Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика -
в отсутствие представителей Заявителя, извещенных о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 7123-ИП/23 от 27.06.2023) на положения извещения при проведении запроса котировок в электронной форме "Поставка оборудования на детские площадки г. Сертолово".
Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме размещено 19.06.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 512 112,00 руб.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В то же время частью 2 статьи 24 предусмотрено, что Конкурентным способом определения поставщика (подрядчиков, исполнителей) является, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно первому доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в "требованиях к составу заявки" (приложение N 3 к извещению) установлена излишне усложненная инструкция по заполнению заявки.
Так, Комиссией установлено, что инструкция по заполнению заявки содержит следующее положение:
"Характеристики товара по номеру позиции 1 согласно Таблице 1 Приложения 2 к Техническому заданию должны соответствовать ТР ЕАЭС 042/2017; Характеристики товара по номеру позиции 1 согласно Таблице 1 Приложения 2 к Техническому заданию должны соответствовать ГОСТ 1050-2013; Характеристики товара по номеру позиции 1 согласно Таблице 1 Приложения 2 к Техническому заданию должны соответствовать ГОСТ 380-2005; Характеристики товара по номеру позиции 1 согласно Таблице 1 Приложения 2 к Техническому заданию должны соответствовать ГОСТ 3916.1-2018; Характеристики товара по номеру позиции 1 согласно Таблице 1 Приложения 2 к Техническому заданию должны соответствовать ГОСТ 8639-82; Характеристики товара по номеру позиции 1 согласно Таблице 1 Приложения 2 к Техническому заданию должны соответствовать ГОСТ 13663-86; Характеристики товара по номеру позиции 1 согласно Таблице 1 Приложения 2 к Техническому заданию должны соответствовать ГОСТ 3262-75; Характеристики товара по номеру позиции 1 согласно Таблице 1 Приложения 2 к Техническому заданию должны соответствовать ГОСТ Р 53920-2010; Характеристики товара по номеру позиции 1 согласно Таблице 1 Приложения 2 к Техническому заданию должны соответствовать ГОСТ 8645-68; Характеристики товара по номеру позиции 2 согласно Таблице 1 Приложения 2 к Техническому заданию должны соответствовать ТР ЕАЭС 042/2017;Характеристики товара по номеру позиции 2 согласно Таблице 1 Приложения 2 к Техническому заданию должны соответствовать ГОСТ 5582-75; Характеристики товара по номеру позиции 2 согласно Таблице 1 Приложения 2 к Техническому заданию должны соответствовать ГОСТ 3916.1-2018; Характеристики товара по номеру позиции 2 согласно Таблице 1 Приложения 2 к Техническому заданию должны соответствовать ГОСТ 8639-82; Характеристики товара по номеру позиции 2 согласно Таблице 1 Приложения 2 к Техническому заданию должны соответствовать ГОСТ 13663-86; Характеристики товара по номеру позиции 2 согласно Таблице 1 Приложения 2 к Техническому заданию должны соответствовать ГОСТ 3262-75; Характеристики товара по номеру позиции 2 согласно Таблице 1 Приложения 2 к Техническому заданию должны соответствовать ГОСТ 1050-2013; Характеристики товара по номеру позиции 2 согласно Таблице 1 Приложения 2 к Техническому заданию должны соответствовать ГОСТ 380-2005; Характеристики товара по номеру позиции 3 согласно Таблице 1 Приложения 2 к Техническому заданию должны соответствовать ТР ЕАЭС 042/2017; Характеристики товара по номеру позиции 3 согласно Таблице 1 Приложения 2 к Техническому заданию должны соответствовать ГОСТ 3916.1-2018; Характеристики товара по номеру позиции 4 согласно Таблице 1 Приложения 2 к Техническому заданию должны соответствовать ТР ЕАЭС 042/2017; Характеристики товара по номеру позиции 4 согласно Таблице 1 Приложения 2 к Техническому заданию должны соответствовать ГОСТ 3916.1-2018; Характеристики товара по номеру позиции 4 согласно Таблице 1 Приложения 2 к Техническому заданию должны соответствовать ГОСТ 8639-82; Характеристики товара по номеру позиции 4 согласно Таблице 1 Приложения 2 к Техническому заданию должны соответствовать ГОСТ 8645-68; Характеристики товара по номеру позиции 4 согласно Таблице 1 Приложения 2 к Техническому заданию должны соответствовать ГОСТ 13663- 86; Характеристики товара по номеру позиции 5 согласно Таблице 1 Приложения 2 к Техническому заданию должны соответствовать ТР ЕАЭС 042/2017; Характеристики товара по номеру позиции 5 согласно Таблице 1 Приложения 2 к Техническому заданию должны соответствовать ГОСТ 3916.1-2018; Характеристики товара по номеру позиции 6 согласно Таблице 1 Приложения 2 к Техническому заданию должны соответствовать ТР ЕАЭС 042/2017; Характеристики товара по номеру позиции 6 согласно Таблице 1 Приложения 2 к Техническому заданию должны соответствовать ГОСТ 3916.1-2018; Характеристики товара по номеру позиции 6 согласно Таблице 1 Приложения 2 к Техническому заданию должны соответствовать ГОСТ 8645-68; Характеристики товара по номеру позиции 6 согласно Таблице 1 Приложения 2 к Техническому заданию должны соответствовать ГОСТ 13663-86; Характеристики товара по номеру позиции 6 согласно Таблице 1 Приложения 2 к Техническому заданию должны соответствовать ГОСТ 7338-90; Характеристики товара по номеру позиции 6 согласно Таблице 1 Приложения 2 к Техническому заданию должны соответствовать ГОСТ 30188-97; Характеристики товара по номеру позиции 7 согласно Таблице 1 Приложения 2 к Техническому заданию должны соответствовать ГОСТ 8639-82; Характеристики товара по номеру позиции 7 согласно Таблице 1 Приложения 2 к Техническому заданию должны соответствовать ГОСТ 8645-68; Характеристики товара по номеру позиции 7 согласно Таблице 1 Приложения 2 к Техническому заданию должны соответствовать ГОСТ 13663-86".
