Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев обращение ООО "РЕГИОН ГРУПП" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Администрации городского округа Солнечногорск (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения городского округа Солнечногорск Московской области "Закупки" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ямочному ремонту асфальтового покрытия дворовых территорий и внутриквартальных проездов в городском округе Солнечногорск Московской области в 2023 году второй этап (извещение N 0848300066123000139 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
19.06.2023 на Официальном сайте размещена жалоба Заявителя на действия (бездействие) Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Конкурса.
22.06.2023 на Официальном сайте размещены сведения об отзыве жалобы Заявителя на действия (бездействие) Заказчика.
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае получения обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее:
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Конкурса.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено - 01.06.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 27 216 090,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 19.06.2023;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки,
5) заявки 2 участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Конкурса.
Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком неправомерно установлен размер выплаты аванса.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее размер аванса (если предусмотрена выплата аванса).
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Заказчиком в извещении о проведении Конкурса установлено в том числе следующее:
"Максимальное значение цены контракта - 27 216 090, 00 Российский рубль
Формула цены контракта -
Аванс, % - 30.00
Размер обеспечения исполнения контракта - 8 164 827,00 Российский рубль".
Вместе с тем, Заказчиком в приложении N 2 к контракту установлено в том числе следующее:
N |
Наименование |
Аванс/Оплата |
Учёт неустойки |
Сумма, руб. **/% |
1. |
Оплата по этапу выполненных работ |
Оплата |
Оплата за вычетом неустойки *** |
100% По фактическому объёму |
Срок исполнения обязательства Заказчиком***:5 раб. дн. от даты подписания документа-предшественника "Акт (ДОП), формат УПД, утвержденный приказом ФНС России" (Выполнение работ по ямочному ремонту асфальтового покрытия дворовых территорий и внутриквартальных проездов в городском округе Солнечногорск Московской области в 2023 году второй этап); | ||||
2. |
Авансовый платёж N01 |
Аванс * |
Оплата за вычетом неустойки *** |
30 % от цены контракта |
Срок исполнения обязательства Заказчиком***:5 раб. дн. от даты предоставления документа "Счёт на аванс" (Выполнение работ по ямочному ремонту асфальтового покрытия дворовых территорий и внутриквартальных проездов в городском округе Солнечногорск Московской области в 2023 году второй этап); |
При этом, Заказчиком в Проекте контракта установлено в том числе следующе:
"2.7. Заказчик оплачивает выполненные работы в соответствии с условиями Контракта путем перечисления денежных средств на счет Подрядчика, реквизиты которого приведены в разделе 16 Контракта, за вычетом суммы выплаченного аванса (если Контрактом предусмотрена выплата аванса).
2.10. Заказчик производит выплату аванса Подрядчику в размере 8 164 827 рублей в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации, в порядке и в сроки, указанные в приложении 2 к Контракту, на счет Подрядчика, реквизиты которого указаны в разделе 16 Контракта.
Последующие после выплаты аванса платежи, причитающиеся Подрядчику за фактически выполненные работы согласно документу о приемке, производятся в размере, не превышающем разницу между стоимостью фактически выполненных работ согласно документу о приемке и общей суммой ранее выплаченного аванса.
Выплата аванса при исполнении Контракта, заключенного с участником закупки, указанным в частях 1 и 2 статьи 37 Федерального закона N 44-ФЗ, не допускается.
8.6. Подрядчик обязан возвратить Заказчику на счет, реквизиты которого указаны в Контракте, выплаченный в соответствии с Контрактом аванс в размере за вычетом учтенного в стоимости выполненных работ аванса в течение 5 (пяти) календарных дней с даты расторжения настоящего Контракта (если Контрактом предусмотрена выплата аванса). Реквизиты Заказчика для возврата аванса: ФУА ГО Солнечногорск Московской области.
9.5. Обеспечение исполнения Контракта распространяется, в том числе, на обязательства по возврату аванса (при его наличии), уплате неустоек (штрафов, пеней) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также возмещению убытков, понесенных Заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением Подрядчиком своих обязательств по Контракту".
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"Заказчиком в извещении Закупки установлен аванс в размере 30% максимального значения цены контракта.
В ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе указано: "В случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 - 6.2-1 настоящей статьи. При этом, если контрактом предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не менее чем в размере аванса, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей части".
