Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
АО "Росгео" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "ВНИГНИ" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на проведение полевых и камеральных сейсморазведочных работ по объекту: "Региональные сейсморазведочные работы на севере Большесынинской впадины и прилегающих районах Денисовского прогиба" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0373100135323000097) (далее - Конкурс, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями субъекта контроля:
1) Заказчиком в проекте контракте, являющегося неотъемлемой частью Извещения, (далее - Проект контракта) неправомерно установлена обязанность подрядчика по выполнению работ по сбору и обобщению геолого-геофизических материалов до утверждения проектной документации;
2) Заказчиком в Проекте контракта установлены невыполнимые сроки в части разработки и составления проектной документации;
3) Заказчиком в Проекте контракта установлено неправомерное условие об уменьшении стоимости выполненных работ;
4) Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе (далее - Порядок оценки) по детализирующему показателю "Наличие у участников закупки геофизического оборудования" (далее - Детализирующий показатель N 1) показателя "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий).
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 05.07.2023 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании объявлен перерыв, заседание продолжилось 06.07.2023.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии частично согласился с доводами Заявителя.
В соответствии с Извещением:
1) Извещение размещено в ЕИС - 15.06.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 657 572 615 руб.;
4) источник финансирования - закупка за счет собственных средств организации;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 03.07.2023.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Проекте контракте неправомерно установлена обязанность подрядчика по выполнению работ по сбору и обобщению геолого-геофизических материалов до утверждения проектной документации.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронный документ: проект контракта.
Согласно пункту 3.1 Проекта контракта работы по контракту выполняются в один этап в соответствии с утвержденными Заказчиком Техническим (геологическим) заданием (далее - ТГЗ) (приложение N 2 к Проекту контракта), проектной документацией по объекту, прошедшей экспертизу в установленном порядке, а также в соответствии с обязательными требованиями в области законодательства в сфере недропользования, а также земельного, лесного и водного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.3 Проекта контракта подрядчик в течение 30 календарных дней с даты заключения контракта обязан представить Заказчику проектную документацию на проведение работ по региональному геологическому изучению недр, предусмотренных контрактом, с приложением укрупненного расчета стоимости работ по проекту и единичных расценок по видам работ, утвержденных подрядчиком, в соответствии с требованиями, установленными приказом Минприроды России от 14.06.2016 N 352, а также документы, подтверждающие наличие первичных полевых сейсмических материалов в объеме не менее 20 000 пог. км в пределах указанного в техническом (геологическом) задании контура обобщения.
Согласно пункту 6.2.2 технического (геологического) задания (приложение N 2 к Извещению) предусмотрены в том числе работы по "сбору, анализу и обобщению геолого-геофизических материалов прошлых лет. Обработке ретроспективных сейсмических данных МОГТ-2D в объеме не менее 20 000 пог. км (полнократных)".
В соответствии с абзацем 4 статьи 36.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) региональное геологическое изучение недр, геологическое изучение недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведка месторождений полезных ископаемых, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств пользователей недр, проводятся в соответствии с утвержденной проектной документацией, экспертиза которой организуется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами и проводится государственным казенным учреждением, находящимся в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных органов, за счет средств заявителей.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком в Проекте контракта неправомерно установлена обязанность подрядчика по выполнению работ по сбору и обобщению геолого-геофизических материалов до утверждения проектной документации, поскольку в соответствии с абзацем 4 статьи 36.1 Закон о недрах работы по геологическому изучению недр проводятся в соответствии с утвержденной проектной документацией.
Согласно пояснениям Заказчика на заседании Комиссии условиями контракта предусмотрено, что проектная документация предоставляется Заказчику на работы по региональному геологическому изучению недр. При этом сбор первичных полевых сейсмических материалов в объеме не менее 20 000 пог. км. производится подрядчиком в пределах контура обобщения, указанного в ТГЗ, являющемся неотъемлемой частью контракта.
Так, в разделе 4 ТГЗ содержатся все необходимые сведения (географические координаты) для сбора сейсмических материалов. Для корректного выполнения геологических задач по объекту Заказчиком был также проведен отбор ретроспективных сейсмических профилей в пределах контура обобщения и составлена схема геофизических профилей для обработки и комплексной интерпретации.
Представитель Заказчика также пояснил, что указанное условие в пункте 3.3 Проекта контракта не является невыполнимым, так как сбор информации в пределах контура обобщения, указанного в ТГЗ, не требует наличия проектной документации, прошедшей экспертизу, и может быть осуществлен до утверждения и прохождения экспертизы проектной документации в установленный пунктом 3.3 Контракта срок. При этом выполнение работ по обобщению геолого-геофизических материалов пунктом 3.3 Проекта контракта не предусмотрено.
Вместе с тем представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлены документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу об обоснованности довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Проекте контракта установлены неисполнимые сроки в части разработки и составления проектной документации.
В соответствии с пунктом 19 постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2022 N 674 "Об утверждении Правил проведения экспертизы проектной документации на осуществление регионального геологического изучения недр, геологического изучения недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки месторождений полезных ископаемых и размера платы за ее проведение и о внесении изменения в перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и СССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" общий срок проведения экспертизы проектной документации не должен превышать 29 рабочих дней с даты регистрации заявки в учреждении.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что 30-дневный срок, установленный пунктом 3.3 Проекта контракта, на разработку и составление проектной документации является невыполнимым и неразумным, поскольку указанный срок не может быть менее чем срок, необходимый для проведения экспертизы (29 рабочих дней), то есть для оценки уже выполненной работы.