Как видно из инструкции, требования о соответствии товаров нормативным документам описаны Заказчиком сплошным текстом, без логического разделения, с частыми повторениями.
Сами по себе показатели идут в виде таблицы из 30 страниц без нумерации страниц и без нумерации показателей, с хаотичными требованиями к показателям товаров.
При этом зачастую в Инструкции имеются противоречивые пункты при использовании и трактовки знаков препинания, слов и математических символов:
"1.1 При указании Заказчиком в Таблице 2 Приложения 2 к Техническому заданию
требования к значению показателя в виде слов ("от") или словосочетаний ("не менее", "не меньше") или символов ("", "не <") Участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, которое равно или более указанного в Таблице 2 Приложения 2 к Техническому заданию минимального значения показателя.
1.2 При указании Заказчиком в Таблице 2 Приложения 2 к Техническому заданию требования к значению показателя в виде слов ("более", "св.") или символов (">") или словосочетаний ("минимально от") Участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, которое более значения показателя, установленного в Таблице 2 Приложения 2 к Техническому заданию, и не является при этом равным значению показателя, установленному в Таблице 2 Приложения 2 к Техническому заданию.
1.3 При указании Заказчиком в Таблице 2 Приложения 2 к Техническому заданию требования к значению показателя в виде слов ("менее", "меньше") или символов ("<") Участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, которое менее значения показателя, установленного в Таблице 2 Приложения 2 к Техническому заданию, и не является при этом равным значению показателя, установленному в Таблице 2 Приложения 2 к Техническому заданию.
1.4 При указании Заказчиком в Таблице 2 Приложения 2 к Техническому заданию требования к значению показателя в виде слов ("до") или словосочетаний ("не более", "не больше", "не выше") или символов ("") Участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, которое равно или менее указанного в Таблице 2 Приложения 2 к Техническому заданию максимального значения показателя.
1.5 При указании Заказчиком в Таблице 2 Приложения 2 к Техническому заданию требования к значению показателя в виде двух числовых значений, с использованием слов, символов, перечисленных в п. 1.2 и п. 1.3 настоящей инструкции по предоставлению характеристик товаров, предлагаемых участником закупки, разделенных союзом "и" или знаком ",", Участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, руководствуясь правилами указания конкретных значений показателей указанных пунктов в соответствии с требованиями настоящего пункта
1.6 При указании Заказчиком в Таблице 2 Приложения 2 к Техническому заданию требования к значению показателя в виде двух числовых значений, с использованием слов, символов, перечисленных в п. 1.1 и п. 1.4 настоящей инструкции по предоставлению характеристик товаров, предлагаемых участником закупки, разделенных союзом "и" или знаком ",", Участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, руководствуясь правилами указания конкретных значений показателей указанных пунктов в соответствии с требованиями настоящего пункта
1.7 При указании Заказчиком в Таблице 2 Приложения 2 к Техническому заданию требования к значению показателя в виде двух числовых значений, с использованием слов, символов, перечисленных в п. 1.1 и п. 1.3 настоящей инструкции по предоставлению характеристик товаров, предлагаемых участником закупки, разделенных союзом "и" или знаком ",", Участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, руководствуясь правилами указания конкретных значений показателей указанных пунктов в соответствии с требованиями настоящего пункта
1.8 При указании Заказчиком в Таблице 2 Приложения 2 к Техническому заданию требования к значению показателя в виде двух числовых значений, с использованием слов, символов, перечисленных в п. 1.2 и п. 1.4 настоящей инструкции по предоставлению характеристик товаров, предлагаемых участником закупки, разделенных союзом "и" или знаком ",", Участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, руководствуясь правилами указания конкретных значений показателей указанных пунктов в соответствии с требованиями настоящего пункта".
