На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 12.04.2023 N 213/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение Кучмезова Р.М. (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Заказчик), комиссии по осуществлению закупок Заказчика (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку терминала IP телефонии тип 1 (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100007423000016) (далее соответственно - Извещение, Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Комиссии по осуществлению закупок при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Комиссии по осуществлению закупок:
1) Заявка ООО "Юнимед" неправомерно признана соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
2) рассмотрение заявок на участие в Аукционе осуществлено без учета положений постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019
N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878).
В связи с тем, что контроль определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что Заказчиком ненадлежащим образом определена начальная (максимальная) цена контракта,не подлежит рассмотрению в рамках полномочий Комиссии.
В ходе проведения внеплановой проверки 28.06.2023 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 06.07.2023.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика, Комиссии по осуществлению закупок Комиссия установила следующее.
В соответствии с Извещением, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 23.05.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 822 699,14 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 31.05.2023;
6) на участие в Аукционе подано 3 заявки участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 31.05.2023;
8) в период проведения Аукциона предложение о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
9) по результатам рассмотрения заявок 3 заявки участников закупки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
10) победителем Аукциона признано ООО "Юнимед" с предложением о цене контракта 4 002 840,14 руб. (далее - Победитель);
11) Заказчиком с Победителем заключен государственный контракт от 13.06.2023 N 15-ГК (реестровый номер в ЕИС - 1770338122523000016).
1. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Комиссии по осуществлению закупок, неправомерно признавшей заявку Победителя соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно обращению Заявителя, Победителем в составе заявки на участие в Аукционе не указана модель терминала IP телефонии тип 1 марки Escene, в связи с чем не представляется возможным прийти к выводу, какой тип устройства предложен Победителем к поставке.
На основании Извещения объектом Аукциона является поставка терминала
IP телефонии тип 1 (далее - Товар).
В соответствии с описанием объекта закупки Извещения Заказчиком установлена неизменяемая характеристика Товара "тип устройства" - стационарный телефон.
Комиссия установила, что Победителем в составе заявки на участие в Аукционе указан "тип устройства" - стационарный телефон, что соответствует требованиям Извещения.
Вместе с тем Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, а также в составе обращения не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Комиссии по осуществлению закупок не противоречат законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Комиссии по осуществлению закупок, поскольку рассмотрение заявок на участие в Аукционе осуществлено без учета положений Постановления N 878.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг,и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
В соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято Постановление N 878.
Пунктом 3 Постановления N 878 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением установленного пунктом 3(1) Постановления N 878 случая, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
Пунктом 3(1) Постановления N 878 предусмотрено, что, за исключением случаев, установленных Постановлением N 878, подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является наличие сведений о такой продукции в реестре или евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, правила формирования и ведения которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - Евразийский реестр промышленных товаров).
В силу пункта 3(3) Постановления N 878 установлено, что для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции требованиям, предусмотренным пунктом 3(2) Постановления N 878, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке номер реестровой записи из реестра или Евразийского реестра промышленных товаров, а для целей подтверждения первого уровня радиоэлектронной продукции - также сведения о первом уровне радиоэлектронной продукции.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях,о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
На основании пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные статьей 14 Закона о контрактной системе запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В Извещении Заказчиком установлено ограничение на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением N 878.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.06.2023 N ИЭА 1 заявки всех участников Аукциона признаны соответствующими требования Извещения и Закона о контрактной системе.
Комиссия, изучив заявки участников Аукциона, установила, что Победителем задекларирована страна происхождения Товара - Китай, участниками Аукциона с идентификационными номерами заявок "5", "7" - Российская Федерация.
Вместе с тем Комиссией установлено, что участниками Аукциона с идентификационными номерами заявок "5", "7" в составе заявок не указан номер реестровой записи из реестра, в связи с чем заявки таких участников приравнены к заявкам, в которых содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Комиссии по осуществлению закупок не противоречат законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.
При этом Заказчиком в пункте 3.3 проекта контракта Извещения (далее - Проект контракта) установлено, что в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, цена контракта уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, исключившего обязанность об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком индивидуальному предпринимателю на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, нарушают пункт 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
4. В соответствии с частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение.
При этом Комиссией установлено, что согласно пункту 9.5 Проекта контракта "в случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по настоящему Контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Поставщиком его обязательств по настоящему Контракту, Поставщик обязуется в течение 10 (десяти) календарных дней представить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения обязательств по настоящему Контракту на тех же условиях и в том же размере, что указаны в п. 9.1 настоящего Контракта".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, сократившего в Проекте контракта срок предоставления нового обеспечения исполнения контракта, нарушают часть 30 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 13, части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что контракт заключен, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы от 30.06.2023 по делу N П-178/23 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа
ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 июля 2023 г. N П-178/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2023