Резолютивная часть решения оглашена 07.07.2023 г. г. Симферополь
Решение в полном объеме изготовлено 10.07.2023 г.
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
главный специалист - эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС Т.В. Бачинская;
при участии представителей:
Заявитель - ФГУП "Крымская железная дорога" (далее - Заказчик, Заявитель) - Бирюкова Е.И. (по доверенности),
Ответчик - АО "Железнодорожные машины" (далее - Ответчик) - Александров А.В.(по доверенности), Миронова М.Н. (по доверенности),
рассмотрев обращение Заявителя (вх. N3967-ЭП/23 от 03.07.2023) о включении информации об АО "Железнодорожные машины" (ИНН: 6730066975, юридический адрес: 214018, г. Смоленск, пр-т Гагарина, 22, офис 116) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по причине: уклонение Ответчика от заключения контракта по итогам закупки "Поставка балок надрессорных в сборе, рам боковых в сборе)" (извещение N0575400000123000111), (далее - Закупка), в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), на основании п. 13 Правил, пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступило обращение Заявителя о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об АО "Железнодорожные машины" ввиду уклонения от заключения Контракта.
В результате рассмотрения обращения, на основании документов и сведений, предоставленных Заявителем и Ответчиком, Комиссия установила следующее.
Согласно извещению о проведении Электронного аукциона, протоколам, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
- начальная (максимальная) цена контракта - 15 731 800,35 руб.;
- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - закрытый аукцион в электронной форме.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.06.2023 NИЭА1 АО "Железнодорожные машины" (Идентификационный номер 61830) признано победителем электронного аукциона с ценовым предложением 11 326 896,35 руб.
В соответствии с частью 8 статьи 76 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения закрытого электронного аукциона осуществляется в порядке, установленном частью 13 статьи 75 настоящего Федерального закона.
В силу части 13 статьи 75 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения закрытого электронного конкурса осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе Исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Согласно части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно Протоколу признания участника уклонившимся от заключения контракта N0575400000123000111 от 03.07.2023 Ответчик признан уклонившимся от заключения контракта по следующему основанию: "23.06.2023 г. контракт направлен участнику на подпись, участник Акционерное общество "ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ МАШИНЫ" контракт подписал 29.06.2023 г. и предоставил обеспечение контракта в виде платежного поручения.
Согласно пункта 8.1. Договора Исполнение Договора может обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям ст. 45 Федерального закона N 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный Покупателем счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступившему Покупателю.
Обеспечение исполнения Договора, согласно извещения устанавливается в размере 15 % от начальной (максимальной) цены контракта и составляет 2 359 770 рублей 05 копеек.
В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене Договора, участник закупки, с которым заключается Договор, предоставляет обеспечение исполнения Договора в увеличенном в 1,5 раза размере, что составляет 3 539 655 рублей 08 копеек
Согласно предоставленной АО "ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ МАШИНЫ" платежного поручения N 170 от 28.06.2023 г., сумма составила 2 359 770 рублей 05 копеек, что противоречит условию Договора и законодательства.
Таким образом, вышеуказанная независимая гарантия, представленная в качестве обеспечения исполнения договора, не соответствует требованиям ст.37 Федерального закона N 44-ФЗ".
В своих устных и письменных возражениях на заседании Комиссии Крымского УФАС России по рассмотрению обращения Заявителя представители Ответчика пояснили, что умысел на уклонение от заключения Контракта в действиях Общества отсутствовал. Также Ответчик предоставил пояснения следующего содержания: "30 июня 2023 года АО "Железнодорожные машины" был подписан контракт N 231910215778391020100101270013020000, заключаемый с ФГУП "Крымские железные дороги" на поставку балки надрессорной в сборе, рамы боковой в сборе.
На момент подписания контракта цена составила - 11 326 896 рублей 35 копеек (Одиннадцать миллионов триста двадцать шесть тысяч восемьсот девяносто шесть рублей 35 копеек), в том числе НДС-20% - 1 887 816 рублей 06 копеек (Один миллион восемьсот восемьдесят семь тысяч восемьсот шестнадцать рублей 06 копеек).
