Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБПОУ "Санкт-Петербургское музыкально-педагогическое училище" (далее - Заказчик):
ИП Гусятникова Андрея Петровича (далее - Участник, ИП Гусятников А.П.):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 16891-ЭП/23 от 04.07.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку автоматизированных рабочих мест в рамках поддержки отрасли культуры (извещение N 0372200222923000002),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 27.04.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку автоматизированных рабочих мест в рамках поддержки отрасли культуры (извещение N 0372200222923000002) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 754 649,90 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.05.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Гусятников А.П., предложивший цену контракта на 43,5% ниже начальной (максимальной) цены контракта.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Гусятниковым А.П. заключен государственный контракт N 20234 от 22.05.2023 на сумму 991 377,21 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 12.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 22.06.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Гусятниковым А.П.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку автоматизированных рабочих мест в рамках поддержки отрасли культуры (далее - Товар, Оборудование) в течение 20 рабочих дней с момента заключения Контракта (п. 3.1 Контракта), т.е. до 20.06.2023.
По состоянию на 21.06.2023 в нарушение условий Контракта Товар так и не был поставлен в адрес Заказчика.
Участник направил в адрес Заказчика обращение от 15.06.2023 с предложением поставки в рамках исполнения Контракта на поставку Товара с улучшенными характеристиками.
В ответ Заказчик сообщил (письмо N 73/23 от 19.06.2023) о необходимости осуществить поставку в сроки, установленные Контрактом, а также, что замена Товара на товар с улучшенными характеристиками возможна только в том случае, если предлагаемый Участником товар происходит из стран Евразийского экономического союза. Для подтверждения данного факта Заказчик указанным письмом запросил информацию о стране происхождения предлагаемого Участником на замену товара, а также номер реестровой записи из Единого реестра российской радиоэлектронной продукции или Евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза.
Однако по состоянию на 22.06.2023 ответ на письмо N 73/23 от 19.06.2023 от Участника Заказчиком получен не был, Товар Участник не поставил.
Для Заказчика поставка в установленные Контрактом сроки является существенным условием, поскольку выделенное финансирование в виде целевой субсидии предполагает представление в Комитет по культуре Санкт-Петербурга, Министерство культуры Российской Федерации отчета об использовании выделенного финансирования. Товар закупается в рамках реализации Национального проекта "Культура". Указанный Национальный проект разработан в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и скорректирован в соответствии с указом от 21.07.2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Приобретаемые товары необходимы для организации и усовершенствования учебного процесса в СПб ГБПОУ "Санкт-Петербургское музыкально-педагогическое училище". Информация об участии СПб ГБПОУ "Санкт-Петербургское музыкально-педагогическое училище" в реализации Национального проекта "Культура" должна быть представлена на Торжественном мероприятии, запланированном на 01.09.2023.
В связи с изложенным Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
22.06.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Гусятниковым А.П. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 03.07.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что на момент заключения Контракта, ИП Гусятников А.П. исходил из доступности предмета Контракта для поставки, а также из факта, что поставляемое оборудование находится в реестре МПТ. Вместе с тем, на стадии исполнения Контракта данное оборудование было исключено из реестра, аналогичное оборудование производители Товара в реестре не зарегистрировали. В этой связи, 15.07.2023 ИП Гусятниковым А.П. было направлено письмо Заказчику, в котором было указано, что поставка реестрового Оборудования невозможна. В вышеуказанном письме Участник также просил согласовать поставку Товара с улучшенными характеристиками Российского оборудования от ООО "М-инвест" под маркой "XComPuters", что допускается согласно положениям п. 7 ст. 95 Закона о контрактной системе.
По словам представителя Участника, письмом N 73/23 от 19.06.2023 Заказчик отверг предложение ИП Гусятникова А.П., Контракт Заказчиком был расторгнут в одностороннем порядке.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Гусятникова А.П. в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что ИП Гусятниковым А.П. предприняты все необходимые действия для поставки Товара, велась активная работа по исполнению условий Контракта.
Вместе с тем, Участник на заседание Комиссии УФАС не представил документов, свидетельствующих о добросовестном поведении ИП Гусятникова А.П. при исполнении Контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Участник, подавая заявку на участие в Аукционе, выразил согласие на заключение Контракта, содержащемся в составе извещения о проведении электронного аукциона, однако свои обязательства по Контракту не исполнил.
Данные обстоятельства подтверждают недобросовестное поведение Участника, которое нарушило права Заказчика, поскольку Заказчик не достиг цели проводимой закупки.
Из представленных Заказчиком и Участником документов, Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, осуществив демпинг начальной (максимальной) цены контракта, стал победителем Аукциона, однако не исполнил условия Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Гусятникова Андрея Петровича, ИНН: 780600829456, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП Гусятникова Андрея Петровича в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
03.07.23 |
05.07.23 |
04.07.23 |
0 |
04.07.23 |
11.07.23 |
10.07.23 |
0 |
13.07.23 |
13.07.23 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 июля 2023 г. N РНП-78-925/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2023