Резолютивная часть решения оглашена 07 июля 2023 года
Решение в полном объеме изготовлено 07 июля 2023 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: Членов комиссии:
рассмотрение жалобы осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя общества с ограниченной ответственностью "ЦЕНТРКОВКА" - (на основании доверенности),
представителя Государственного казенного учреждения "Административно-хозяйственное управление Аппарата губернатора и Правительства Оренбургской области" - (на основании доверенности),
представителя Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок" - (на основании доверенности),
представители общества с ограниченной ответственностью "БЕТОНСТРОЙКОМПЛЕКТ" на рассмотрение жалобы не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены, ходатайств не заявляли,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЦЕНТРКОВКА" на действия аукционной комиссии Государственного казенного учреждения "Административно-хозяйственное управление Аппарата губернатора и Правительства Оренбургской области" при проведении аукциона в электронной форме на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Комплекс. 2 здания. Бывший 1-й Неплюевский кадетский корпус. Классицизм. 70-е годы 19 в." (флигель восточный), расположенного по адресу: г. Оренбург, пр. Парковый, 7. Капитальный ремонт фасадов. (номер извещения N 0853500000323005504),
УСТАНОВИЛА:
03.07.2023 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "ЦЕНТРКОВКА" (далее - Заявитель, Общество) на действия аукционной комиссии Государственного казенного учреждения "Административно-хозяйственное управление Аппарата губернатора и Правительства Оренбургской области" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Комплекс. 2 здания. Бывший 1-й Неплюевский кадетский корпус. Классицизм. 70-е годы 19 в." (флигель восточный), расположенного по адресу: г. Оренбург, пр. Парковый, 7. Капитальный ремонт фасадов. (номер извещения N 0853500000323005504) (далее - Закупка, Аукцион).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, Уполномоченному органу, оператору электронной площадки выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
По мнению Заявителя, заявка ООО "ЦЕНТРКОВКА" (идентификационный номер заявки 114493420) была неправомерно отклонена аукционной комиссией Заказчика на основании того, что участником не представлена выписка из реестра лицензий или копия акта лицензирующего органа о принятом решении на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Заявитель считает, что предоставление копии лицензии в полной мере соответствует требованиям законодательства и извещения об осуществлении закупки и подтверждает соответствие участника закупки установленному требованию. Заявка Заявителя не подлежала отклонению, так как соответствие участника закупки единому требованию, установленному извещением об осуществлении закупки, подтверждено лицензией. Кроме того, сведения о наличии лицензии являются открытой информацией, лицензия является действующей, следовательно, действия комиссии по осуществлению закупок являются неправомерными и нарушающими. Присутствующий на рассмотрении дела представитель Общества поддержал изложенные в жалобе доводы.
Присутствующий на рассмотрении дела представитель Заказчика просил признать жалобу необоснованной, пояснив, что в соответствии с действующим законодательством документом, подтверждающим наличие у участника лицензии, является только выписка из реестра лицензий, либо копия акта лицензирующего органа о принятом решении. Более подробно позиция Заказчика изложена в письменных пояснениях.
Представитель Уполномоченного органа поддержал доводы Заказчика, просил признать жалобу необоснованной, действия аукционной комиссии правомерными. Также представитель Уполномоченного органа пояснил, что при отклонении заявки Заявителя аукционная комиссия Заказчика руководствовалась практикой территориальных органов ФАС России, а также позицией, изложенной в Письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 апреля 2021 г. N Д24и-12191, Письме Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) от 14 июня 2023 г. N ДФ/46829/23, где разъяснено, что в качестве подтверждения наличия лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем может быть предоставлен один из документов, указанных в части 8 статьи 21 Закона о лицензировании (выписка из реестра лицензий, либо копия акта лицензирующего органа о принятом решении).
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, пришла к следующим выводам.
21.06.2023 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение и документация о проведении открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Комплекс. 2 здания. Бывший 1-й Неплюевский кадетский корпус. Классицизм. 70-е годы 19 в." (флигель восточный), расположенного по адресу: г. Оренбург, пр. Парковый, 7. Капитальный ремонт фасадов. (номер извещения N 0853500000323005504).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 13 115 486,60 рублей.
Согласно пп. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать: информацию и документы об участнике закупки: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Дополнительные требования к участникам закупки устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Если объект закупки включен в приложение к Постановлению N 2571, а начальная (максимальная) цена контракта равна или превышает установленные подпунктом "а" пункта 3 этого постановления размеры, то заказчик обязан установить дополнительные требования по соответствующей позиции приложения к Постановлению N 2571.
В абзаце 3 подпункта "а" пункта 3 Постановления позиции 1 - 5, 16, 22 и 41 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 500 тыс. рублей.