Согласно пункту 8.2 контракта обеспечение исполнения Договора устанавливается в размере 15% от начальной (максимальной) цены Договора и составляет 2 359 770 рублей 05 копеек (Два миллиона триста пятьдесят девять тысяч семьсот семьдесят рублей 05 копеек).
Сумма обеспечения Договора в размере 2 359 770 рублей 05 копеек была перечислена АО "Железнодорожные машины" 28 июня 2023 года.
Пунктом 8.2. контракта предусмотрено, что в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене Договора, участник закупки, с которым заключается Договор, предоставляет обеспечение исполнения Договора в увеличенном в 1,5 раза размере, что составляет 3 539 655 рублей 08 копеек (Три миллиона пятьсот тридцать девять тысяч шестьсот пятьдесят пять рублей 08 копеек), с учетом положений ст.37 Федерального закона N44-ФЗ.
Таким образом, АО "Железнодорожные машины" был оплачено "стандартное" обеспечение.
В связи с тем, что АО "Железнодорожные машины" первоначально не был победителем аукциона и получив уведомление с предложением подписать контракт, имея мало времени, не приняло во внимание, что цена контракта снижена и оплатило "стандартный" обеспечительный платеж.
...
АО "Железнодорожные машины" будучи добросовестным поставщиком, готов был оплатить недостающую сумму обеспечительного платежа по первому требованию заказчика.
В 2021 и 2022 году между АО "Железнодорожные машины" и ФГУП "Крымские железные дороги" были заключены контракты, где АО "Железнодорожные машины" являлся поставщиком. Со стороны АО "Железнодорожные машины" контракты исполнены в полном объеме и сроки, установленные договорами.
АО "Железнодорожные машины" более десяти лет успешно участвует в государственных закупках, как поставщик путевой и железнодорожной техники. Общество является реально существующей, добросовестной организацией, длительное время осуществляющей свою деятельность
Фактическое подписание обществом направленного в его адрес контракта, оплата "стандартного" обеспечения свидетельствуют об отсутствии у общества намерения уклониться от заключения и исполнения контракта".
Также на заседании Комиссии Ответчик пояснил, что готов оплатить недостающую сумму обеспечительного платежа и исполнить контракт в полном объёме.
При этом, Комиссия учитывает тот факт, что проект контракта был подписан своевременно. Сумма обеспечения (недостающая) в размере 2 359 770 руб. 05 коп. была оплачена Ответчиком в установленные законом сроки.
Необходимо отметить, что Заказчик на заседании Комиссии на включении в Реестр недобросовестных поставщиков АО "Железнодорожные машины" не настаивал.
Комиссия Крымского УФАС России отмечает, что термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
Указанные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о том, что в действиях Поставщика, не оплатившего полную сумму обеспечения контракта в установленный срок, отсутствовали признаки злостного умышленного поведения, направленные на неисполнение им, как участником закупки, своих обязанностей по подписанию и исполнению контракта. Таким образом, учитывая вышеизложенное, поставщиком предприняты все возможные меры.
В соответствии с п.п. б п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 антимонопольный орган принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если выявлено, что участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков используется на практике как правовой институт защиты заказчиков от потенциально недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта.
По мнению Комиссии, при рассмотрении вопроса о включении или не включении информации в отношении соответствующего лица в реестр недобросовестных поставщиков, недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое неисполнение лицом условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия принимает во внимание устные и письменные возражения Ответчика, а также осуществленные действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта, а именно: своевременное подписание контракта, частичная оплата суммы обеспечения контракта.
Кроме того, Комиссия Крымского УФАС России принимает во внимание положительный опыт исполнения государственных и муниципальных Контрактов, сведения о которых также содержатся в ЕИС.
Доказательств, однозначно свидетельствующих о недобросовестном поведении АО "Железнодорожные машины" в материалах дела отсутствуют. В рассматриваемом случае умышленное уклонение АО "Железнодорожные машины" от заключения контракта не установлено.
Учитывая вышеизложенного, руководствуясь положениями статей 96, 104 Закона о контрактной системе, постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об Ответчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.М. Крылова
Члены Комиссии Т.Д. Аблаева
Т.В. Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 11 июля 2023 г. N 082/06/104-1237/2023-РНП
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2023