Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
МА МО Купчино (далее - Заказчик):;
ООО "Строительная Перспектива" (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 16724-ЭП/23 от 03.07.2023) на действия Заказчика при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по уборке территорий зеленых насаждений общего пользования местного значения в границах внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино (извещение N 0172300002523000010) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 16.06.2023 в единой информационной системе, номер извещения 0172300002523000010. Начальная (максимальная) цена контракта - 8 421 327, 44 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по его мнению, в утверждении ненадлежащего порядка оценки заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
В силу п.п. 16-23 Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
17. Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
18. Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N 1 к настоящему Положению, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.
19. Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
пунктами 20 - 23 раздела IV настоящего Положения предусмотрено следующее:
20. Если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из следующих формул:
а) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки, - по формуле:
где:
Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
б) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки, - по формуле:
в) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
где - предельное минимальное значение характеристики объекта закупки, установленное заказчиком;
г) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
где - предельное максимальное значение характеристики, установленное заказчиком;
д) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки и установлены предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки и предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
е) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
ж) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
з) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлены предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки и предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
21. Если установлены предусмотренные пунктом 20 настоящего Положения предельное максимальное и (или) предельное минимальное значение характеристики объекта закупки и в предложении участника закупки содержится значение характеристики объекта закупки, которое выше и (или) ниже такого предельного значения соответственно, баллы по детализирующему показателю в соответствии с пунктом 20 настоящего Положения присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения характеристики объекта закупки.
22. В случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
23. Если в случае, указанном в пункте 22 настоящего Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
В соответствии с извещением о проведении закупки Заказчиком определен следующий порядок оценки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
Для оценки по характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" в соответствии с пунктом 19 Положения Заказчиком установлен перечень характеристик объекта закупки, подлежащих оценке: организационно-технические мероприятия / привлекаемые трудовые ресурсы / качество выполнения работ / организация работы по обеспечению охраны труда / используемое оборудование, инвентарь, средства.
Организационно-технические мероприятия включают комплекс мер и технологических решений, применяемых при выполнении работ, определяющих порядок исполнения требований Технического задания, с указанием последовательности действий при выполнении работ по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс.
Организационно -технические мероприятия должны включать в себя описание процесса производства всех работ в соответствии с позициями локального сметного расчета, на основании территориальных единичных расценок, относящихся к виду работ по которому предоставляется данная характеристика.
Привлекаемые трудовые ресурсы - реальная рабочая сила, задействованная при выполнении работ, обладающая необходимыми навыками, образованием, наличие которых может требоваться исходя из выполняемых работ, с указанием должности, количества персонала и квалификации для каждого вида работ, а также с указанием профессиональных задач, обязанностей и предоставлением должностных инструкций в объеме, принятой участником закупки, и в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ. Должностная инструкция должна определять подчиненность сотрудников занимаемой должности, график работы, порядок приема и освобождения от должности, требования к квалификации сотрудника, перечень необходимых навыков и должностные обязанности.
Предоставленные сведения о привлекаемых трудовых ресурсах должны быть сопоставимы с организационно-техническими мероприятиями и должны учитывать трудозатраты и сроки выполнения каждого вида работ.
Качество выполнения работ - перечень нормативных правовых актов, которые подлежат соблюдению как в отношении работ, так в отношении безопасности работ для жизни и здоровья населения, имущества территории, окружающей среды, экологических, санитарных и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В рамках характеристики качества выполнения работ, участнику закупки необходимо указать нормативный акт наивысшей юридической силы в Российской Федерации, нормативные акты которые подлежат исполнению при проведению открытого конкурса в рамках контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, нормативные акты подлежащие обязательному соблюдению согласно технического задания, проектной документации, а также необходимо дополнить перечень согласно имеющихся у участника закупки конкурентных качеств.
Организация работы по обеспечению охраны труда - описание мероприятий по выполнению обязанностей по охране труда, определяемых с учетом специальности, квалификации и занимаемой должности в объеме должностных инструкций, принятых участником, с указанием ответственных лиц и их обязанностей.
