Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г. В.,
Членов комиссии:
начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Пызиной Н.Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Поповой П.В.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Балахонова Н.П.,
от заявителя - в отсутствие представителя,
У С Т А Н О В И Л А
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ИП Тожибаева З.П. на действия заказчика - Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по СК по факту осуществления закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме N 0321100032623000110 "Выполнение работ по капитальному ремонту здания Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Ставропольскому краю по адресу: город Светлоград, ул. Тургенева, 24".
Жалоба в порядке ст. ст. 105, 106 Закона N 44-ФЗ принята к рассмотрению и назначена на 11.07.2023 г. с вызовом сторон по делу.
11.07.2023 г. комиссия, рассмотрев доводы жалобы, выслушав пояснения заказчика, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила следующее:
31.05.2023 г. Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки N 0321100032623000110 "Выполнение работ по капитальному ремонту здания Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Ставропольскому краю по адресу: город Светлоград, ул. Тургенева, 24".
По мнению Заявителя, установленный Заказчиком порядок оценки не соответствует положениям Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
В соответствии с положениями конкурсной документации, Заказчиком установлено следующее требование к контрактам (договорам) по показателю "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта":
Подтверждением квалификации участника открытого конкурса в электронной форме является одновременное предоставление следующих документов:
1) исполненных без штрафных санкций контрактов и (или) договоров, заключенные в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), а также исполненных без штрафных санкций гражданско-правовые договоров, предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
По мнению Заявителя, вышеуказанное требование, о наличии успешного исполнения контрактов (договоров) без применения по данным контрактам (договорам) неустоек (штрафов, пеней) не соответствуют Положениям, а именно п.п. "в" пункта 28 Положения.
Согласно разделу V Положения, который регламентирует контракты (договора) по Критерию оценки "Квалификация участников конкурса", установлены следующие требования:
В соответствии с п. 28 Положении в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности данного довода.
В силу довода N2, согласно конкурсной документации Заказчика, в порядке рассмотрения и оценки заявки для показателя "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" установлено следующее:
Подтверждением квалификации участника открытого конкурса в электронной форме является одновременное предоставление следующих документов:
1) исполненных без штрафных санкций контрактов и (или) договоров, заключенные в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), а также исполненных без штрафных санкций гражданско-правовые договоров, предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
В случае изменения условий указанных контрактов (договоров), участником закупки предоставляются дополнительные соглашения к контрактам (договорам) со всеми приложениями. При этом участник закупки вправе не предоставлять приложения к контрактам (договорам) и дополнительным соглашениям к контрактам (договорам), содержащие проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности;
2) копий актов выполненных работ, содержащих все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающих стоимость исполненных контрактов (договоров).
Под копией документа понимается документ, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа и его внешние признаки (дата, номер, наименование документа, подписи и печати (при наличии) сторон).
Цена каждого контракта (договора) должна быть не менее 50% начальной (максимальной) цены контракта настоящего электронного конкурса.
Заявитель указывает, что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки, ограничивающий конкуренцию и нарушающий требования Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, а именно о наличии опыта исполнения контрактов (договоров) с ценой каждого не менее 50% от НМЦК.
Закон о контрактной системе и Положение N2604 не допускают возможности предъявления к предоставляемым участниками документам ограничительных барьеров, обусловленных предоставление контрактов с ценой не менее 50% от НМЦК.
Требование в отношении минимальной стоимости исполненных контрактов является ненадлежащим так как влечет ограничение конкуренции. Кроме того, такое требование лишает возможности предоставления контрактов с незначительно меньшей ценой, которая, тем не менее, будет в совокупности составлять минимальный предел установленный заказчиком для оценки заявки.
В соответствии с п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Таким образом, Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 не содержит никаких ограничительных требовании о стоимости исполненных контрактов.
Комиссия приходит к выводу об обоснованности данного довода.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки было установлено, что Заказчиком в порядке оценки заявок на участие в конкурсе допущены нарушения Постановления Правительства РФ N2604, а именно Заказчиком установлено:
1. "Предмет договоров, оцениваемых по детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам конкурса:
- выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта)"
При этом, согласно п. 31 Постановления Правительства РФ N2604 при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), частью 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, а также контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:
г) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):
договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом настоящего подпункта, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
2. "В случае изменения условий указанных контрактов (договоров), участником закупки предоставляются дополнительные соглашения к контрактам (договорам) со всеми приложениями. При этом участник закупки вправе не предоставлять приложения к контрактам (договорам) и дополнительным соглашениям к контрактам (договорам), содержащие проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности".
Согласно пп. "д" п. 28 Постановления Правительства N 2604 к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом.
Согласно пп. "е" п. 28 Постановления Правительства N 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Согласно абзацу третьему подпункту "в" пункта 24 Постановления Правительства N 2604 документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).
3. "Информация по контрактам, заключенным в соответствии с Законом N 44-ФЗ подтверждается сведениями из Реестра контрактов, заключенных заказчиками с указанием реестровых номеров контрактов, размещенных на сайте www.zakupki.gov.ru. Последний акт, составленный при исполнении контракта (информация по которому представлена участником закупки), должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
Информация по договорам, заключенным в соответствии с Законом N 223-ФЗ подтверждается сведениями из Реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки с указанием реестровых номеров договоров, размещенных на сайте www.zakupki.gov.ru, а также копиями договоров со всеми приложениями, и актами приемки результатов выполненных работ. Последний акт, составленный при исполнении договора (информация по которому представлена участником закупки), должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
Комиссия СФР по осуществлению закупок проверяет информацию из Реестра контрактов, заключенных заказчиками (Закон N 44-ФЗ) и (или) Реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки (Закон 223-ФЗ), размещенных на сайте www.zakupki.gov.ru, представленную участником закупки, на полноту сведений для оценки по данному детализирующему показателю оценки.
Информация по гражданско-правовым договорам подтверждается копиями договоров со всеми приложениями и актами приемки результатов выполненных работ. Последний акт, составленный при исполнении договора (информация по которому представлена участником закупки), должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
При отсутствии информации о реестровых номерах контрактов и (или) договоров в Реестре контрактов, заключенных заказчиками (Закон N 44-ФЗ) и (или) Реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки (Закон 223-ФЗ) на сайте www.zakupki.gov.ru, контракты и (или) договоры не принимаются к оценке".
Согласно пп. "е" п. 28 Постановления Правительства N 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования пп.пп. "д" и "е" п. 28 и п. 31 Постановления Правительства N 2604.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А :
1. Признать жалобу ИП Тожибаева З.П. на действия заказчика - Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по СК по факту осуществления закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме N 0321100032623000110 "Выполнение работ по капитальному ремонту здания Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Ставропольскому краю по адресу: город Светлоград, ул. Тургенева, 24" - обоснованной в части довода N2.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по СК, нарушившими требования Закона N 44-ФЗ, абз. 3 пп. "в" п. 24, пп. "д" и пп."е" п. 28 и п. 31 Постановления Правительства N 2604, в связи с чем выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Н.Г. Пызина
Члены комиссии
П.В. Попова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 11 июля 2023 г. N 026/06/106-1463/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2023