Резолютивная часть объявлена 10 июля 2023 г. Изготовлено в полном объеме 13 июля 2023 г. |
г. Курск |
||
Состав Комиссии Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
_ |
председатель Комиссии, |
|
_ |
член Комиссии, |
||
_ |
член Комиссии, |
||
Заявитель |
Индивидуальный предприниматель _ |
||
Ф.И.О. участвующего (-их) в заседании представителя (-ей) заявителя |
Отсутствует (надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем возможности дистанционного участия) |
||
Заказчик |
Областное казенное учреждение "Дирекция по управлению особо охраняемыми природными территориями, парками, скверами и лесами Курской области" |
||
Ф.И.О. участвующего (-их) в заседании представителя (-ей) заказчика |
Отсутствует (надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем возможности дистанционного участия) |
||
Уполномоченный орган |
Министерство имущества Курской области |
||
Ф.И.О. участвующего (-их) в заседании представителя (-ей) уполномоченного органа |
Отсутствует (надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем возможности дистанционного участия; поступило (вх. N3535-ЭП/23 от 10.07.2023) ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя уполномоченного органа) |
||
Способ определения поставщика |
Электронный конкурс |
||
Закупка N |
0144200002423000092 |
||
Объект закупки |
Текущий ремонт памятника маршалу Г.К.Жукову, гранитного надгробия "Могила неизвестному солдату Курской земли" с Вечным огнем, памятного знака жертвам холокоста |
||
Начальная (максимальная) цена контракта |
10 703 274 руб. 00 коп. |
||
Дата размещения извещения об осуществлении закупки |
15.06.2023 г. |
||
Изменение (-я) извещения об осуществлении закупки (при наличии) |
- |
||
Разъяснение (-я) положений извещения об осуществлении закупки, размещенные в единой информационной системе (далее - ЕИС) (при наличии) |
Разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 28.06.2023 NРИ1 |
||
Дата окончания подачи заявок на участие в закупке |
04.07.2023 г. |
||
Количество поданных заявок на участие в закупке (при наличии) |
3 (три), с идентификационными номерами 2, 3, 4 |
||
Количество заявок, признанных соответствующими установленным требованиям (при наличии) |
3 (три), с идентификационными номерами 2, 3, 4 |
||
Количество заявок, в отношении которых принято решение об отклонении (при наличии) |
- |
||
Дата заключения заказчиком контракта по итогам проведения закупки (при наличии) |
Контракт не заключен |
||
Национальный проект |
- |
Заседание проведено дистанционно с использованием средств видеоконференцсвязи по ссылке https://fas3.tconf.rt.ru/c/2316300492, на заседании велась аудиозапись.
Довод (-ы) жалобы:
по мнению заявителя, заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), а именно:
- заказчик не дал ответы на вопросы, содержащиеся в запросе разъяснений положений извещения об осуществлении закупки;
- требования к документам, подтверждающим опыт участника закупки по детализирующему показателю "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" заказчиком установлены с нарушением требований законодательства РФ о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N2604).
Довод (-ы) возражений, объяснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле:
- заказчик в мотивированном объяснении, представленном в материалы дела (вх. N3508-ЭП/23 от 07.07.2023), возражал против доводов жалобы, указал, что извещение об осуществлении закупки и действия заказчика при формировании ответа на запрос разъяснений положений извещения об осуществлении закупки не противоречат требованиям ФЗ "О контрактной системе...";
- уполномоченный орган в мотивированном объяснении, представленном в материалы дела (вх. N3535-ЭП/23 от 10.07.2023), возражала против доводов жалобы, также указал, что извещение об осуществлении закупки не противоречит требованиям ФЗ "О контрактной системе...".
В ходе рассмотрения жалобы, по результатам ее рассмотрения и проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе..." внеплановой проверки определения поставщика, Комиссия,
УСТАНОВИЛА:
1. Согласно ч. 3 ст. 7 ФЗ "О контрактной системе...", информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с ч. 5 ст. 42 ФЗ "О контрактной системе_", любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Как подтверждается материалами дела, заказчику поступил запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки следующего содержания: "Добрый день. Согласно Приложение 5 - Порядок оценки заявок (текущий ремонт памятников), к оценке будут приниматься контрактов (договоров) и актов сдачи-приемки выполненных работ, исполненных не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок и акты приемки выполненных работ (оказанных услуг) по текущему ремонту памятников, сооружений, зданий, капитальному ремонту объекта капитального строительства. Вопрос 1. Будут ли приниматься к оценке договора по строительству объекта капитального строительства? Вопрос 2. Если нет, то почему???".
Так, в ответ на поступивший запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки, 28.06.2023 г. заказчиком сформировано с использованием единой информационной системы и размещено разъяснение положений извещения об осуществлении закупки от 28.06.2023 NРИ1 с указанием предмета запроса, согласно которому "К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ (оказание услуг), сопоставимого характера с предметом настоящей закупки.
