Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
в отсутствие представителей ГБУЗ ПК "КДКБ" (уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев обращение (вх. N 9564/23) ГБУЗ ПК "КДКБ" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Занине В. А. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку хозяйственного инвентаря (изв. N 0356500005123000075),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 04.07.2023 г. в 15:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 05.07.2023 г. с целью принятия решения.
Согласно извещению N 0356500005123000075 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку хозяйственного инвентаря (Швабра для пола, с держателем для МОП). Начальная (максимальная) цена контракта - 502 535,40 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
06.03.2023 г. между Заказчиком и ИП Заниным В. А. (далее - Поставщик, Предприниматель) заключен контракт на поставку хозяйственного инвентаря (Швабра для пола, с держателем для МОП) на сумму 145 734,04 руб. (далее - Контракт). Снижение относительно НМЦК составило - 71%.
В связи с тем, что Поставщиком были нарушены условия исполнения Контракта, Заказчиком, было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Условия Контракта, права и обязанности сторон указаны в разделах N 1, 4 Контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Согласно ч. 7 ст. 95 Закона о закупках, при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что 17.03.2023 г. согласно Документу о приемке N 23008 от 17.03.2023 г. Поставщиком поставлен товар (документ о приемке размещен в ЕИС 17.03.2023 г.):
- Швабра для пола, с держателем для МОП, Россия - 530 штук на общую сумму 145 734, 04 руб.
В результате приемки товара Заказчиком установлено следующее (при участии поставщика):
Швабра для пола, с держателем для МОП (Россия) в количестве 530 штук, на этикетке указан размер 43 см*14 см. В процессе визуального осмотра и измерения товара установлено следующее:
Материал рамки: Пластик;
Длина рамки, см: 39;
Ширина рамки, см: 9.
Заказчиком принято решение об отказе от приемки товара, поставленного по Документу о приемке N 23008 от 17.03.2023 г. в полном объеме. Срок на устранение нарушения (замена товара на соответствующий Техническому заданию к Контракту) - в течение 5 рабочих дней с момента получения мотивированного отказа (до 21.04.2023 г. включительно). 18.05.2023 г. Заказчиком отправлена претензия от 12.05.2023 г. за исх. N 01-07-1123 Поставщику с требованием в срочном порядке заменить товар, не соответствующий Техническому заданию и спецификации к Контракту. Заказчик указал, что по состоянию на день принятия решения об одностороннем отказе замена товара по Документу о приемке N 23008 от 17.03.2023 г. Поставщиком не осуществлена.
В связи с вышеуказанным, Заказчиком 15.06.2023 г. сформировано и размещено в единой информационной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 15.06.2023 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 27.06.2023 г.
Информация об ИП Занине В.А. направлена в адрес Пермского УФАС России 28.06.2023 г. посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии ИП Занин В.А. указал, что отсутствие возможности поставить товар, в полной мере соответствующий условиям Контракта, обусловлено нарушением логистических цепочек поставок, вызванных мерами ограничительного характера в отношении РФ, что повлекло за собой повышение стоимости держателей МОП из пластика (ABS). Предприниматель указал, что выше описываемые обстоятельства повлекли за собой двукратное увеличение стоимости товара, поставка которого предполагалась. В целях исполнения обязательств по Контракту, Поставщиком осуществлялось взаимодействие с Заказчиком на предмет поставки товара со схожими, относительно указанных в Контракте, характеристиками.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, Комиссия отмечает, что доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, либо об отсутствии вины в своих действиях, свидетельствующих о добросовестном исполнении условий контракта, ИП Заниным А.В. не представлено.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о закупках, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно Приложению N 2 к Контракту, Швабра для пола, с держателем для МОП должна соответствовать, в том числе, следующим характеристикам:
- Материал рамки: Пластик (ABS);
- Рамка для насадок: С шарнирным соединением и складным механизмом;
- Длина рамки, см: 40;
- Ширина рамки, см: 10;
- Длина ручки, см: 120;
- Толщина стенки ручки, мм: 0,4;
- Диаметр ручки, см: 2,2.
Кроме того, согласно Приложению N 2, страной происхождения требуемого к поставке товара является Россия.
Установлено, что поставленный 17.03.2023 г. Поставщиком товар не соответствует условиям Контракта в части следующих характеристик:
- Материал рамки (фактически поставлен товар из материала пластик);
- Длина рамки (фактически поставлен товар с длиной рамки 39 см.);
- Ширина рамки (фактически поставлен товар с шириной рамки 9 см.).
