Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика -
от Заявителя -
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 6955-ИП/23 от 23.06.2023) на положения извещения при проведении электронного аукциона на выполнение работ по созданию комплекса технических средств Муниципальной системы оповещения (МСО).
Извещение о проведении электронного аукциона N0145300001923000111 размещено 15.06.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 895 183,87 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно первому и третьему доводу жалобы, о том, что Заказчиком в нарушение Законом о контрактной системе не использовал при описании объекта закупки показатели и требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что объектом электронного аукциона является: "выполнение работ по созданию комплекса технических средств Муниципальной системы оповещения (МСО)".
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Комиссией установлено, что Локальным сметным расчетом установлены требования к оборудованию, используемому при выполнении вышеуказанных работ и не предусматривающие их отдельную поставку и приемку.
То есть, Приложением к Описанию объекта закупки Заказчиком предоставлены требования к оборудованию и характеристикам (показателям), значениям характеристик (показателей) эквивалентности оборудования, использующихся при выполнении закупаемых работ.
Таким образом оборудование не поставляется Заказчику, как на то указывает Заявитель, а используется при выполнении Работ, так как предмет закупки - это создание системы оповещения в целом, а не поставка и приемка его составных частей.
В соответствии с письмом ФАС России от 25 июня 2020 г. N ИА/53616/20 заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Из описания объекта закупки следует, что:
1. товар не поставляется и передается в аренду (по товарной накладной или акту передачи не передается);
2. товар не ставится на бухгалтерский учет Заказчика;
3. оказываются услуги (выполняются работы), связанные с разработкой, системы оповещения, а товары используются при ее создании.
Таким образом, Заказчиком правильно выбраны код ОКПД-2 и правомерно описаны требования к работам, а доводы Заявителя о необходимости указывать технические характеристики вышеуказанного оборудования и всех составных частей не находят своего подтверждения так как противоречат действующему законодательству.
По второму и четвертому доводу жалобы Комиссией установлено, что в Описании объекта закупки, в именно в п.3.2.1 Заказчик указывает: "Каналы связи предоставляются согласно Технического задания (технических условий) ГКУ "Объект N58", оператором связи выполнившим условия договора о присоединении к сети связи специального назначения".
Данные технические условия выдаются собственником и балансодержателем РАСЦО Ленинградской области, а именно ГКУ "Объект N58 Правительства Ленинградской области.
Комиссия проанализировала Извещение и подтверждает, что данный документ отсутствует в ее составе, в связи с чем участники закупки объективно не могут оценить качество требуемых Заказчику работ и услуг по каналам связи, при том что Описание объекта закупки ссылается на документ, которого нет среди документов Извещения.
Также Комиссией выявлено, что при Описании объекта закупки Заказчику необходимы канали для сверхсекретной (засекреченной) информации при создании муниципальной системы оповещения.
В п.3.2 и п.3.2.2 Описании объекта закупки Заказчик указывает:
"3.2. Защита каналов связи. В целях соблюдения требований по защите информации, передаваемой по каналам связи, в соответствии с "Методическими рекомендаций по созданию и реконструкции систем оповещения населения", МЧС России, Москва, 2021 необходимо использование туннелей IPsec IKEv2, валидность сертификата не должна превышать 24 часа, алгоритмы шифрования, aes-192-cbc, aes-256-cbc.
3.2.1. Требования к защите информации от несанкционированного доступа, в соответствии с "Методическими рекомендаций по созданию и реконструкции систем оповещения населения", МЧС России, Москва, 2021, обеспечивается путём применения специализированного программного обеспечения отвечающего за шифрование конфиденциальных данных алгоритмом Advanced Encryption Standard (AES) 256 бит, в соответствии со стандартом стандартам FIPS 140-2 и Common Criteria: EAL2+ и Full Disk Encryption, FDE".
Алгоритм шифрования AES 256 бит используется для сверхсекретной (засекреченной) информации.
Вместе с тем, согласно требованиям совместного Приказа N578/365 МЧС России и МинЦифры России от 31.07.2020 "Об утверждении положения о системах оповещения населения" муниципальные и локальные системы оповещения должны соответствовать классу защищенности не ниже 3 класса, более того не должны содержать требования о защите информации составляющие государственную тайну.
Комиссия просила представителя Заказчика пояснить на основании каких норм и документов ими заявлена необходимость алгоритма шифрования исключительно AES 256 в п. 3.2.1 ООЗ и невозможности использования иных алгоритмов также обеспечивающие класс защищенности не ниже 3 класса, вместе с тем в материалы дела Ленинградского УФАС России таких данных Заказчиком не представлено, в составе Извещения какие-либо обоснования отсутствуют.
Соответственно, исключительно данный алгоритм шифрования, заявленный Заказчиком, не может использоваться для защиты информации муниципальной системы оповещения без возможности использования иных алгоритмов, соответствующих Приказу N578/365 МЧС России и МинЦифры России от 31.07.2020 "Об утверждении положения о системах оповещения населения".
Таким образом, Заказчиком в нарушение Закона о контрактной системе указаны документы, отсутствующие в Извещении, а также указан конкретный алгоритм шифрования данных, который не является единственно возможным, обеспечивающим класс защищенности не ниже 3 класса, при том, что какое-либо обоснование в Извещении отсутствует, что приводит к ограничению конкуренции, в связи с чем доводы Заявителя находят свое подтверждение.
На основании указанного можно заключить, что выявленные нарушения могут повлияли на процедуру закупки и затронуть права участников, которые при подаче заявок должны следовать требованиями Извещения, в результате чего выдача предписания является целесообразной допущенным нарушениям.
Руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Дмитриева К.А. частично обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, внесения изменений в извещение об осуществлении закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 30 июня 2023 г. N 047/06/42-1667/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2023