Заказчиком, во исполнение указанного требования, в извещении Закупки установлено обеспечение исполнения контракта в размере 8 164 827,00 рублей, что составляет 30 % максимального значения цены контракта и не менее размера аванса.
Согласно п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Извещение Закупки не содержит указаний, что контрактом предусмотрено его поэтапное исполнение. Выполнение работ по заявкам заказчика не является поэтапным исполнением контракта. Следовательно, указанная норма закона о контрактной системе в данном случае неприменима.
Кроме того, в соответствии с проектом контракта, размещенным в составе извещения Закупки:
"2.7. Заказчик оплачивает выполненные работы в соответствии с условиями Контракта путем перечисления денежных средств на счет Подрядчика, реквизиты которого приведены в разделе 16 Контракта, за вычетом суммы выплаченного аванса (если Контрактом предусмотрена выплата аванса).
2.10. Заказчик производит выплату аванса Подрядчику в размере 8 164 827 рублей в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации, в порядке и в сроки, указанные в приложении 2 к Контракту, на счет Подрядчика, реквизиты которого указаны в разделе 16 Контракта.
Последующие после выплаты аванса платежи, причитающиеся Подрядчику за фактически выполненные работы согласно документу о приемке, производятся в размере, не превышающем разницу между стоимостью фактически выполненных работ согласно документу о приемке и общей суммой ранее выплаченного аванса.
Выплата аванса при исполнении Контракта, заключенного с участником закупки, указанным в частях 1 и 2 статьи 37 Федерального закона N 44-ФЗ, не допускается". Данное требование установлено в соответствии с ч. 13 ст. 37 Закона о контрактной системе.
П. 8.6. проекта контракта предусмотрено, что в случае расторжения контракта "Подрядчик обязан возвратить Заказчику на счет, реквизиты которого указаны в Контракте, выплаченный в соответствии с Контрактом аванс в размере за вычетом учтенного в стоимости выполненных работ аванса в течение 5 (пяти) календарных дней с даты расторжения настоящего Контракта (если Контрактом предусмотрена выплата аванса)".
В п. 9.5 проекта контракта указано: "Обеспечение исполнения Контракта распространяется, в том числе, на обязательства по возврату аванса (при его наличии), уплате неустоек (штрафов, пеней) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также возмещению убытков, понесенных Заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением Подрядчиком своих обязательств по Контракту".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления выплаты аванса в размере 30 % не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
При этом, представитель Заявителя в составе обращения не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу о нарушении прав и законных интересов Заявителя.
Следовательно, довод обращения Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении Конкурса неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установленным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с пунктом "а" части 3 постановления N 2571 положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции, в том числе позиция 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Согласно позиции 18 приложения к Постановлению N 2571 к участникам закупки при выполнении работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги предъявляется требования о наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно извещению о проведении Конкурса объектом закупки является выполнение работ по ямочному ремонту асфальтового покрытия дворовых территорий и внутриквартальных проездов в городском округе Солнечногорск Московской области в 2023 году второй этап с начальной (максимальной) ценой контракта 27 216 090,00 руб.
Заказчиком в извещении о проведении Конкурса установлено в том числе следующее:
"3 Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
3 . 1 Требования в соответствии с позицией 18 раздела III приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571
Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги; 3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; 4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги. Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию".
При этом, Заказчиком в извещении о проведении Конкурса установлено в том числе следующее:
"В соответствии с ч. 24 ст. 22 Закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, указанного в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке".
Кроме того, что Заказчиком в Описании объекта закупки приложения N 5 к Контракту извещения о проведении Конкурса установлено в том числе следующее:
"ОКПД2 42.11.20.290 - Работы по ремонту прочих автомобильных дорог
КОЗ 03.24.01.01.02.12.02.07.11 - Текущий (ямочный) ремонт дорожных покрытий улично-дорожной сети
КОЗ 2 31.204.04.05.01.01.002 - Текущий (ямочный) ремонт дорожных покрытий улично-дорожной сети".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с позицией 18 приложения к Постановлению N 2571 не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
При этом, представитель Заявителя в составе обращения не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу о нарушении прав и законных интересов Заявителя.
Следовательно, довод обращения Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. В действиях Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушений не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 28 июня 2023 г. N 050/06/99-21398/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2023