Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Центр СПИД и инфекционных заболеваний" (далее - Заказчик): по доверенности,
ООО "Цифровые Виртуальные Ассистенты" (далее - Участник, Исполнитель): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 16899-ЭП/23 от 04.07.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по созданию медицинской информационной системы в медицинской организации для нужд СПб ГБУЗ "Центр СПИД и инфекционных заболеваний" (извещение N 0372200267223000044),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 06.04.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по созданию медицинской информационной системы в медицинской организации для нужд СПб ГБУЗ "Центр СПИД и инфекционных заболеваний" (извещение N 0372200267223000044) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 3 780 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.04.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Цифровые Виртуальные Ассистенты".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Цифровые Виртуальные Ассистенты" заключен государственный контракт N 0372200267223000044 от 28.04.2023 на сумму 2 821 100,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 21.06.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Цифровые Виртуальные Ассистенты".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязуется в соответствии с условиями Контракта оказать услуги по созданию медицинской информационной системы в медицинской организации (далее - Услуги) в период в течение 365 календарных дней с момента заключения Контракта (п.п. 1.1 и 1.2 Контракта);
1 этап - 30 календарных дней с момента заключения контракта;
2 этап - с момента окончания 1 этапа в течение 90 календарных дней;
3 этап - с момента окончания 2 этапа в течение 245 календарных дней.
Актом от 15.06.2023 Заказчиком были выявлены факты нарушения Участником требований Контракта, в том числе факта неоказания Услуг в полном объеме в установленный Контрактом срок в отношении первого этапа услуг.
В связи с ненадлежащим выполнением Участником своих контрактных обязательств Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 21.06.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 04.07.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с Решением Заказчика ввиду следующих обстоятельств:
В соответствии с пп. 8.4 п. 1 ст. 3 Закона о контрактной системе под отдельным этапом исполнения контракта понимается часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с Законом о контрактной системе документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Отдельный этап исполнения контракта подразумевает, что в отношении части обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом устанавливается обязанность заказчика обеспечить приемку определенной части поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с оформлением соответствующего документа о приемке, а также оплатить указанную часть выполненного обязательства по контракту (Письмо Минфина России от 25 октября 2021 г. N 24-06-06/86152 "О рассмотрении обращения по вопросам поэтапного исполнения контрактов")
Так, в понимании пункта 8.4 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе выполнение части оказанной услуги само по себе не является отдельным этапом исполнения контракта. Таким образом, этап выполнения работ, если он предусмотрен контрактом, должен заканчиваться подписанием двустороннего документа и оплатой части выполненных работ.
Как следует из условий заключенного Контракта, приемка и оплата оказанных услуг производится после полного оказания услуг на основании акта приемки оказанных услуг, то есть по истечении 365 календарных дней. Поэтапная оплата и приемка не предусмотрена (п. 8 Приложения N1 Контракта и п. 6 Контракта). Соответственно, оказание услуг по Контракту производится в один целый этап с однократной оплатой по итогу, отдельные этапы выполнения работ в смысле законодательства о контрактной системе не предусмотрены. Следовательно, факт невыполнения работ в установленный срок невозможно даже процедурно зафиксировать, так как отсутствует сдача-приемка работ по отдельным этапам.
Использование термина "этап" в Контракте в этом случае является условным и необходим для понимания стадии исполнения Контракта и выстраивания процесса работ, что соотносимо с понимаем календарного плана работ или плана-графика работ. По окончании условленного 30 дневного срока не осуществляется приемка и оплата работ. Так, в п. 1.1.4 Приложения N2 Контракта указано, что по результатам оказания услуг по 1 этапу Исполнитель просто представляет Заказчику отчетные документы согласно Приложению N 3 к Описанию объекта закупки.
В договоре (контракте) должно содержаться условие, прямо предусматривающее момент, с которого Участник считается просрочившим, и применение к нему мер ответственности за просрочку выполнения работ (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 15.10.2019 N 305-ЭС19-12786 по делу N А40-236034/2018). Условие, касающееся юридической ответственности, его содержание должны определенно указывать на признаки состава правонарушения и не допускать двоякого толкования. В противном случае спорное условие должно толковаться в пользу лица, привлекаемого к ответственности, в том числе потому, что противоположная сторона, как правило, является профессионалом в определенной сфере и подготавливает проект договора (пункт 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах").
Согласно Приложению N 3 Контракта Отчетными документами, подтверждающими выполнение указанного объема на этапе 1 "Технический проект" является:
1. Лицензионное (сублицензионное) соглашение
2. Акт приема-передачи неисключительных прав на программное обеспечение
3. Пояснительная записка Технического проекта.
Документы разработаны, МИС установлена, необходимые данные перенесены. Исполнитель должно передать в одностороннем порядке отчётные документы Заказчику с учетом установленного срока, что и было сделано.
Факт сдачи отчетных документов подтвержден (документы направлены на официальную электронную почту Заказчика, переданы нарочно в канцелярию и продублированы Почтой России - см. исх. N45-2023 от 28.05.2023). Какой-либо дополнительной формы отчетности или порядка фиксации относительно установки и переноса данных Контрактом не установлено.
Таким образом, все, что предусмотрено Контрактом со стороны Исполнителя, выполнено.
На момент направления претензий в адрес Участника и решения об одностороннем отказе срок выполнения работ по Контракту еще не наступил.
Таким образом, выводы заказчика о нарушении сроков выполнения работ и наличии оснований для одностороннего отказа от исполнения Контракта являются необоснованными.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Цифровые Виртуальные Ассистенты" в реестр недобросовестных поставщиков поскольку считает, что со стороны ООО "Цифровые Виртуальные Ассистенты" были приняты надлежащие меры для исполнения принятых на себя обязательств, и не допускалось каких-либо нарушений условий заключенного Контракта, которые могли бы послужить основанием для его расторжения.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "Цифровые Виртуальные Ассистенты" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Цифровые Виртуальные Ассистенты", (ИНН: 7727487213), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 июля 2023 г. N РНП-78-932/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2023