Организация работы по обеспечению охраны труда включает в том числе комплекс мер, направленных на защиту работников от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
Мероприятия по улучшению защиты работников от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, характеристики организации работы по обеспечению охраны труда, должны быть описаны с указанием: мер по устранению вредного воздействия пыли на специалистов, профилактических мер по предупреждению воздействия вредных факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье специалистов, порядка и способов удаления с объекта отходов и мусора.
Используемое оборудование, инвентарь, средства - совокупность оборудования, техники, материалов, используемых непосредственными исполнителями (подрядчиками) при выполнении работ, с обязательным указанием наименований такого оборудования и техники, указанием количества применяемого оборудования формы права пользования и пояснений, позволяющих четко определить сферу их применения в процессе выполнения соответствующих работ.
При описании характеристики привлекаемые трудовые ресурсы, участнику закупки необходимо указать в том числе виды ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией и трудовым законодательством.
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" под "Предложением о наличии характеристики объекта закупки" понимается предоставления в составе заявки документа, с описанием характеристик объекта закупки, в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте (в настоящем порядке оценки), в противном случае предоставляемое описание признается как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки".
Предоставляемые сведения должны содержать указание стадий работ, вида работ, наименования предоставляемых характеристик, описания предоставляемых характеристик.
Описание стадии выполнения работ признается представленным в полном объеме в случае, если описание стадии выполнения работ содержит детализированное описание всех видов выполнения работ (установленных описанием объекта закупки, п.2.6), соответствующих стадии, и описание видов выполнения работ представлено в полном объеме в соответствии с перечнем характеристик объекта закупки.
Характеристики объекта закупки должны соответствовать описанию объекта закупки со всеми приложениями, представленного в составе документации.
Характеристики объекта закупки не должны противоречить описанию объекта закупки со всеми приложениями, представленного в составе документации.
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" соответствующие сведения считаются представленными, если такие сведения отвечают всем соответствующим требованиям Заказчика, установленным в настоящем порядке оценки.
При указании в описании характеристик объекта закупки сведений о привлекаемой рабочей силе необходимо указать, в том числе, методы, направленные на стимулирование деятельности персонала, которые должны подразделяться на материальные и нематериальные методы.
Описание характеристик объекта закупки должно разрабатываться участником на основе описания объекта закупки и приложений к нему, являющимся его неотъемлемой частью, а также с учетом требований нормативно-правовых актов. Описание характеристик объекта закупки должно отвечать всем требованиям, указанным в описании объекта закупки и приложениях к нему, в том числе нормативно-правовым актам, содержащимся в описании объекта закупки.
Перечень оборудования, техники, материалов используемых при выполнении работ предоставляется при описании характеристик закупки с учетом проектной документации, технического задания и локальных сметных расчетов (единичных расценок), а также дополняется участником на основании функциональных задач, которые подлежат выполнению, должны включать в том числе, средства, необходимые для выполнения норм по охране труда, безопасности работ для жизни и здоровья населения, имущества территории, окружающей среды, экологических, санитарных и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" под "Предложением о наличии характеристики объекта закупки" понимается предоставления в составе заявки формы "Качественные характеристики объекта закупки", содержащей описание свойств объекта закупки, в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте (в настоящем порядке оценки), в противном случае предоставляемое описание признается как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки".
Непредставление описания характеристик объекта закупки или предоставление описания характеристик объекта закупки, несоответствующего требованиям настоящего пункта Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, и/или требованиям описания объекта закупки, и/или приложений к нему, трактуется как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки". В случае, если участником закупки указывается, что все работы будут выполнены в соответствии со всеми требованиями, указанными в описании объекта закупки, и/или в соответствии с нормативными документами, и им не предлагается описание свойств объекта закупки, то такое предложение также трактуется, как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки". Предоставление описания свойств объекта закупки не в соответствии с формой "Качественные характеристики объекта закупки", или предоставление описания свойств объекта закупки не в соответствии с инструкцией по заполнению формы "Качественные характеристики объекта закупки" трактуется, как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки".