Комиссия считает, что установление инструкции по заполнению заявок в подобном формате может приводить к ошибкам при заполнении, а, следовательно, к отклонению таких заявок.
Вышеуказанное подтверждается многочисленными исключениями из пунктов, нелогичности описания требований того как заполнить заявку не совершив ошибку.
В соответствии с письмом ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16:
"В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям".
При описании объекта закупки Заказчик должен прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Вышеуказанная трактовка законодательства о недопущении требований, влекущих ограничения количества участников раскрыта, например, в Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.04.2018 по делу N А56-38732/2017, Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.01.2021 по делу А56-77041/2019, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.01.2021 по делу NА56-77041/2019, Определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.05.2020 N 305-ЭС20-5758, решении Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 N АКПИ16-1287 и письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке".
Из чего можно сделать вывод, что требования в отношении товара, требуемого Заказчику сформулированы таким образом, что участникам необходимо выискивать требуемые значения одного наименования товара при неоднозначности трактовки союзов, предлогов, знаков препинания и символов, заполнять сведения по компонентам и характеристики химического состава, что свидетельствует не о стремлении довести необходимые требований в предельно ясной и доступной форме, а, напротив, "запутать" участника закупки, спровоцировав ошибки при заполнении заявки.
Таким образом первый довод заявителя находит свое подтверждение.
Согласно второму доводу жалобы Заявителя, к товару "Игровой комплекс" предъявлено следующее требование: "Спиральная горка по центру, должна быть оборудована трубой для устойчивости и жесткости конструкции с наружным диаметром 114 мм, по всей высоте горки", однако не раскрыто, каким нормативным документам эта труба должна соответствовать.
Заказчиком на заседании Комиссии были представлены пояснения, в которых он указывает на то, что Заказчик предоставляет для участника закупки возможность права выбора, наиболее подходящего для него способа исполнения контракта, поскольку в случае если Заказчиком не определен какой вид трубы (и иные элементы оборудования) используется при изготовлении конструктивных элементов оборудования, участник определяет материал изготовления и вид таких труб (и иных элементов оборудования) на свое усмотрение.
Так как податель жалобы не обосновал в чем именно заключается нарушения, Комиссия не может выявить нарушения.
Тем не менее в рамках внеплановой проверки Комиссия усматривает, что извещении не имеется обоснования установления указанных показателей (характеристик) в описании объекта закупки, являющихся компонентами товара.
Материалами дела подтверждается, что Приложением N 1 к Извещению определены следующие требования:
"По товару с наименованием Игровой комплекс установлен показатель Толщина стенки трубы радиальных направляющих арки фигурной: должна быть 2,0 мм
По товару с наименованием Игровой комплекс установлен показатель Номинальная толщина фанеры ступеней деревянного шеста: должна быть от 21 мм.
По товару с наименованием Игровой комплекс установлен показатель Глубина V-образной прорезки бруса опорных стоек: должна быть более 5 мм, < 10 мм.
По товару с наименованием Качели тип 1 установлен показатель Радиус скругления ребер бруса наклонных стоек: должен быть > 7 мм, < 12 мм.
По товару с наименованием Игровой комплекс установлен показатель Изготовление: Основные элементы вращающегося шеста должен быть изготовлены из круглых металлических труб наружным диаметром от 60 мм; св. 88,0 мм; от 40 мм, из профильных труб прямоугольного поперечного сечения размером более 70 х 30 мм, из обыкновенных стальных водогазопроводной труб круглого поперечного сечения наружным диаметром от 42,3 мм; от 26,8 мм."
Аналогичные требования не к самому товару, а к его составным частям, элементам и деталям установлены почти к каждому товару, при том, что сами фанеры, трубы, бруски и т.д. не являются предметом закупки.
