Резолютивная часть оглашена
12.07.2023 г. Самара
В соответствии с письмом ФАС России от 04.07.2023 N ПИ/52985/23 "Поручение о проведении внеплановой проверки", в целях проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) от 06.07.2022 N 129 "О проведении внеплановой проверки" Инспекция Самарского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
рассмотрев материалы внеплановой проверки в отношении Заказчика -департамента городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки по объекту: Выполнение работ по обеспечению эксплуатационного состояния автомобильных дорог, пешеходных зон и элементов их обустройства на территории Куйбышевского, Ленинского, Железнодорожного, Советского, Октябрьского, Промышленного и Красноглинского внутригородских районов городского округа Самара (Извещение N 0842200002123000181, начальная (максимальная) цена контракта 757 823 703, 14 руб.), в том числе в части объединения в один объект закупки выполнение работ в семи внутригородских районах городского округа Самара.
в присутствии представителя Заказчика (доверенности),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Самарское УФАС России поступило обращение Депутата Государственной Думы Хинштейна А.Е., перенаправленное ФАС России с поручением о проведении внеплановой проверки в отношении департамента городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара (далее - Заказчик).
Указанное обращение содержит статью "Великолепная семерка" Владимира Василенко, аукцион на 757 млн. рублей проводят будто под конкретных победителей", размещенной в телеграмм канале Засекин.ру, из которой следует, что объединение в один лот выполнение работ по обеспечению эксплуатационного состояния автомобильных дорог, пешеходных зон и элементов их обустройства в семи внутригородских округах городского округа Самара влечет ограничение круга участников закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
31.05.2023 в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона по объекту закупки: Выполнение работ по обеспечению эксплуатационного состояния автомобильных дорог, пешеходных зон и элементов их обустройства на территории Куйбышевского, Ленинского, Железнодорожного, Советского, Октябрьского, Промышленного и Красноглинского внутригородских районов городского округа Самара.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 757 823 703,14 руб.
Согласно требованиям статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа или городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно муниципального округа или городского округа при осуществлении дорожной деятельности,
Согласно положениям статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Из статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
С учетом вышеуказанных требований Федерального законодательства устойчивая и эффективная система содержания дорог должна обеспечивать надлежащий уход за сооружениями, их сохранность, бесперебойное и безопасное движение транспорта при оптимальных расходах финансовых средств и материально-технических ресурсов, выделяемых для этих целей, что возможно только при наличии у обслуживающей организации достаточного количества современной дорожно-коммунальной техники.
В письме ФАС России от 24.04.2020 N ИА/35241/20 "По вопросу формирования лота при проведении закупок на содержание/ремонт автомобильных дорог в соответствии с Законом о контрактной системе" с учетом положений Закона о контрактной системе, а также анализа административной практики ФАС России и ее территориальных органов, ФАС России определены следующие критерии, нарушение которых в совокупности свидетельствует о неправомерном формировании лота.
На выполнение работ по содержанию/ремонту автомобильных дорог города:
1) Для населенного пункта, имеющего статус города в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, численность населения которого не превышает 1 миллион жителей, начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1 млрд. рублей.
Для населенного пункта, имеющего статус города в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, численность населения которого более 1 миллиона жителей, начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1,5 млрд. рублей.
2) Срок исполнения обязательств по контракту должен составлять не менее 6 месяцев.
Вместе с тем, принятие решения заказчиком о формировании лота при проведении закупок на содержание/ремонт автомобильных дорог на срок более 6 месяцев с меньшими значениями начальной (максимальной) цены контракта, по мнению ФАС России, будет способствовать расширению конкуренции на данном товарном рынке и дополнительной экономии бюджетных средств.
Начальная (максимальная) цена рассматриваемой закупки составляет менее 1,5 млрд. рублей.
Согласно пункту 7.1. Контракта работы по настоящему Контракту выполняются в один этап с 01.07.2023 по 31.12.2023.
В соответствии с пунктом 9.1. Контракта контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до 30.06.2024, а в части исполнения гарантийных обязательств, предусмотренных статьей 8 настоящего Контракта - до окончания срока их истечения, установленных условиями настоящего Контракта.
Таким образом, при осуществлении закупки рассматриваемой Закупки Заказчиком соблюдены требования, указанные в письме ФАС России от 24.04.2020 N ИА/35241/20.
Формирование рассматриваемой закупки в таком виде определялось действительной потребностью Заказчика, технологическим процессом, территориальным признаком, экономической целесообразностью и эффективностью контроля за выполнением работ. При этом Заказчик исходил из цели минимизации риска некачественного содержания дорог, возможности оперативно реагировать на различные обстоятельства природного или техногенного характера, возникающие в связи с этим последствия на участках дорог, и эффективного освоения бюджетных средств. Специфика такого рода работ характеризуется необходимостью непрерывного, в течение длительного времени, поддержания надлежащего состояния дорог на всей протяженности, обеспечения единого стандарта качества содержания дорог в сложных климатических условиях с перепадом температур и разнообразными осадками, при смене сезонов.
Запросов разъяснений при осуществлении Закупки, жалоб от участников закупки в установленный Законом о контрактной системе сроки не поступало.
При указанных обстоятельствах, Инспекция Самарского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе.
Руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Инспекция Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
В действиях Заказчика - департамента городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 14 июля 2023 г. N 39-15140-23/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.07.2023