Согласно раздела III приложения N 4 к извещению о проведении открытого конкурса "Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа", для критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлено: В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" под "Предложением о наличии характеристики объекта закупки" понимается предоставления в составе заявки документа, с описанием характеристик объекта закупки, в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте (в настоящем порядке оценки), в противном случае предоставляемое описание признается как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки". Предоставляемые сведения должны содержать указание стадий работ, вида работ, наименования предоставляемых характеристик, описания предоставляемых характеристик.
Предоставление описания свойств объекта закупки не в соответствии с формой "Качественные характеристики объекта закупки", или предоставление описания свойств объекта закупки не в соответствии с инструкцией по заполнению формы "Качественные характеристики объекта закупки" трактуется, как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки".
На заседании Комиссии УФАС Заказчик пояснил, что инструкцией не установлено, что сведения необходимо представлять в соответствии с рекомендуемой формой, которые опубликованы в приложении N 1 к приложению N 4, как это установлено для показателей критериев "Квалификация участников закупки", таким образом Участник предоставляет сведения без ограничений по оформлению, но по форме, которая должна содержать вышеуказанные характеристики. Все формы несут рекомендательный характер.
2. Пунктом 24 Постановления N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п. 30 Постановления N 2604 в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Извещением об осуществлении закупки предусмотрены следующие положения:
"Для оценки по признаку N 1 (наличие у участников закупки трудовых ресурсов, занятых при выполнении работ по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс)) показателя "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в соответствии с пунктом 30 Положения Заказчиком установлены:
1) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по признаку N 1 показателя "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки:
- не менее тридцати дворников, в том числе дворников-универсалов для уборки в зимний и летний период
- не менее десяти подсобных рабочих и/или разнорабочих и/или грузчиков
- не менее пяти руководителей рабочих групп и/или бригадиров и/или менеджеров и/или начальников участков, имеющих образование не ниже среднего. Не мене двух сотрудников руководителей рабочих групп и/или бригадиров и/или менеджеров и/или начальников участков должны иметь свидетельства о квалификации в области дезинфекция, дезинсекция и дератизация.
- не менее одного штатного тракториста, имеющего удостоверение тракториста машиниста (тракториста)
2) перечень следующих документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в подпункте 1) настоящего пункта:
- трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации
- диплом о высшем образовании или диплом о среднем образовании в соответствии с требованиями к образованию сотрудника установленными в настоящем пункте
- удостоверения для трактористов-машинистов (трактористов)
- свидетельства (удостоверения) о наличии (повышении) квалификации
Представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, даты, подписи, печати. Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью. Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Значение количества баллов по признаку N 1 показателя "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", по шкале оценки:
Значение детализирующего показателя - признака N 1 показателя "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" |
Количество присваиваемых баллов |
Предложение о наличии у участника закупки трудовых ресурсов, занятых при выполнении работ по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс |
100 баллов |
Предложение об отсутствии у участника закупки трудовых ресурсов, занятых при выполнении работ по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс |
0 баллов |
Согласно доводам Заявителя, вышеуказанное требование о наличии у участника специалистов, имеющих свидетельства о квалификации в области дезинфекции, дезинсекции и дератизации является ненадлежащим, поскольку несоответствует объекту закупки.
Вместе с тем, Приложение N 1 к Извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме "Описание объекта закупки" содержит требования устанавливаемые к объекту закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с Приложением N 1 к Извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме "Описание объекта закупки": уборка - это очистка объектов и элементов благоустройства от пыли, грязи, иного мусора и посторонних предметов, скошенной травы, снега, наледи, включая вывоз и утилизацию, борьбу с наледью, мойку объектов и элементов благоустройства, а также иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды (п. 2.5.1 Описания объекта закупки).
Уборка территории включает в себя в том числе удаление трупов животных и птиц (санитарную очистку территории) (п.5.4 Описания объекта закупки).
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что установленное требование не является избыточным и не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
Довод жалобы признан необоснованным.