Таким образом, включение излишних требований к характеристикам товара, без соответствующих обоснований в извещении, носит избыточный характер и формирует узконаправленных исполнителей, что, в свою очередь, приводит к ограничению количества участников закупки.
Установление обязанности участника закупки указывать в заявке показатели товара, относящиеся не к показателям самого товара, а к его составным частям, химическим показателям составных частей товара, к результатам испытаний товара и другим физико-химическим свойствам, которые не могут быть известны участнику закупки, ограничивает количество участников закупки, создает дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влечет формальные отклонения заявок, поскольку участник закупки не обязан иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, а также являться производителем товара, чтобы обладать информацией о результатах испытаний товара и химических составляющих товара, которые используются при его изготовлении.
Указанная правовая позиция изложена в пункте 3 письма Федеральной антимонопольной службы от 01.07.2016 N ИА/44536/16 и поддержана Верховным Судом РФ в решении от 09.02.2017 по делу N АКПИ16-1287.
В данном решении Верховный Суд РФ, отказывая в признании недействующим пункта 3 письма Федеральной антимонопольной службы от 01.07.2016 N ИА/44536/16, указал, что Закон о контрактной системе не содержит норм, которые обязывали бы участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, а также норм, обязывающих участников закупки подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не допускает установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к таком участию (часть 5 статьи 24, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 4 части 1 статьи 50, пункт 2 части 1 статьи 64, пункт 3 части 6 статьи 83 - в предыдущих редакциях). Нарушение такого запрета, а именно установление заказчиком в документации, извещении о закупке не предусмотренных федеральным законом требований к описанию участниками закупки товаров, как правильно указано в письме Федеральной антимонопольной службы от 01.07.2016 N ИА/44536/16, имеет признаки ограничения доступа к участию в закупке, так как, по сути, влечет за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к такому участию.
В связи с вышеуказанным, а также с учетом положений Закона о контрактной системе, в данном случае, участник закупки обязан указать в заявке сведения о показателях товаров, используемых им для выполнения требуемых работ. При этом заказчик вправе предъявлять требования исключительно к техническим характеристикам самого товара, а не к его составляющим, в рамках стандарта, регулирующего его качество.
Также согласно Письму Федеральной антимонопольной службы от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде: одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Вышеуказанная трактовка законодательства о недопущении требований, влекущих ограничения количества участников раскрыта, например, в Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.04.2018 по делу N А56-38732/2017, Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.01.2021 по делу А56-77041/2019, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.01.2021 по делу NА56-77041/2019, Определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.05.2020 N 305-ЭС20-5758, решении Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 N АКПИ16-1287 и письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке".
Вышеуказанные выводы Ленинградского УФАС России подтверждаются сложившейся судебной практикой, например, решение Арбитражного суда г. Москва по делу N А40-6830/2017, решение Арбитражного суда по Ростовской области по делу N А53-17242/2021 и решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-83247/2022 (Ресовская Т.М.).
Согласно третьему доводу жалобы, Заказчиком установлено требование также способное привести к ошибкам при заполнении заявки участника.
Так, для товара по позиции 1 "Игровой комплекс" установлено:
Ступени деревянного шеста должны быть изготовлены из облицованной фанеры, металлических оцинкованных уголков более 35 х 35 х 3 мм.
Однако, Заказчиком не указано к каким геометрическим величинам относится данное требование, что может привести к ошибкам технического характера при заполнении заявок.
Комиссия отмечает, что описание объекта закупки должно быть выполнено таким образом, чтобы не только не ограничивать количество участников закупки, но и повысить шансы на приобретение именно такого товара, какой необходим.
В данном случае неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений, установленных в извещении об осуществлении закупки, создают препятствия для потенциальных участников аукциона. Условия извещения должны содержать ясные и четкие требования, не допускающие неоднозначного толкования с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в аукционе имел четкое представление о том, какие документы он должен представить для участия в аукционе и каким требованиям он должен соответствовать.
В связи с чем, подобная Инструкция не позволяет определить соответствие товара требованиям Заказчика и препятствует правильному заполнению аукционной заявки.
Представителем Заказчика в материалы дела не представлено доказательств того, что инструкция в части рассматриваемого довода и спорного требования к значению показателя содержит однозначный порядок заполнения заявки на участие в закупке.
Таким образом, довод заявителя с учетом того что было выявлено в первом доводе также является обоснованным.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего неправомерные положения в извещении о проведении закупки, нарушают пункты 1 и 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Коваленко М.С. частично обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, внесения изменений в извещение об осуществлении закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 3 июля 2023 г. N 047/06/42-1684/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2023