Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей
ГБОУ школа N 403 Пушкинского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик);
ИП Шиндориковой Светланы Владимировны (далее - Участник, Поставщик),
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 16734-ЭП/23 от 03.07.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку мебели для комплектования химико-биологического класса для ГБОУ школа N 403 Пушкинского района Санкт-Петербурга в 2023 году (извещение N 0372200214023000001),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 14.03.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку мебели для комплектования химико-биологического класса для ГБОУ школа N 403 Пушкинского района Санкт-Петербурга в 2023 году (извещение N 0372200214023000001) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 564 184,60 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.03.2023 NИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Шиндорикова Светлана Владимировна.
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен государственный контракт N 0372200214023000001 от 04.04.2023 на сумму 2 559 232,79 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.2. Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 23.06.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
По условиям Контракта Участник обязался осуществить поставку мебели для комплектования химико-биологического класса для ГБОУ школа N 403 Пушкинского района Санкт-Петербурга в 2023 году (далее - товар).
Согласно п.3.1. Поставщик самостоятельно доставляет товар Заказчику по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, Софийский бул., дом 9/1, литера А (далее - место доставки) не ранее 5 (пяти) рабочих дней с даты заключения Контракта и не позднее 30.05.2023.
По состоянию на 20.06.2023 товар поставлен не в полном объёме. В части поставленного товара выявлены несоответсвие товаров Контракту (акт от 20.06.2023).
В соответствии с п 4.4.6. Контракта Заказчик в праве принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с частью 2 статьи 407 и статьи 450.1 ГК РФ в случае существенных нарушений Поставщиком условий настоящего контракта, а именно:
4.4.6.1. поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок;
4.4.6.2. неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 22.06.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 03.07.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
31.05.2023 Поставщик осуществил частичную поставку мебели по Контракту.
31.05.2023 в адрес Участника посредством ЕИС поступило требование о поставке товара в срок до 03.06.2023 (суббота).
05.06.2023 (понедельник) в следующий за установленным сроком рабочий день Поставщик осуществил поставку мебели по адресу Заказчика.
06.06.2023 в адрес Участника посредством ЕИС поступило письмо N 98 с сообщением о приостановке приемки и вызове представителя Поставщика на приемку 08.06.2023.
08.06.2023 представитель Участника прибыл по адресу Заказчика и присутствовал на приемке, по результатам которой был составлен акт об итогах частичной приемки поставленной мебели.
09.06.2023 в адрес Участника посредством ЕИС поступил вышеуказанный акт о итогах частичной приемке мебели с требованием произвести сборку мебели в срок до 13.06.2023.
Окончательная сборка мебели была произведена Участником в установленный Заказчиком срок.
15.06.2023 в адрес Участника посредством ЕИС поступило уведомление N 2 о назначении даты экспертизы поставленных товаров на 20.06.2023 и приглашении представителя Участника на экспертизу.
20.06.2023 представитель Участника присутствовал на экспертизе поставленного товара, по результатам которой был подписан Акт приемочной комиссии.
20.06.2023 Участником посредством ЕИС было направлено письмо Заказчику N ШИ-105 о готовности вывести мебель
22.06.2023 для устранения замечаний, выявленных при приемке товара в срок до 15.07.2023.
21.06.2023 в адрес Участника посредством ЕИС поступило уведомление N 3 о назначении даты ознакомления с итогами работы приемочной комиссии по поставленному товару на 22.06.2023 и приглашении представителя Участника.
22.06.2023 представитель Участника ознакомился с итогами работы приемочной комиссии и осуществил вывоз мебели для устранения недостатков. 22.06.2023 в адрес Участника посредством ЕИС поступило уведомление об одностороннем отказе от исполнения контракта N 4 от 22.06.2023.
28.06.2023 Участником посредством ЕИС было направлено письмо Заказчику N ШИ-132 об устранении выявленных по результатам приемки недостатков товара и о готовности поставить товар 30.06.2023 и 01.07.2023.
28.06.2023 в адрес Участника поступило письмо от Заказчика о предоставлении возможности поставки товара 30.06.2023.
30.06.2023 в 15:31 Поставщиком была привезена мебель, что подтверждается видеофиксацией и актом, однако образовательное учреждение было закрыто, звонки в домофон были проигнорированы Заказчиком, таким образом Заказчик препятствовал Поставщику исполнить Контракт.
В соответствии с информацией на официальном сайте образовательного учреждения (https://403school.spb.ru/osnovnye-svedeniya) режим работы образовательного учреждения установлен:
График работы: понедельник - четверг с 09.00 до 13.00 и с 14.00 до 18.00 ч. пятница с 09.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00 ч. выходные дни - суббота, воскресенье.
30.06.2023 в адрес Участника посредством ЕИС поступили три акта по состоянию на 10:00, 14:00 и 15:00 30.06.2023 о том, что приемка товара не началась в связи с отсутствием поставщика.
03.07.2023 Контракт был расторгнут в ЕИС.
Представитель Участника обращает внимание, что все направленные Поставщиком письма о реальных сроках поставки проигнорированы Заказчиком и оставлены без внимания. Более того в протоколе комиссии от 22.06.2023 Заказчик указывает, что предлагаемый Поставщиком срок 15.07.2023, как и любой иной срок, не может рассматриваться приемлемым сроком поставки, что противоречит действующему гражданскому законодательству.
Исходя из смысла ст. 314 ГК РФ разумный срок, предусмотренный для исполнения обязательства, равен семи дням.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Шиндориковой Светланы Владимировны в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны Участника предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение сведений в отношении ИП Шиндориковой Светланы Владимировны в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ИП Шиндорикова Светлана Владимировна (ИНН: 782507400070) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 июля 2023 г. N РНП-78-915/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2023