3. В силу п. 27 Положения в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "б" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
а) перечень оборудования и других материальных ресурсов, оцениваемых по показателю, предусмотренному подпунктом "б" пункта 24 настоящего Положения, и необходимых для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих документов, подтверждающих наличие оборудования и других материальных ресурсов, предусмотренных перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
инвентарные карточки учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (при наличии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки);
договоры аренды (лизинга), безвозмездного пользования, субаренды на срок исполнения контракта с приложением актов, подтверждающих наличие у участника закупки оборудования и других материальных ресурсов (при отсутствии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки);
выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право собственности на объект недвижимого имущества, выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества в собственности участника закупки);
договор аренды объекта недвижимого имущества на срок исполнения контракта, зарегистрированного в установленном порядке (если предусмотрено законодательством), с приложением акта передачи арендованного объекта недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору) или выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества и выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на праве аренды);
иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки в течение срока исполнения контракта объекта недвижимого имущества на ином законном основании (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на ином законном основании);
в) к оценке принимаются документы, предусмотренные подпунктом "б" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Извещением об осуществлении закупки установлены следующие положения:
Для оценки по детализирующему показателю "Наличие специализированной техники" показателя "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов" критерия "квалификация участников закупки" в соответствии с пунктом 30 Положения Заказчиком установлены:
1) Перечень транспортной техники, оцениваемый по детализирующему показателю "Наличие специализированной техники", задействованных при выполнении работ по контракту, на право заключения которого проводится конкурс:
- не менее пяти тракторов коммунальных с насадками щетка с куном и/или щетка с отвалом.
- не менее пяти поливочных машин
- не менее трех автомобилей самосвалов грузоподъёмностью не менее 10 т
- не менее двух погрузчиков, в том числе экскаваторного типа
- не менее 15 единиц средств малой механизации, которые в обязательном порядке должны включать: воздуходувные устройства, мотокосы или триммеры или газонокосилки, бензопилы, мойки высокого давления.
2) перечень следующих документов, подтверждающих наличие необходимого количества транспортной техники в соответствии с подпунктом 1) настоящего пункта:
инвентарные карточки учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (при наличии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки);
договоры аренды (лизинга), безвозмездного пользования, субаренды на срок исполнения контракта с приложением актов, подтверждающих наличие у участника закупки оборудования и других материальных ресурсов (при отсутствии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки);
паспорт (паспорта) транспортного средства или паспорт (паспорта) самоходной машины и других видов техники, для каждой, предоставляемой к оценке единицы техники.
К оценке принимаются документы, предусмотренные настоящим пунктом, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, даты, подписи, печати. Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью. Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
В рамках детализирующего показателя "Наличие специализированной техники", участник заполняет рекомендуемую форму N2 "Наличие материально-технических ресурсов" (Приложение N1 к Порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе). В случае предоставления информации не по рекомендуемой форме, указанная информация должна содержать все сведения предусмотренные рекомендуемой формой.
Изучив вышеуказанный порядок оценки, Комиссия УФАС отмечает, что Приложением N1 к Извещению "Описание объекта закупки" и локальным сметным расчетом предусмотрены работы по ручной уборке территорий, что подтверждается приложениями N 1 и 2 к Описанию объекта закупки, в которых содержатся только разделы с ручной уборкой территории.
Таким образом наличие у участника вышеуказанной материально-технической базы является избыточным и не способствует определению лучших условий исполнения контракта, поскольку вышеуказанные материальные ресурсы, фактически не будут использоваться при осуществлении работ.
Довод жалобы признан обоснованным, а в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 24-25 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным пп. "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном п. 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных пп. "д" п. 31, пп. "г" п. 32 и пп. "г" п. 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В соответствии с извещением о проведении закупки Заказчиком для оценки заявок участников закупки использованы следующие критерии оценки:
- цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Извещение содержит следующие положения:
"Начисление баллов по детализирующему показателю "Характеристика квалификации участников закупки N 2 (Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договора / контракта)" показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия оценки "Квалификация участников закупки" осуществляется на основании сведений, представленных в предложениях участников закупки.
Максимальное количество баллов по детализирующему показателю оценки "Характеристика квалификации участников закупки N 2 (Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договора / контракта)" - 100.