Опыт участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема предмету открытого конкурса оценивается по предоставленному участником закупки надлежащим образом исполненного контракта (договора), со всеми приложениями (при наличии) и актами выполненных работ (оказанных услуг) на выполнение. В качестве подтверждения должны быть приложена копия контракта (договора) и актов сдачи-приемки выполненных работ, исполненных не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок и акты приемки выполненных работ (оказанных услуг).
К оценке принимается исключительно исполненные договоры (контракты) в соответствии с подпунктом в) пункта 33 раздела VI. "Особенности оценки заявок при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг" Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)".
При таких обстоятельствах, действия заказчика при формировании и размещении разъяснения положений извещения об осуществлении закупки не противоречат требованиям действующего законодательства РФ о контрактной системе.
2. В соответствии с ч. 1 ст. 42 ФЗ "О контрактной системе...", при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 42 ФЗ "О контрактной системе...", при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 2 ст. 42 ФЗ "О контрактной системе..." установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующий электронный документ: порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 32 ФЗ "О контрактной системе...", для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 ст. 32 ФЗ "О контрактной системе..." определено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно п. 24 Положения, для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Подпунктом "а" п. 28 Положения установлено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Согласно п.33 Положения, закупка, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений, осуществляется с учетом следующих особенностей оценки заявок:
а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящего Положения, не применяются;
б) для оценки заявок по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений, строительству, реконструкции капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
г) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 настоящего Положения, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).
Согласно извещению об осуществлении закупки, размещенного в ЕИС, объектом закупки является - "Текущий ремонт памятника маршалу Г.К.Жукову, гранитного надгробия "Могила неизвестному солдату Курской земли" с Вечным огнем, памятного знака жертвам холокоста".
Как подтверждается материалами дела, извещение об осуществлении закупки содержит электронный документ "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе".
Для оценки заявок участников закупки заказчиком в "Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" (приложение к извещению об осуществлении закупки), размещенного в ЕИС, установлены критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" заказчиком в "Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе", размещенного в ЕИС, применен показатель оценки "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта".
В качестве детализирующего показателя, заказчиком применен - "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров".
Так, в разделе "Отдельные положения о применении отдельных критериев и показателей оценки" порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, размещенного в ЕИС, заказчиком установлено следующее: "По каждой заявке анализируется и оценивается информация об опыте участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема, исполненные не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
К работам (услугам) сопоставимого характера и объема относятся работы (услуги) по текущему ремонту памятников, сооружений, зданий, капитальному ремонту объекта капитального строительства".
При таких обстоятельствах, заказчиком установлено неполное требование к документам, подтверждающим опыт участника закупки по детализирующему показателю "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров", поскольку согласно порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, размещенного в ЕИС, будут учитываться исключительно исполненные договоры на выполнение работ по текущему ремонту памятников, сооружений, зданий, капитальному ремонту объекта капитального строительства, что противоречит положениям пп. "в" п. 33 Положений, согласно которым документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ как по текущему ремонту зданий, сооружений, так и по строительству, реконструкции капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Таким образом, заказчиком установлены неполные требования к документам, подтверждающим опыт участника закупки по детализирующему показателю "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" порядка оценки заявок участников, размещенного в ЕИС, что является нарушением требований ч. 3 ст. 7 ФЗ "О контрактной системе...", пп. "в" п. 33 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N2604.
В связи с чем, довод жалобы N2 является обоснованным.
При таких обстоятельствах, заказчик при формировании и размещении извещения об осуществлении закупки нарушил положения ч. 3 ст. 7 ФЗ "О контрактной системе...", пп. "в" п. 33 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N2604, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Выявленные нарушения ч.3 ст.7 ФЗ "О контрактной системе_", пп. "в" п. 33 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N2604 не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с чем предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выдается.
Так, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.07.2023 г., на участие в закупке было подано 3 заявки (с идентификационными номерами заявок: 2, 3, 4), заявки были допущены к участию, и признаны соответствующими. Исходя из пояснений заказчика, "поступило 3 заявки, в которых участниками закупки, наряду с требуемыми документами по конкурсной документации, в том числе представлены договоры/контракты и акты по строительству, реконструкции капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).".
По результатам внеплановой проверки Комиссией Курского УФАС России на данном этапе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в действиях (бездействиях) субъектов контроля иных нарушений ФЗ "О контрактной системе_" не выявлено.
На основании результатов проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя _ обоснованной в части нарушения заказчиком - областным казенным учреждением "Дирекция по управлению особо охраняемыми природными территориями, парками, скверами и лесами Курской области" положений ч. 3 ст. 7 ФЗ "О контрактной системе...", подпункта "в" п. 33 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N2604.
2. Признать заказчика - областное казенное учреждение "Дирекция по управлению особо охраняемыми природными территориями, парками, скверами и лесами Курской области" нарушившим требования ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", подпункта "в" п. 33 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
3. Предписание об устранении нарушений ч. 3 ст. 7 ФЗ "О контрактной системе...", подпункта "в" п. 33 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N2604 не выдавать, в связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы дела N046/06/42-384/2023 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для принятия решения о возбуждении/об отказе в возбуждении административного производства по установленным фактам нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: _
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 13 июля 2023 г. N 046/06/42-384/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2023