласно четвертому доводу жалобы Заявителя, Заказчиком указаны конкретные характеристики оборудования, что приводит к ограничению круга потенциальных участников.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Проанализировав "Описание объекта закупки" (приложение N 1 к извещению) Комиссия установила, что к оборудованию в пунктах 13 и 27 предъявлены требования конкретных характеристик, а именно:
- по пункту 13 "Мегафон ручной МЕТА-2620 или эквивалент": Максимальная выходная мощность должна быть 35 Вт.
- по пункту 27 "Усилительно-коммутационный блок УКБ СГС-22-МЕ100Н или эквивалент": Номинальная выходная мощность 100 Вт.
Анализ извещения не указывает на обоснование подобных узких характеристик.
Ссылка Заказчика на проект не может быть принята во внимание, в технической документации (приложение N 1 к описанию объекта закупки), разработанной ООО "Комплексные системы экстренного оповещения населения" не предъявляются подобные требования ни к максимальной, ни к номинальной мощности используемого оборудования в характеристиках установленных заказчиком к использованному оборудованию.
Таким образом, Заказчиком в нарушение Закона о контрактной системе указаны конкретные технические характеристики оборудования, не обоснованные в Извещении, а довод Заявителя находит свое подтверждение.
Несмотря на нарушения, Ленинградское УФАС России обращает внимание на то, что согласно протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.06.2023 NИЭА1 на участие в закупке было подано 5 заявок, все были признаны соответствующими, а заявка Заявителя, которых принял участие, в свою очередь заняла 5 место. На основании указанного можно заключить, что выявленные нарушения не повлияли на процедуру закупки и не затронули права Заявителя, который при подаче заявки согласился с такими требованиями Извещения.
Руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТОР-Консалт" частично обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
3. Не выдавать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений в связи с тем, что нарушение не повлияло на процесс осуществления закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 29 июня 2023 г. N 047/06/42-1659/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2023