Оценка по детализирующему показателю рассчитывается по формуле:
,
где:
- количество баллов, присваиваемых заявке, по детализирующему показателю;
- значение детализирующего показателя, содержащееся в предложении участника закупки, заявка которого подлежит оценке по детализирующему показателю "Характеристика квалификации участников закупки N 2 (Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договора / контракта)";
- минимальное значение детализирующего показателя, содержащееся в заявках, подлежащих оценке по детализирующему показателю оценки "Характеристика квалификации участников закупки N 2 (Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договора / контракта)";
- предельное максимальное значение детализирующего показателя.
Лучшим является наибольшее значение характеристики, при этом установлено предельное максимальное значение детализирующего показателя.
= 100 000 000,00 рублей.
Если в предложении участника закупки содержится значение детализирующего показателя, которое выше предельного максимального значения детализирующего показателя, то заявке участника закупки присваивается 100 баллов по данному детализирующему показателю.
Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
Участник заполняет рекомендуемую Форму 4 "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договора/контракта" (Приложение N1 к Порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе).
Для подтверждения исполненного участником закупки контракта (договора) на выполнение работ (оказание услуг) по содержанию (уборке, очистке, санитарной очистке) территорий участник закупки предоставляет в составе заявки копии следующих документов:
- контракт (договор) на выполнение работ (оказание услуг) по содержанию (уборке, очистке, санитарной очистке) территорий со всеми приложениями, дополнениями, изменениями;
- акты выполненных работ (оказанных услуг) к такому контракту (договору).
Надлежаще исполненным контрактом (договором) считается контракт (договор), исполнение которого завершено до даты публикации извещения о проведении настоящего конкурса, при этом последний акт выполненных работ (оказанных услуг), составленный при исполнении такого контракта (договора), должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
В рамках детализирующего показателя "Характеристика квалификации участников закупки N2 (Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договора / контракта)" критерия оценки "Квалификация участников закупки" учитываются только контракты (договоры) на выполнение работ (оказание услуг) по содержанию (уборке, очистке, санитарной очистке) территорий, заключенные в соответствии с Законом о контрактной системе или в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В случае предоставления неполного комплекта документов по контракту (договору) и/или в случае несоответствия сумм, указанных в исполненных контрактах (договорах) и актах выполненных работ (накладных, счетов-фактур) по этому контракту, присвоение баллов по таким контрактам (договорам) будет осуществляться из расчета подтвержденных актами выполненных работ (накладными, счетами-фактурами) сумм.
В случае предоставления информации не по рекомендуемой форме, указанная информация должна содержать все сведения предусмотренные рекомендуемой формой. В случае непредставления информации об исполненных контрактах (договорах) или непредставления подтверждающих документов начисление баллов по данному детализирующему показателю не производится.
Представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, даты, подписи, печати. Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью. Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Не предоставление в составе заявки на участие в конкурсе сведений/документов не является основанием для отказа в допуске к участию в электронном конкурсе.
Предоставление недостоверных сведений является основанием для отказа в допуске к участию в электронном конкурсе".
Изучив вышеуказанный порядок оценки, установленный в рамках показателя "Общая цена исполненных участником закупки договоров" Комиссия УФАС приходит к выводу, что он установлен в соответствии с требованиями Положения.
Спорный порядок оценки не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при выполнении работ по объекту закупки.
Анализ оспариваемого Заявителем порядка оценки позволяет прийти к выводу, что он не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и направлен на выявление лучшего предложения по исполнению контракта.
Доказательств, которые подтверждали бы наличие каких-либо ограничительных факторов, Заявитель не представил, при этом, учитывая, что Закон о контрактной системе не ограничивает право Заказчика самостоятельно формировать перечень документов и информации, при таких данных, в отсутствие какого-либо обоснования неправомерности действий Заказчика по утверждению спорного порядка оценки, иное видение Заявителем методики оценки не свидетельствует о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Довод жалобы признаны необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строительная Перспектива" обоснованной в части довода об установлении ненадлежащего порядка оценки по показателю "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов" критерия "Квалификация участников закупки".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, комиссии Заказчика по осуществлению закупок и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 июля 2023 г. N 44-2762/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2023