Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "СаТ" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок Арбитражного суда Северо-Кавказского округа (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении Арбитражным судом Северо-Кавказского округа (далее - Заказчик), Комиссией по осуществлению закупок, АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку системы контроля и управления доступом (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0118100007523000025) (далее соответственно - Аукцион, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями субъектов контроля:
1) Заказчиком в требованиях к содержанию, составу заявки на участие в Аукционе (далее - Требования к составу заявки) не установлены требования к документам, подтверждающим наличие у участника закупки лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации (далее - Лицензия), а также конкретные виды лицензируемых работ, подлежащие выполнению в рамках исполнения контракта.
2) Комиссией по осуществлению закупок неправомерно принято решение о признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Комиссия по осуществлению закупок действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Комиссии по осуществлению закупок 10.07.2023 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании объявлен перерыв, заседание продолжилось 12.07.2023.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:
1) Извещение размещено в ЕИС - 17.06.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 9 897 262,67 руб;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 43801059090090020244;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 26.06.2023;
6) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки;
7) дата подачи ценовых предложений - 26.06.2023;
8) в период подачи ценовых предложений предложения о цене контракта поданы 5 участниками Аукциона;
9) в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку по результатам рассмотрения заявок на участие в Аукционе только одна заявка на участие в закупке соответствует требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Требованиях к составу заявки не установлены требования к документам, подтверждающим наличие у участника закупки Лицензии, а также конкретные виды лицензируемых работ, подлежащие выполнению в рамках исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Комиссией установлено, что согласно Извещению Заказчиком установлен срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе. - 26.06.2023.
Также Комиссией установлено, что жалоба Заявителя подана в ФАС России с использованием ЕИС - 02.07.2023, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе.
На основании изложенного, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе довод Заявителя на положения Извещения оставлен Комиссией без рассмотрения.
2. Согласно доводу Заявителя Комиссией по осуществлению закупок неправомерно принято решение о признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе в связи с непредоставлением подтверждения соответствия Заявителя требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно наличия Лицензии.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы об участнике закупки, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию о требованиях, предъявляемых к участникам закупки, в том числе в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) установлено, что лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
В силу пункта 5 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании установлено, что лицензированию подлежит деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
В соответствии с частью 8 статьи 21 Закона о лицензировании сведения о конкретной лицензии по выбору заявителя предоставляются ему также в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в виде выписки из реестра лицензий, либо в виде копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо в виде справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата.
Согласно пункту 22 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий" (далее - Постановление N 2343) по заявлению заинтересованного лица сведения о конкретной лицензии предоставляются в порядке, предусмотренном в части 8 статьи 21 Закона о лицензировании, в форме выписки из реестра лицензий, либо копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата.
Таким образом, формой подтверждения наличия специальной правоспособности участников закупки по предмету закупки является выписка из реестра лицензий либо копия акта лицензирующего органа о принятом решении.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что в Извещении, сформированном при помощи функционала ЕИС, установлены единые требования к участникам закупок в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, пунктом 5.1 описания объекта закупки, являющегося неотъемлемой частью Извещения, установлено следующее: "Для проведения установки системы необходимо наличие лицензий на проведение работ. В связи с тем, что поставка и подключение товаров будет осуществляться в выделенных режимно-секретных помещениях в двух зданиях суда, участники размещения заказа должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а именно должна быть в наличии действующая лицензия, предусмотренная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны". Поставщик должен иметь действующую на момент подачи заявки на участие в аукционе лицензию ФСТЭК России на деятельность по технической защите информации, дающую Поставщику право оказывать услуги по установке, монтажу, испытаниям, ремонту средств защиты информации (программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля защищенности информации)".
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.06.2023 N ИЭА1 заявка Заявителя отклонена по причине несоответствия требованиям в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно отсутствует подтверждение наличия у Заявителя Лицензии.
Комиссия, изучив заявку Заявителя на участие в закупке, установила, что Заявителем в составе заявки не представлена выписка из реестра лицензий либо копии акта лицензирующего органа о принятом решении, подтверждающая наличие Лицензии.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки решением комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 05.07.2023 по делу N 28/06/105-1557/2023 в действиях Заказчика при проведении Аукциона выявлено нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СаТ" необоснованной.
2. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе довод Заявителя на положения Извещения оставить без рассмотрения.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 июля 2023 г. N 28/06/105-181/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.07.2023