Резолютивная часть оглашена
11.07.2022 г. Самара
В соответствии с письмом ФАС России от 05.07.2023 N ПИ/53340/23 "Поручение о проведении внеплановой проверки", в целях проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) от 07.07.2022 N 131-1 "О проведении внеплановой проверки" Инспекция Самарского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
рассмотрев материалы внеплановой проверки в отношении Заказчика - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Самарский государственный университет путей сообщения" (далее - СамГУПС) на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок на наличие фактов превышения Заказчиком совокупного годового объема закупок, которые Заказчик вправе осуществить на основании п.4 ч.1 ст.93, п.5 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, а так же заключения 6 договоров с одной организацией на одноименные виды работ,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Самарское УФАС России поступило обращение Барсуковой Ю.И., перенаправленное ФАС России с поручением о проведении внеплановой проверки при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение работ по капитальному ремонту в университете СамГУПС.
Как следует из представленных материалов, выявлено искусственное дробление СамГУПС закупок с единственным поставщиком на несколько закупок с целью уклонения заказчика от проведения конкурентных процедур определения поставщика, а так же превышения Заказчиком совокупного годового объема закупок, которые Заказчик вправе осуществить на основании п.4 ч.1 ст.93, п.5 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе.
Так, согласно пунктам 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе при условии соблюдения лимитов объемов закупок, установленных указанными пунктами части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться на суммы до шестисот тысяч рублей, при этом годовой объем таких закупок не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей, а для отдельных заказчиков, указанных в пункте 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе - до шестисот тысяч рублей, при этом годовой объем таких закупок не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей.
Вместе с тем в силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с планом - графиком закупок товаров, работ, услуг на 2023 финансовый год и на плановый период 2024 и 2025 годов СамГУПС, совокупный годовой объем закупок на 2023 год составляет 136 027 805,03 рублей.
Планом - графиком предусмотрены закупки в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (ИКЗ 23 1 6318100463631801001 0039 0000000 244) на сумму 9 911 983,99 рублей, фактически сумма договоров, заключенных по п.4 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе составила 7 385 483,11 рубля, что не превышает 10% от совокупного годового объема закупок.
Таким образом, договоры, заключенные с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не превышают шестисот тысяч рублей, установленные п.4 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе.
Планом - графиком предусмотрены закупки в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (ИКЗ 23 1 6318100463631801001 0040 0000000 244) на сумму 19 476 064,00 рублей, фактически сумма договоров, заключенных по п.5 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе составила 15 485 296,75 рублей.
Таким образом, договоры, заключенные с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не превышают шестисот тысяч рублей, установленные п.5 ч. 1 ст.93 Закона о контрактной системе.
Относительно довода заключения 6 договоров с одной организацией на одноименные виды работ, Заказчик пояснил, что за период с 01.01.2023 по 07.07.2023 СамГУПС на вид работ капитальный ремонт путем осуществления закупки у единственного поставщика, в соответствии с п.5 ч.1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе) было заключено три договора:
- с ООО "КОМПАНЬОН" N П1/2023-05/35 от 15.05.2023 на выполнение работ по капитальному ремонту лестничных маршей и площадок административного корпуса, по адресу г. Самара, Свободы 2В в соответствии с Локальным сметным расчетом на сумму 544 310,77 рублей;
- с ИП Дарземанов Айрат Наилевич N П1/2023-05/37 от 16.05.2023 на выполнение работ по благоустройству территории учебного корпуса N 5, по адресу г. Самара, ул. Свободы 2 в соответствии с Локальным сметным расчетом на сумму 597 615,90 рублей;
- с ООО "КОМПАНЬОН" N П1/2023-05/33 от 22.05.2023 на выполнение работ по капитальному ремонту крыльца общежития N2, по адресу г. Самара, Свободы 2А в соответствии с Локальным сметным расчетом на сумму 524 885,88 рублей.
Способ определения поставщика СамГУПС при заключении вышеперечисленных договоров был определен в соответствии с правом, установленным ст. 24 Закона о контрактной системе: путем проведения конкурентных процедур или осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Вышеуказанные договоры заключены на капитальный ремонт разных объектов, выполнение которых не предусмотрено единой проектной документацией либо единой сметой, что не дает основание считать заключение этих договоров "искусственным дроблением".
В письме от 14 ноября 2019 г. N ИА/100041/19 ФАС России выразила позицию относительно применения пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Так, согласно указанному письму само по себе неоднократное приобретение одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с соблюдением требований, установленных пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не является нарушением требований Закона о контрактной системе, если такие действия не являются результатом антиконкурентного соглашения (статья 16 Закона о защите конкуренции).
Таким образом, вопреки доводам обращения Барсуковой Ю.И., СамГУПС было заключено в рамках соблюдения лимитов объемов закупок, установленных пунктом 5 части 1 статьи 93, три контракта на суммы до шестисот тысяч рублей.
Подписантом контрактов со стороны СамГУПС был ректор Гаранин М.А.
С учетом изложенного, в действиях СамГУПС не усматривается нарушений пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Инспекция Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
В действиях Заказчика - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Самарский государственный университет путей сообщения" нарушение требований Закона о контрактной системе не установлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 12 июля 2023 г. N 38-11006-23/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2023