Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ИМН" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Пермская краевая клиническая больница" (далее - Заказчик), при проведении электронного аукциона на поставку белья стерильного для гинекологического отделения (изв. N 0356200002023000885),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение жалобы было назначено на 03.07.2023 г. в 11:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 05.07.2023 с целью изучения документов, анализа материалов жалобы и принятия решения.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356200002023000885 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку белья стерильного для гинекологического отделения.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 21.06.2023 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 2 593 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 29.06.2023 г.
Заявитель полагает, что Заказчиком в позиции N 4 Технического задания неправомерно установлены следующие требования:
- требование единого регистрационного удостоверения (далее - РУ) на поставляемый набор;
- поставляемый набор в единой упаковке.
Заявитель утверждает, что наборов с такой комплектацией на рынке не имеется.
Вместе с тем, как указывает Заявитель, в позиции N 3 Технического задания - "Набор для акушерских/гинекологических операций, не содержащий лекарственные средства, одноразовый" Заказчиком не установлено требований к единому РУ и единой упаковке.
В своих письменных пояснениях Заказчик указывает на то, что используемый при описании объекта закупки код позиции КТРУ - 32.50.50.190-00000536 не содержит в себе характеристик товара. Таким образом, Заказчику предоставлено право описать товар в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заказчик утверждает, что набор, указанный в позиции N 4 Технического задания может быть поставлен с единым РУ и в единой упаковке, о чем указывает в своих пояснениях, подтверждая свою позицию предоставленными РУ с подходящими наборами.
Относительно довода Заявителя об отсутствии аналогичных требований в позиции N 3 Технического задания, Заказчик указывает, что сформированное им описание объекта закупки не противоречит Закону о контрактной системе, поскольку код позиции КТРУ - 32.50.50.190-00000536 не содержит в себе характеристик товара. Таким образом, Заказчику предоставлено право описать товар в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе следующую информацию:
- информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 323) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
В соответствии со статьей 38 ФЗ N 323 Правительством Российской Федерации Утверждены правила государственной регистрации медицинских изделий.
Согласно п. 2 Правил государственной регистрации медицинских изделий государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о контрактной системе, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Согласно Требованиям к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по её заполнению, а именно п 2.3 документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке):
- копии действующих регистрационных удостоверений, выданных соответствующими уполномоченными Федеральными органами исполнительной власти, с приложениями, либо информацию о реквизитах такого регистрационного удостоверения (номер регистрационного удостоверения, дата регистрации, наименование и адрес юридического лица, на имя которого выдано регистрационное удостоверение).
Проанализировав приложения к извещению о закупке, Комиссией установлено, что в пп. 15, пп. 16 позиции N 4 Технического задания Заказчиком установлены следующие требования к товару: "все комплектующие набора находятся в единой стерильной упаковке", "на весь комплект распространяется единое регистрационное удостоверение".
Так, Заказчиком, в подтверждение своей позиции о наличии на рынке соответствующих Техническому заданию наборов, было предоставлено:
- РУ на "Белье и изделия медицинские одноразовые стерильные в комплектах" производителя ООО "ПКФ "Медкомплект";
- РУ на "Комплект белья для гинекологических операций" производителя ООО "Здравмедтех".
С целью принятия объективного решения Комиссией были сделаны запросы производителям ООО "ПКФ "Медкомплект" и ООО "Здравмедтех".
Как следует из письма производителя товара "Белье и изделия медицинские одноразовые стерильные в комплектах" ООО "ПКФ "Медкомплект", - комплектов, соответствующих техническому заданию Заказчика им не производится.
Ответ от ООО "Здравмедтех" на дату принятия решения по жалобе не поступил.
Таким образом, Заказчиком не доказано наличие двух и более наборов гинекологических соответствующих требованиям позиции 4 Технического задания.
Относительно довода заявителя об отсутствии аналогичных требований касаемо единого РУ и единой упаковки в п. 3 Технического задания установлено следующее.
Заказчиком с доводом также не согласен, указал на необходимость поставки набора, в качестве подтверждения своей позиции о наличии на рынке соответствующих Техническому заданию наборов, было предоставлено:
- РУ на "Набор гинекологический смотровой одноразовый стерильный "Ева" производителя ООО "Полимерные изделия";
- РУ на "Наборы гинекологические Vogt Medical" производителя "Фогт Медикал Фертриб ГмбХ"
- РУ на "набор гинекологический смотровой, одноразовый, стерильный" производителя ООО "АЛАЙФ-ДАФИНА".
Комиссия, изучив представленные в материалы жалобы документы, установила, что в них отсутствуют сведения о характеристиках медицинских изделий, входящих в состав набора, в связи с чем, не представляется возможным сделать вывод об их соответствии требованиям технического задания.
Следовательно, Заказчиком также не доказано соответствие вышеуказанных наборов требованиям позиции 3 Технического задания.
Таким образом, Заказчиком не доказано наличие двух и более наборов гинекологических, соответствующих требованиям позиции 3 Технического задания.
Таким образом, в действиях Заказчика имеется нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
Комиссия обращает внимание, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.07.2023 NИЭА1 подана одна заявка.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ИМН" на действия ГБУЗ ПК "Пермская краевая клиническая больница", при проведении электронного аукциона на поставку белья стерильного для гинекологического отделения (изв. N 0356200002023000885) обоснованной.
2. Признать в действиях ГБУЗ ПК "Пермская краевая клиническая больница" нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 5 июля 2023 г. N 9565/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2023