Согласно пояснениям Заказчика на заседании Комиссии срок на разработку и составление проектной документации, предусмотренный пунктом 3.3 Проекта контракта, установлен в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречит действующему законодательству, при этом пунктом 3.3 Проекта контракта не предусмотрена обязанность подрядчика предоставить Заказчику проектную документацию, прошедшую государственную экспертизу. Обязанность по утверждению проектной документации и ее передаче на экспертизу возлагается на Заказчика.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлены документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу об обоснованности довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Проекте контракта установлено неправомерное условие об уменьшении стоимости выполненных работ на сметную стоимость оформления разрешительной документации, в случае если Заказчиком самостоятельно будет оформлена разрешительная документация.
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе требования обеспечения гарантийных обязательств.
Пунктом 1.2 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.
В соответствии с пунктом 6.1.1 Проекта контракта в случае, если к моменту начала работ или в ходе их выполнения Заказчиком самостоятельно и/или за свой счет была оформлена разрешительная документация, и подрядчик был заранее уведомлен об этом, подрядчик соглашается на уменьшение стоимости выполняемых работ на сметную стоимость оформления разрешительной документации, но не менее фактически понесенных заказчиком затрат на оформление такой документации.
Согласно подпункту "б" пункта 10.2 Проекта контракта изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается,за исключением их изменения по соглашению сторон в случае,если по предложению Заказчика увеличивается предусмотренный контрактом объем работы не более чем на десять процентов или уменьшается предусмотренный контрактом объем выполняемой работы не более чем на десять процентов.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что пункт 6.1.1 Проекта контракта требует корректировки, поскольку в силу подпункта "б" пункта 10.2 Проекта контракта изменение существенных условий контракта допускается по соглашению сторон.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего неправомерное условие об уменьшении стоимости выполненных работ в одностороннем порядке, нарушают пункт 1 части 13 статьи 34
Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
4. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлен Порядок оценки по Детализирующему показателю N 1 Критерия.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию о критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021
N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Подпунктом "г" пункта 3 Положения установлено, что для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяется критерий оценки "Квалификация участников закупки".
В силу подпункта "б" пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов".
Согласно подпункту "а" пункта 27 Положения в случае применения показателя оценки "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов" устанавливается перечень оборудования и других материальных ресурсов, оцениваемых по показателю, предусмотренному "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов", и необходимых для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 2 раздела II Порядка оценка заявок по Детализирующему показателю N 1 Критерия осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом "з" пункта 20 Положения:
,
где:
Х пред min - 0;
Х пред max - 1.
Пунктом 1 раздела III Порядка оценки установлено,что по Детализирующему показателю N 1 Критерия оценивается комплект геофизического оборудования, которое включает, в том числе:
- вычислительный кластер с общим количеством процессорных (CPU) ядер, не менее 4500;
- система хранения данных общим объемом не менее 1300 Tb.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком в Порядке оценки по Детализирующему показателю N 1 Критерия установлены завышенные требования к общему количеству процессорных ядер и к объему системы хранения данных, поскольку согласно проведенному расчету Заявителя для выполнения работ по контракту необходимо и достаточно иметь 500 процессорных ядер и систему хранения данных объемом - 1146 Гб.
При этом представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил,что в части установления требования к объему системы хранения данных допущена техническая ошибка, указанное требование к объему системы хранения данных является завышенным. Кроме того, представитель Заказчика на заседании Комиссии также пояснил, что в случае, если Заказчиком будет осуществлен перерасчет объема системы хранения данных количество процессорных ядер также изменится в сторону уменьшения.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Порядок оценки по Детализирующему показателю N 1 Критерия не соответствуют подпункту "а" пункта 27 Положения и не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса, имеющих оборудование, характеристики которого позволяют выполнить работы по контракту, но менее установленных в Порядке оценки по Детализирующему показателю N 1 Критерия.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Согласно подпункту "в" пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В силу подпункта "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Согласно Порядку оценки Заказчиком установлен детализирующий показатель "Общее количество исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель N 2) показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" Критерия.
Пунктом 2 раздела III Порядка оценки установлено, что предметом оценки по Детализирующему показателю N 2 Критерия является опыт участника закупки по успешному выполнению работ по геологическому изучению недр, исполненных участником конкурса. Работами сопоставимого характера по настоящему показателю признаются геофизические работы на углеводородное сырье, включающие комплекс всех видов и методов работ, предусмотренные техническим (геологическим) заданием. В комплекс включаются следующие виды работ:
- Топографо-геодезические работы для обеспечения полнократной съемки МОГТ-2D;
- Сейсморазведочные работы MOГT-2D;
- Цифровая экспресс-обработка первичных материалов в процессе полевых работ.
- Обработка сейсмических данных МОГТ 2D;
- Интерпретация сейсмических данных МОГТ 2D.
По данному показателю оценке подлежит количество комплектов контрактов/договоров, подтверждающих выполнение комплекса видов работ.
Участник закупки вправе в составе заявки предоставить один контракт/договор, содержащий все виды работ, входящие в комплекс работ, либо предоставить отдельные контракты/договоры по каждому виду и методу работ. Соответственно 1 (комплект) контрактов/договоров должен содержать все виды работ, предусмотренные настоящей характеристикой.
Вместе с тем в силу подпункта "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки: - общая цена исполненных участником закупки договоров; - общее количество исполненных участником закупки договоров; - наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен Порядок оценки по Детализирующему показателю N 2 Критерия, поскольку к оценке принимаются комплекты контрактов/договоров, что не соответствуют подпункту "а" пункта 28 Положения.
В связи с изложенным, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего Порядок оценки по Детализирующим показателям NN 1, 2 Критерия, нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "Росгео" обоснованной в части пунктов 3, 4 мотивировочной части решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 13 статьи 34, пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки, комиссии по осуществлении закупок Заказчика предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 06.07.2023 по делу N 28/06/105-1569/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 июля 2023 г. N 28/06/105-1569/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2023