Комиссия отмечает, что в данном случае несоответствие размеров швабры для пола требованиям Контракта обуславливает технологическую невозможность их применения Заказчиком с имеющимися у него на балансе расходными материалами.
Кроме того, в адрес Комиссии Предпринимателем были представлены сведения о разнице в стоимости швабры с флаундером 40 см., черенок 120 см., резьба 1,6 см, МОП микрофибра/абразив, карманы (ТИП К), Laima по состоянию на 12.02.2023 г. и на момент расторжения контракта.
Как было указано ранее, Контрактом установлено требование к стране происхождения товара - Россия.
Вместе с тем, согласно информации, полученной из общедоступных источников, страной происхождения товара швабра для пола "Laima" является Германия, а, следовательно, указанный товар также не соответствует требованиям Контракта.
Кроме того, Поставщиком в адрес Комиссии не представлено доказательств нарушения логистических цепочек, а также наличия иных препятствий, обуславливающих невозможность исполнить условия Контракта. Являясь субъектом предпринимательской деятельности, не ограничен в выборе контрагентов.
Необходимо отметить также, что даже при наличии обстоятельств роста цены на товар, они не могут быть расценены в качестве обстоятельств непреодолимой силы, так как не отвечают требованиям чрезвычайности и неотвратимости.
Повышение стоимости товара относится к рискам предпринимательской деятельности, следовательно, Поставщик, действуя при осуществлении предпринимательской деятельности на свой страх и риск, с должной степенью заботливости и осмотрительности, должен был, с учетом срока исполнения Контракта, а также в условиях реальной экономической действительности оценить возможности исполнения договорных обязательств еще на этапе заключения спорного договора.
Относительно довода Поставщика о том, что им осуществлялось взаимодействие с Заказчиком на предмет поставки товара со схожими, относительно указанных в Контракте, характеристиками, Комиссия отмечает следующее.
Поставщик указывает, что 24.03.2023 г. и 10.04.2023 г. он обращался к Заказчику с предложением о поставке товара со схожими характеристиками, не в полной мере соответствующего условиям Контракта (Образец N1: Длина рамки, см: 39,7; Ширина рамки, см: 9,8; Образец N2: Длина рамки, см: 38,5; Ширина рамки, см: 9,5;)
При этом, в адрес Комиссии не представлено документально оформленных доказательств, свидетельствующих о взаимодействии Поставщика с Заказчиком по вышеуказанному вопросу, а также указывающих на весь перечень характеристик предлагаемых Поставщиком на замену товаров. Представленные в адрес Комиссии фотографии швабр для пола не содержат в себе сведений, достаточных для вывода об их функциональных и технических характеристиках, а также о стране происхождения и товарном знаке.
Кроме того, необходимо отметить, что согласно ч. 7 ст. 95 Закона о закупках, в ходе исполнения контракта допускается лишь замена товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
Изучив представленные в материалы обращения документы, Комиссия приходит к выводу, что ИП Заниным А.В. нарушены условия исполнения Контракта.
Комиссия отмечает, что в настоящем случае ни одно из обстоятельств не выполнения возложенных обязанностей не находилось вне воли и контроля Поставщика, не являлось следствием непреодолимой силы.
Участник закупки, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, а именно включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в случае совершения им действий (бездействий), нарушающих требования законодательства Российской Федерации о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Учитывая, что отношения по заключению Контракта носят гражданско-правовой характер, в данном случае Поставщик обязан доказать, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, он принял все меры для надлежащего исполнения обязательств. Доказательств добросовестности своего поведения Поставщик в материалы дела не представил, в этой связи доводы Поставщика о его добросовестном поведении признаются безосновательными.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч.1 ст.1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Закона о закупках.
Согласно п.2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п.3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что бездействие Поставщика свидетельствует о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения об Поставщике подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно п. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В данном случае оснований, предусмотренных пп. 15 ПП РФ N 1078 в материалах дела не содержится.
При этом, Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Поставщика, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об Индивидуальном предпринимателе Занине Владимире Анатольевиче (614081, Пермский край, г. Пермь, ул. Кронштадтская 45-80, ИНН: 594402826821) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений об ИП Занине Владимире Анатольевиче в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
3. Датой исключения сведений об ИП Занине Владимире Анатольевиче из реестра недобросовестных поставщиков считать 10.07.2025 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 5 июля 2023 г. N РНП-59-204
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2023