Объект закупки "Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Комплекс. 2 здания. Бывший 1-й Неплюевский кадетский корпус. Классицизм. 70-е годы 19 в." (флигель восточный), расположенного по адресу: г. Оренбург, пр. Парковый, 7. Капитальный ремонт фасадов" относится к отдельным видам товаров, работ, услуг, которые перечислены в Постановлении N 2571, поскольку согласно разделу I, п. 2 Постановления N 2571:
Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, наименование, товаров, работ, услуг, являющихся объектом отдельных видов закупок |
Дополнительные требования к участникам закупки |
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям |
|
Раздел I. Дополнительные требования к участникам закупки в сфере культуры и культурного наследия, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям | |||
2. |
Работы по сохранению объектов культурного наследия, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов |
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов. Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) |
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ; 3) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ; 3) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия; 4) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) |
Согласно извещению о проведении закупки заказчиком установлены требования в соответствии с позицией 2 раздела I приложения к Постановлению N 2571:
"3. 1 Требования в соответствии с позицией 2 раздела I приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571:
Наличие у участника закупки одного из следующих опытов выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов. Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 дополнительного требования настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ; 3) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 дополнительного требования настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ; 3) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия; 4) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности)
4 Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
Участник закупки должен соответствовать следующим требованиям: 1. требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации со следующими разрешенными видами деятельности: "Реставрация, консервация и воссоздание оснований, фундаментов, кладок, ограждающих конструкций и распорных систем", "Реставрация, консервация и воссоздание декоративно-художественных покрасок, штукатурной отделки и архитектурно-лепного декора", "Ремонт и приспособление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" в соответствии с п. 48 ч. 1 ст. 12, ст. 21 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 28.01.2022 N 67. Для подтверждения соответствия данному требованию участник закупки должен предоставить выписку из реестра лицензий на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343, либо копию акта лицензирующего органа о принятом решении. 2. Участник закупки должен соответствовать следующим требованиям: - участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии) за исключением случая, если участник закупки при проведении закупки (процедуре подачи ценовых предложений) предложит цену контракта 10 миллионов рублей и менее); - предельный размер обязательства по одному договору, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда (уровень ответственности члена саморегулируемой организации) не должен быть менее начальной (максимальной) цены контракта (гражданско-правового договора); - наличие у саморегулируемой организации, членом которой является участник закупки, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного Кодекса; - предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (уровень ответственности члена саморегулируемой организации) не должен быть менее совокупного размера обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов. (Указанные требования не распространяются на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица в случаях, указанных в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ). Для подтверждения соответствия данным требованиям участник закупки должен представить документ, содержащий информацию, подтверждающую наличие о нем сведений в Едином реестре членов саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта и сноса объектов капитального строительства, который формируется и ведется Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, в соответствии со ст. 55.17 Градостроительного кодекса РФ (предоставление данного документа не требуется для участника закупки, предложившего при проведении закупки (процедуре подачи ценовых предложений) цену контракта 10 миллионов рублей и менее).* *В случае непредоставления указанного документа заявка участника признается соответствующей требованиям, установленным в извещении, при наличии сведений о таком участнике в едином реестре членов саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта и сноса объектов капитального строительства, который формируется и ведется Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство".
Согласно извещению о проведении закупки начальная (максимальная) цена контракта составляет 13 115 486,60 рублей.
Следовательно, действия заказчика, установившего требования в соответствии с позицией 2 раздела I приложения к Постановлению N 2571, не нарушают положений законодательства о контрактной системе.
В соответствии с п. п. а п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
На основании части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.06.2023 г. N ИЭА1 заявка Заявителя - ООО "ЦЕНТРКОВКА" (идентификационный номер заявки 114493420) - была отклонена конкурсной комиссией Заказчика со следующей формулировкой:
"Непредставление информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по п. 2 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ): отсутствует выписка из реестра лицензий на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343, либо копия акта лицензирующего органа о принятом решении".
Порядковый номер заявки, присвоенный оператором электронной площадки |
Идентификационный номер заявки, присвоенный оператором электронной площадки |
Ценовое предложение |
Решение о соответствии извещению об осуществлении закупки или решение об отклонении заявки на участие в закупке |
Обоснование решения об отклонении/отстранении заявки на участие в закупке |
Порядковый номер заявки, присвоенный комиссией по осуществлению закупок |
1 |
114493420 |
12853154,56 |
Отклонена |
Непредставление информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по п. 2 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ): отсутствует выписка из реестра лицензий на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343, либо копия акта лицензирующего органа о принятом решении. |
- |
2 |
114503008 |
12918732,00 |
Соответствует требованиям |
|
1 |
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2022 г. N 67 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее по тексту - постановление Правительства N 67) определен порядок лицензирования деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), планируемой к осуществлению или осуществляемой юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами, и индивидуальными предпринимателями на основании лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (далее соответственно - соискатели лицензии, лицензиаты, лицензия, лицензируемый вид деятельности).
В соответствии с п. 3 постановления Правительства N 67 лицензируемый вид деятельности составляют работы по перечню согласно приложению N 1 (далее - перечень), который включает, в том числе, ремонт и приспособление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (п. 13 перечня, являющегося неотъемлемой частью приложения N 1 к постановлению Правительства N 67).
Сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее по тексту - Закон об объектах культурного наследия).
В силу ч. 6 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
В соответствии с п. 48 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании лицензированию подлежит, в том числе, деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Частью 8 статьи 21 Закона о лицензировании установлено, что сведения о конкретной лицензии по выбору заявителя предоставляются ему также в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в виде выписки из реестра лицензий, либо в виде копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо в виде справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата. Указанные сведения предоставляются заявителю в срок, не превышающий трех рабочих дней с момента получения заявления о предоставлении таких сведений. Возможность подачи заявления о предоставлении сведений о конкретной лицензии должна быть обеспечена заявителю посредством использования единого портала государственных и муниципальных услуг (за исключением случаев, если лицензирующим органом является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации). Дополнительно возможность подачи заявления о предоставлении сведений о конкретной лицензии может быть обеспечена посредством использования региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных информационных систем.
Пунктом 22 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 г. N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий" (далее - Постановление N 2343) установлено, что по заявлению заинтересованного лица сведения о конкретной лицензии предоставляются в порядке, предусмотренном в части 8 статьи 21 Закона о лицензировании, в форме выписки из реестра лицензий, либо копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата.
Материалами дела установлено, что в составе заявки этого участника вместо выписки из реестра лицензий на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо копии акта лицензирующего органа о принятом решении, приложена скан-копия лицензии N МКРФ 05053 от 31.05.2018 г., выданная ООО "ЦЕНТРКОВКА" на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Вместе с тем, ввиду вступления в силу с 01.01.2021 г. Федерального закона от 27.12.2019 г. N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 478-ФЗ) с 1 января 2021 г. лицензия подтверждается не документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, а записью в реестре лицензий.
Частью 2 статьи 13 Закона N 478-ФЗ установлено, что записи в реестрах лицензий, внесенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с законодательными актами Российской Федерации, измененными настоящим Федеральным законом, до 1 января 2022 года.
Частью 3 статьи 13 Закона N 478-ФЗ предусмотрено, что лицензии, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подтверждают наличие у лицензиата лицензии на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из приведенных выше положений действующего законодательства установлено, что после 1 января 2022 г. сведения обо всех (в т.ч. ранее выданных) лицензиях должны быть включены в реестр лицензий. Таким образом, после 1 января 2022 г. подтверждением наличия у участника лицензии являются либо выписка из реестра лицензий, либо копия акта лицензирующего органа о принятом решении.
Данная позиция подтверждена письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.04.2021 г. N Д24и-12191, письмом Федеральной антимонопольной службы от 14.06.2023 г. N ДФ/46829/23, где разъяснено, что в качестве подтверждения наличия лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем может быть предоставлен один из документов, указанных в части 8 статьи 21 Закона о лицензировании (выписка из реестра лицензий либо копия акта лицензирующего органа о принятом решении).
Так, в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.04.2021 г. N Д24и-12191, в том числе указано:
"2. По вопросу указания бумажной лицензии в документации о закупке в качестве одного из документов, подтверждающих наличие лицензии, сообщаем.
С 1 января 2021 года бумажная лицензия не подтверждает наличие у лицензиата лицензии.
После 1 января 2021 года подтверждением наличия лицензий, является запись в реестре".
Таким образом, с 01 января 2021 года бумажная лицензия не подтверждает наличие у лицензиата лицензии.
На основании изложенного формой подтверждения наличия специальной правоспособности участников закупки по предмету закупки является выписка из реестра лицензий либо копия акта лицензирующего органа о конкретной лицензии.
В соответствии с пунктом 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке заявка подлежит отклонению в случае непредставления информации и документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В этой связи заявка ООО "ЦЕНТРКОВКА" (идентификационный номер заявки 114493420), у которого отсутствовала выписка из реестра лицензий на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации по форме, утвержденной Постановлением N 2343, либо копия акта лицензирующего органа о принятом решении, была отклонена.
Следовательно, действия аукционной комиссии Заказчика по отклонению заявки Заявителя не нарушают требований действующего законодательства о контрактной системе. Довод Заявителя признан необоснованным.
При этом Комиссия Оренбургского УФАС России считает необходимым отметить, что аукционная комиссия при рассмотрении заявки ООО "ЦЕНТРКОВКА" не могла отказаться от соблюдения требований извещения и действующего законодательства и принять решение о соответствии заявки Заявителя требованиям, так как такие действия, помимо нарушения законодательства, ведут к неравному и выборочному подходу к участникам закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЦЕНТРКОВКА" на действия аукционной комиссии Государственного казенного учреждения "Административно-хозяйственное управление Аппарата губернатора и Правительства Оренбургской области" при проведении аукциона в электронной форме на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Комплекс. 2 здания. Бывший 1-й Неплюевский кадетский корпус. Классицизм. 70-е годы 19 в." (флигель восточный), расположенного по адресу: г. Оренбург, пр. Парковый, 7. Капитальный ремонт фасадов. (номер извещения N 0853500000323005504) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 7 июля 2023 г. N 056/06/106-744/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2023